Глава №1: Объединение Китая под власть Цинь

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им Ф. М. Достоевского»

Исторический факультет

Кафедра: социальной работы, педагогики и психологии

РЕФЕРАТ

Империя Цинь

 

 

Выполнил студент 1 курса

Ихсанов Э. Р.

Группы: №ИОБ101-О

Проверил: Савенко О. М.

 

 

г. Омск 2012

План

 

1.Обьединение Китая под властью Цинь

2.Аграрное отношение и ремесло

3.Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши – хуана

4.Народная война 209 – 202 гг. до н.э. и крушение циньской империи

5. Вывод

6. Список литературы

 

 

Глава №1: Объединение Китая под власть Цинь

 

 

Данная работа повествует нам об истории создания великой но короткой по своему времени китайской империи Цинь (221–202гг. до н.э.). Империя Цинь занимает важное место в многовековой истории Китая. Именно в этот период были заложены основы политического и экономического единства страны, проведён целый ряд реформ, сыгравших прогрессивную роль в истории развития древне - китайского общества.

Период Чжаньго или Воюющих царств (453–221 гг. до н.э.). предшествующий созданию на территории Китая единой империи одна из сложных и малоизученных страниц в истории Китая. В то время территория страны была раздробленная на ряд самостоятельных царств, главенствующее положение среди которых занимали наиболее крупные из них: Цинь, Чу, Хань, Чжао, Вэй и Янь. Царство Цинь располагалось на севера – западе страны, его территория включала в себя западную и севера – восточную части современной провинции Шэньси, восточную часть Ганьсу и северную часть провинции Сычуань. Столицей царства был город Саньян. На востоке Цинь отделяли от других царств гора и река Хуанхэ. Такое месторасположение было выгодно в стратегическом отношении и сыграло в дальнейшем положительную роль в истории этого царства. По мнению Фань Вэнь – Ляна, население семи царств не превышало 20 миллионов человек. Помимо перечисленных выше государств, в Китае в период Чжаньго существовали такие мелкие царства, как Сун, Лу, Вэй, Тэн, Се, Чжоу и др. Большинство из них находилось в зависимости от какого – либо крупного царства. В ходе между усобной борьбы семи царств, все эти мелкие государства были уничтожены. С 5–6 вв. до н. э. Китай пережил значительный экономический подъём. Период Чжаньго можно по праву назвать эпохой широкого распространения железных орудий в Китае. Судя по сообщению «Гуань – цзы» в период Чжаньго наблюдается также существенные сдвиги в технике плавки железа. В период Чжаньго широко развивалась торговля как внутри царств, так и между отдельными царствами. Развитие торговли способствовало быстрому росту городов. В период Чжаньго возникает большое количество новых городов, разрастаются старые города. Столицы почти всех царств являлись крупными, торговыми ремесленными центрами с большим количеством населения. Растущие торговые связи способствовали развитию водного транспорта одного из самых удобных и дешёвых средств сообщения. В период Чжаньго была сооружена целая система каналов, связывающих различные царства Китая. В « Исторических записках», в главе « Реки и каналы» даётся довольно подробная картина речных торговых путей, которые начинались у Иньяна, на территории царства Хань, и шли вниз по Хуанхэ, затем поворачивали на юго – восток по каналу Ханьгоу это позволило регулярный торговый обмен между такими мелкими, разобщёнными ранее царствами центральной равнины, как Сунн, Чжэн, Чэнь, Цай, Цао, Вэй и др. Стремление к установлению экономических связей между отдельными районами страны особенно наглядно прослеживается на примере развития формы денег эпохи Чжаньго. В начале этого периода на территории страны имели хождение бронзовые монеты трёх видов: мече образная, в форме заступа и в виде раковины. Мечеобразная монета имела хождение в царствах Ци, Янь и частично Чжао и Вэй, монета же в форме раковины – в пределах царства, Чу, К концу же Чжаньго в результате укрепления торговых связей все, царства кроме, Чу, переходят к выплавке одинаковых по форме круглых монет. В начале, Чжаньго наметилось сближение письменности Ци и Лу. Письменность этих царств, отличавшаяся простотой в написании иероглифов, получила позднее, в период Хань наименование «чувэнь» - древнее письмо.

