История

Рецепты православной кухни

 

Составитель А. Баранов

 

 

Оглавление

ВЕЛИКИЙ ПОСТ.................................................................................................................... 2

ПЕТРОВ ПОСТ...................................................................................................................... 22

УСПЕНСКИЙ ПОСТ............................................................................................................. 26

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ............................................................................................... 29

Приложение: РЕЦЕПТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУХНИ.................................................... 33

САЛАТЫ............................................................................................................................. 33

ПЕРВЫЕ БЛЮДА.............................................................................................................. 35

ВТОРЫЕ БЛЮДА.............................................................................................................. 39

КВАСЫ, КОМПОТЫ........................................................................................................ 42

ГРИБЫ................................................................................................................................. 44

РЫБА................................................................................................................................... 46

ПИРОГИ.............................................................................................................................. 48

ОБРЯДОВАЯ КУХНЯ...................................................................................................... 50

 

 

Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание... (Святитель Иоанн Златоуст).

 

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

История

Как в Православной Церкви появился
пост Четыредесятницы?

«Дидахэ», древнейший христианский литургический памятник (предположительно, посл, треть I в.), говорит только о двух видах поста у первых христиан: 1) еженедельный пост по средам и пятницам и 2) пост в течение нескольких дней, который соблюдался в случае Крещения новообращенного, причем постились и сам крещаемый, и совершавший Таинство священнослужитель, и «некоторые другие» (восприемники?; гл. 7). Предкрещальный пост отмечается и у многих других раннехристианских авторов: «[Тех, кто обращается в христианство,] учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними» (сщмч. Иустин Философ. 1 Апология. 61); «Приступающим ко Крещению нужно молиться частыми молитвами, с постами, коленопреклонениями и бдениями, с исповеданием всех прежних грехов» (Тертуллиан. О крещении. А)). Во II-III вв. в Церкви всеобщим сделался обычай устраивать торжественное Крещение раз в году – на Пасху, а время перед Пасхой стало постом по причине Крещения. Кроме того, и сама Пасха во II-III вв. многими понималась не как праздник Воскресения Христова только, а как праздник Креста и Воскресения. В связи с этим празднование Пасхи заключалось в посте (которым отмечалось событие Распятия) и следовавшей за ним Евхаристией (указывавшей на Воскресение). Наконец, в III-IV в. в Александрийской и некоторых других Церквах существовал обычай поститься 40 дней после праздника Крещения Господня – в подражание Самому Господу Иисусу Христу. Предкрещальный, Пасхальный посты и пост после праздника Крещения Господня и превратились после IV в. в посты Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, т.е. – в Великий Пост.

Однако, хотя пост Четыредесятницы и возник в связи с подготовкой к Крещению, уже в III в. на него смотрят, как на нечто самоценное. Таким он является отчасти уже в свидетельстве «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (V в.). «Каноны Ипполита» (IV в.) говорят о нем без отношения к Крещению, хотя тотчас после чина Крещения. «В дни поста, которые установлены в правилах на четвертый день недели и в шестой, и в Четыредесятницу... (повреждено), кто же присоединяет к ним другие посты, получит награду. Кто же этому противится и кого в этом не извиняет болезнь, бедствие или необходимость, тот противится Богу, постившемуся за нас» (Гл. 154). Наконец, о Четыредесятнице упоминает Ориген: «Мы имеем дни Четыредесятницы, посвященные посту» (Беседы на книгу Левит. 10).

Но не во всех церквах Предпасхальный пост сразу получил 40-дневную продолжительность. В конце II Пасхальный пост, согласно свидетельству сщмч. Иринея Лионского, продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов. Относительно Александрии, где жил и трудился Ориген, имеется свидетельство, что предпасхальный пост ограничивается здесь в середине III в. несколькими днями. Св. Дионисия, еп. Александрийского (246-265 гг.), еп. Василид спрашивал, когда нужно оканчивать Пасхальный пост: вечером ли в субботу или утром в воскресенье при пении петуха, как это делается в Риме. Высказав свой взгляд на различные сроки для конца поста, Александрийский епископ прибавляет: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможения, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста не только не постились без перерыва, но и вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т.е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное, если воздерживаются до утра, то я думаю, что они не были в таком подвиге, как те, которые упражнялись больше дней» (Послание к Василиду. Гл.1).