К началу второй половины периода Чжаньго в Китае созрели предпосылки, необходимые для объединения страны к этому времени произошли коренные изменения и в соотношении сил борющихся царств. Хотя в конце 4 века до н. э. территория страны всё ещё была разделена на семь независимых враждовавших царств, однако соотношение сил было уже далеко не то, что в начале периода Чжаньго.

К этому времени возвеличивается царство Цинь. В результате непрерывных междоусобиц войн царства Ци, Чжао, Хань,Янь,Чу и Вэй утратили своё былое могущество их армии терпели одно поражение за другим, значительная часть торритории была захвачена царством Цинь. Некоторые из этих царств, в частности Чжао, Хань, Чу и Вэй опасаясь внезапных вторжений циньских войск и не надеясь больше на боеспособность своих армий, вынуждены были перенести столицы государств в более безопасные места, подальше от границ Цинь. Военные успехи Цинь могут быть объяснены в значительной степени теми преобразованиями, которые были проведены Шан Яном в середине 4 века до н.э. Преобразования Шан Яна, первого советника циньского императора Сяо Гунна (361–338 гг. до н. э.) подорвали позиции наследственной аристократии, привели к усилению царской власти и армии государства Цинь.

Реформы Шан Яна были направлены также на ликвидацию собственности территориальной общины на землю, что было выгодно зажиточным слоям общины на землю, что Сяо Гунна (361–338 гг. до н. э.) подорвали позиции наследственной аристократии, привели к усилению царской власти и армии государства Цинь.

Реформы Шан Яна были прерваны из - за на ликвидации собственности территориальной общины на землю, что было выгодно зажиточным слоям общины, на которые как раз и опирался циньский император во всех внутренних и внешних и мероприятиях.

В 246г. до н. э. после смерти императора Чжуан Сян – Вана на престол царства Цинь вступил его сын Инь Чжен, известный как в истории под именем Цинь Шихуанди. К середине 3 века до н. э. царство Цинь занимало довольно обширную территорию, судя по сообщению Сыма Цяня, циньцы присоединили к своим владениям территорию современной провинции Сычуань, западную часть провинции Хубэй, юг Шаньси, а на востоке дошли до нынешнего Чженчжоу в провинциях Хэнань. Все эти земли были захвачены у царств Хань, Вэй, Чжао, Чу и государства Ба и Шу. Присоединение богатых земледельческих районов с развитым ремесленным производством (например, север Сонуани с её крупными железоплавильными мастерскими) усилили экономическую и военную мощь циньского царства.

К времени вступления на престол, Ин Чжену было всего 13 лет, до его совершеннолетия государством фактически управлял первый советник императора Люй Бу – вэй – крупный торговец родом из империи Вэй. Воцарение Ин Чжэня на первых порах не привело ни к каким изменениями во внутренней, ни во внешней политике. Как и прежде, остриё внешней политики было направлено на захват чужих земель.

return false">ссылка скрыта

В 224г. до н.э. циньские войска под командованием полководца Мэн Ао вторглись во владения ханьского царства и захватили 13 городов; в 242г. до н. э. циньская армия в результате неоднократных нападений на царство Вэй заняла двадцать вэйских городов. Стремясь отразить наступление циньской армии, царства Хань. Вэй,Чжао и Чу объединились и в 241г. до н. э. напали на Цинь захватив у него населённый пункт Шоулин, однако подоспевшая циньская армия разбила объединённые войска пяти царств, отбросив их назад. После этих событий царстве Цинь прекращается на время активные боевые действия, что вероятно, объясняется обострением борьбы внутри правящей группировки циньского государства. Как уже отмечалось, выше все государственные дела циньского царства решал пока Люй Бу – вэй однако с наступлением совершеннолетия Ин Чжэна ему пришлось бы лишь довольствоваться простым исполнением приказов сверху.Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состоятся в 238г. до н. э. когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что Люй Бу – вэй в 239г. до н. э. пытался сместить неугодного ему правителя. Ещё за несколько лет до этого он приблизил к матери Инь Чжэня одного из своих надёжных помощников, Лао Ая очень скоро добился расположения вдовствующей царицы и стал пользоваться неограниченной властью. В 238г. до н. э. Лао Ай похитил царскую печать вдовствующей царицы и вместе с группой своих приверженце мобилизовал часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному императору удалось раскрыть этот заговор – Лао Ай и двенадцать крупных чиновников руководителей заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов. В 237г. до н. э. Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бу – вэя. В 234г. до н. э. он покончил с собой. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства. Ин Чжэн снова приступил к внешним завоеваниям. В это время большую роль играет при циньском дворе Ли Сы, выходец из царства Чу. Он принимает участие в разработке внешних и внутренних мероприятиях. В 230г. до н. э. по совету, Ли Сы Инь Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства, превратив её циньский округ. Это было первое царство, завоёванное империей Цинь. В следующем 229г. до н. э. циньская армия под командованием полководца Ван Цзяня напала на царство Чжао и в ходе упорных боёв в 228г. до н. э. окончательно покорил его. Овладев царством Чжао, циньские войска повернули на юго – восток и вторглись на территорию Вэй; в 225г. до н. э. и захватили её. В следующем году циньская армия под руководством полководца Ван Цзяня разбила войска империи, Чу, и в 223г. до н. э. окончательно завоевала, царство. Чу. В 222г. до н. э. циньские войска захватывают империю Янь, а в 221г. до н. э. царство, Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создаётся единая империя страны. На месте разрозненных царств создаётся единая империя с централизованной властью. Это был прогрессивный шаг в истории развития китайского общества.

Принимая титул Хуанди (Первого императора династии Цинь). Стремился подчеркнуть божественный характер своей власти. Ин Чжэн торжественно объявил о своём высочайшем рескрипте. «Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования Эрили («Второй») Саньши («Третий»), и так вплоть до десятков тысяч поколений будут они наследовать бесконечно». Честолюбивым мечтам Цинь Шихуанди не суждено было осуществится : просуществовав всего 14 лет, созданная им империя пала под ударом народного восстания. И тем не менее полтора десятка лет существования империя Цинь – это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано - то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй древности и средневековья.

Разгром шести царств и объединение территории страны Цинь Шихуана, направленные на ликвидацию последствий политической раздробленности. Территория страны была поделена на 36 крупных административных округа. Одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осуществил некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К их числу относятся введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства. Что касается наказаний за преступление, то положение о них в основном были заимствованы из законов Шан Яна и отличались крайней жестокостью.

В первые, годы своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию монеты, мер и весов, а также письменности. Введение единой системы мер и весов было необходимо для установления налогового обложения населения. К 221г. до н. э. территория циньской империи занимала весьма обширное пространство. Как сообщает Сыма Цянь, её границы на востоке доходили до берегов Бохайского и государства Чаосянь, (современная Корея). На западе – до Линьцяо (в центральной части современного Ганьсу) на юге – до Бэйсяньху, на севере граница шла по излучине реки Хуанхэ, являвшейся естественной преградой далее следовала вдоль хребта Иншань вплоть до Ляодуна. Прежде всего Инь Чжень обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творившие смуту» и препятствовавшие во водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн завил, что в гибели шести царств повинные первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь.