Противоречие между Дионисием и Оригеном можно примирить тем, что Ориген, живший долго в Палестине, говорит о практике тамошней церкви. Удлинение поста до 40 дней могло первоначально произойти в Палестине. А так как Иерусалимская церковь пользовалась большим авторитетом, то отсюда 40-дневный пост легко мог распространиться по всему христианскому миру. В самом начале IV в. он уже распространился по всем поместным церквам. Следовательно, возникнуть он должен был не позже III в. Переходом от недельного поста к 40-дневному мог быть двух или трехнедельный пост – срок, которым ограничивался Предпасхальный пост кое-где еще и в IV в., по свидетельству историка Сократа («Церковная история». VII, 19).

После IV в. общецерковной становится практика соблюдения поста в течение 40 дней (Св. Четыредесятницы), а также еще недели перед Пасхой (Страстной Седмицы); перед Великим Постом в некоторых местностях практиковался еще и дополнительный недельный пост (отсюда возник соблюдаемый в Православной Церкви запрет вкушения мяса на Масленицу и совершение в среду и пятницу на Масленицу служб по типу великопостных, без Литургии). Со временем на все дни Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы были написаны соответствующие песнопения, возникла особая система великопостных памятей (все воскресенья Великого Поста, все дни Страстной Седмицы, многие субботы и некоторые будние дни поста посвящены тем или иным событиям или лицам Священной и церковной истории). С XI в. сложившаяся в Православной Церкви система великопостных памятей уже не менялась, и службы Великого поста, совершаемые сегодня, мало отличаются от тех, что пели наши предки тысячу лет назад.

 

 

Протоиерей Александр Шмеман
Толкование Великого Поста

 

 

Это краткое толкование Великого Поста написано для тех все более многочисленных в наши дни читателей, которым хотелось бы лучше понять богослужебную традицию Церкви и принимать более сознательное участие в ее жизни.

Мы знаем, что покаяние – начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: «Покайтесь» (Мф. 4:17). Но что такое покаяние? В суете нашей ежедневной жизни мы не успеваем задуматься над этим и считаем, что в общем-то, к чему нас обязывает Пост, – это воздерживаться от скоромной пищи и излишних развлечений, пойти исповедаться, получить от священника разрешение грехов, причаститься (один раз за весь год!) и затем считать, что «все в порядке» до будущего года.

Но ведь недаром Церковь специально определила эти семь недель, посвященных покаянию, недаром она зовет нас к длительному и усиленному духовному подвигу. Все это, конечно, должно относиться лично ко мне, к моей вере, моей принадлежности к Церкви. А если это так, то, конечно, мой долг – постараться вникнуть и понять учение моей Церкви о Посте, постараться быть православным не только по имени, но и по самой жизни.

Что такое покаяние? Зачем оно нам нужно? Как проводить его в жизнь? Великий Пост дает нам ответ на все эти вопросы. Великий Пост – настоящая школа покаяния, в которой каждый человек должен ежегодно учиться углублять свою веру, пересматривать свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменять. Великий Пост – это ежегодное паломничество к самым истокам православной веры, где нам вновь открывается, как должен жить православный человек.

В образах, в самом строе богослужебной жизни Церковь открывает нам за этот единственный в году период весь смысл Поста.

Поэтому это краткое объяснение Поста основано если не исключительно, то главным образом на великопостных службах. Я надеюсь, что читатель сам почувствует, что нет ничего прекраснее и глубже, ничего более вдохновляющего и вдохновенного, как то, что Церковь, наша Мать, открывает и щедро дает нам, как только мы вступаем в это благословенное время «сорокадневной весны».