Личные распоряжения императора назывались чжи, а его приказы по всей Поднебесной – чжао. До 221г. до н. э. в Китае существовал обычай, согласно которому после смерти правителя его сыновья совместно с сановниками давали ему посмертное имя. Все императоры циньской династии должны были именоваться в порядке очереди престолонаследия. Приняв новый титул, Цинь Ши – Хуан попытался идеологически обосновать верховное право новой династии на всю территорию Китая. Для этой цели как нельзя подходило учение Цзоу Яна из царства Ци о взаимопреодолении пяти первоэлементов – вода, огонь, дерево, металл и земля – соответствовал периоду определённой династии, являясь её «добродетелью». Изоу Ли разработал и создал целую систему взаимоопределения пяти первоэлементов по которой металл побеждает дерево, дерево – землю, земля – воду, вода – огонь, огонь – металл. В 221г. до н. э. Цинь Ши – Хуан приступил к сознанию имперских органов управления, учреждённая в империи Цинь, была заимствована большей частью из циньского царства.

Во главе военного ведомства стоял Тайвэй, командующий всеми воинскими соединениями страны. В период Цинь регулярная армия комплектовалась путём мобилизации мужчин, достигших 23 лет. Судебное ведомство возглавлялось Тинвэем. По сообщению источника он ведал законами о наказаниях. Во главе финансового ведомства стоял чжисунэйши. Должность эта появилась впервые в империи Цинь. В его руках были сосредоточены злаки и товары. В его обязанности входило, и руководство сбором налогов со всей обширной территории страны. На местах сборов налогов ведали специальные чиновники ючжи. Одним из основных ведомств циньского государства было ведомство императорского двора, возглавляемое чиновниками шаоф. Появилось ведомство шаофу. По сообщению Бань Гу, циньский шаофу «ведал сбором налогов с гор, морей, искусственных водоёмов и озёр».

Для успешного осуществления столь важных функций циньскому шаофу были приданы шесть помощников и огромный штаб чиновников, включавший представителей тридцати двух различных чиновничьи категорий. Таким образом, впервые в истории развития государственного строя древнего Китая было создано специальное ведомство, основной целью которого являлось обслуживание личных нужд императора. Из всех служащих подчинённых шаофу, наибольший интерес представляют чиновники категории душуй. Он ведал оросительными каналами, плотинами и водяными шлюзами, охрана оросительных каналов и самое главное, они руководили работой по орошению полей, по-видимому, в больших масштабах. Ведомство по охране императора возглавлялось двумя чиновниками ланчжунлином ивэйвэем. Циньский тайпу ведал всеми государственными колесницами и лошадьми. В период империи Цинь на северных и западных окраинах страны, т.е. в местах с наиболее тучными естественными пастбищами, было расположено 36 огромных государственных конных завода, где находилось 300 тыс. коней. Во главе конезавода стоял специальный чиновник мушиваньлин, который имел трёх помощников. В обязанности узунчжена входило руководство всеми вопросами и делами, связанными с членами императорского рода, за исключением самого императора.

Особое место в центральном государственном аппарате занимала верховная прокуратура, возглавляемая юйши дайфу. Чиновники этого ведомства, носившие звание юйши, ведали наиболее ценной частью государственного архива. Среди архива руководителей центральных ведомств наиболее высокое расположение занимали тайвэй – глава военного ведомства и юйши дайфу – верховный прокурор. Выделение этих чиновников среди остальных руководителей ведомств по – видимому, стремление императора к сосредоточению в своих руках всей полноты власти над административными органами страны.

Вся территория циньского государства была разделена на тридцать шесть округов, каждый из которых делился в свою очередь на уезды (сянь), уезд – на волости (сян), а волость – на десять типов – низшие административные единицы, объединившие около десяти общин (ли). Во главе округа стоял цзюньшоу – начальник округа, руководивший всеми административными делами своего района. Во всех округах имелись представители соответствующих центральных ведомств. Судебное ведомство представлял окружной судья – дуаньюйдувэй, он же являлся начальником всех тюрем округа.

Налог на количество обрабатываемой земли. Суть этой налоговой реформы заключался в том, что отныне пахотная земля закреплялась, за отдельными домохозяевами переходила в их наследственное пользование. До введения поземельного передела в Китае существовал обычай регулярного передела пахотных полей, когда каждый земледелец получал во временное пользование равновеликий пахотный надел. Жители каждой общины (ли) выбирали из своей среды»старейшин», а они избрали из своего состава в качестве личжэна человека обладавшего красноречием и силой. По своей специальной принадлежности фулао и личжэн не отличались от остальных членов общины, личжэн совместно с фулао руководил всеми земледельческими работами в общине, следил за тем, чтобы мужчины и женщины вовремя выходили в поле, зимой наблюдал за ткацкими работами общинников. Они возглавили также охрану ворот общины, обнесённой высокой глинобитной стеной. В качестве вознаграждения за руководство общиной последний наделял каждого фулао и личжэна двойным наделом пахотных земель, повозок и лошадью. Саньлао занимали такое же положение как и фулао. Регулярный передел пахотных земель внутри общины практиковался в Китае приблизительно с 9 по 5-6 вв. до н. э.

1) Принцип выборности фулао и личжэна также то, что их труд оплачивался самой общиной, наделявшей их двойной долей пахотных земель, - всё это свидетельствует о том, что они не входили в категорию государственных должностных лиц.

2) Функции «отцов – старейшин» весьма близки к обязанностям членов совета старейшин, личжэн же был главой совета старейшин.

Фулао могли в любой момент мобилизовать общинников, а направить на защиту интересов своих общин. Фулао были в праве, заключить договор о помощи с представителями другого царства. Фулао не были царскими чиновниками. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что фулао приходилось уплачивать поземельный налог и отбывать трудовые повинности, также то, что сам император не считал их чиновниками. Указывается, что фулао занимали определённое общественное положение, и император вынужден был считаться с мнением представителей шэшантской общины. Для периода Чжаньго (5-3 вв до н. э.) характерно наступление царской власти на органы общинного самоуправления, Особое недовольство и опасение вызывала у государства жреческая деятельность советов старейшин, препятствовала укреплению царской власти на места. В период Чжаньго впервые в истории Китая возникает купля – продажа земли, что свидетельствует о развитии товарно – денежных отношений. Возникновение частной земельной собственности совпало фактически с процессом усиления царской власти. В своей борьбе против наследственной аристократии императоры опирались на общинную верхушку, в чьих интересах и было проведено уничтожение общинной собственности на землю, выразившееся в отмене, так называемой колодезной системе Цинь Яном (в середине 4в. до н. э.)

За свою повинность личжэн и фулао не несут никакой личной ответственности – называется вся община, что с точки зрения правителя равносильно наказанию самих лияженов и улао. Наказание же циньских общин было вызвано, по-видимому, тем что они повели жертвенные обряды по своим местным обычаям, несходным с обрядами царствующего дома. Когда Цинь Ши-Хуан готовился к осуществлению своей грандиозной аграрной реформе (216г. до н. э.) – введение, в масштабах всей страны нового поземельного налога, размеры пахотных участков земледельцев и землевладельцев устанавливались не государственными чиновниками, а «сами черноголовыми». Общинники сами должны были сообщать представителям императорской администрации данные о количестве обрабатываемой ими земли для установления размеров нового налога. Фулао, личжэн и саньлао периода империи Цинь, не входило в состав императорской администрации.

Фулао являлись членами совета старейшин общины, функции их заключались в следующем:

1)Они возглавляли общинный, культи представляли общину перед божеством.

2)Осуществляли внутреннюю администрацию (назначение на различные должности в общине и т.п.)

3)Представлял общины в сношениях с внешним миром (вели переговоры с представителями властей, заключали договоры ит.п.) Саньлао занимали более высокое положение, нежели фулао: они, по – видимому, возглавляли меж общинные культовые объединения. Таким образом, несмотря на распространение частной земельной собственности и реформы Шан Яна, в Китае в период империи Цинь сохранились общинные органы самоуправления, что свидетельствует и о существовании общины.