Инф. письмо — 92, № 291

ОТ АВТОРОВ


 


АВТОРЫ: О. Е. ГРИБОВА, Т. П. БЕССОНОВА, Н. Л. ИПАТОВАЯ, Д. И. ОР­ЛОВА, Л. В. ТРОФИМОВА, Т. Л. КОСТОВА


Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии С. Н. Шаховская (МГПУ'); учитель-логопед школы-интерната № 60 Москвы Т. М. Храпко

Формированиеграмматического строя речи учащихся

Ф79 начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями

речи: Пособие для учителя/О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова,

Н. Л. Ипатова и др.— М.: Просвещение, 1992.— 96 с.—

ISBN 5-09-004093-1.

Цель данного пособия — оказать методическую помощь учителям школы для детей с тяжелыми нарушениями речи в формировании i•рлмматмчггьою строя речи на уроках развития речи и на уроках русском) чшкл и смопич ствии с требованиями учебной программы. В нем раскрынаются также мпомм и приемы работы по коррекции аграммата:ша ил pa im.ix ллнах ооучгпия в начальных классах.

4310010000—609 103(03)—92
ф

Пособие предназначено учителям школ для детей с тяжелыми наруше ниями речи, может быть ипкш.зонаио студентами дефектологических фа культетов пединститутов.

ББК
ISBN 5-09-004093-1

Грибова О. Е. и друпн-. I""

Инф. письмо — 92, № 291


Недостаточная сформированность грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений общего недоразви­тия речи, характеризующих устную и письменную речь учащихся I отделения специальной школы на протяжении всех лет обучения. Дефекты звукопроизношения корригируются в основном к третьему классу, лексическая недостаточность не выявляется в процессе пов­седневного общения, а становится заметной лишь в учебной (науч­но-литературной форме) речи, проявления же аграмматизма в оформлении устных и письменных высказываний остаются неизмен­ной принадлежностью речи учащихся на уроках и в повседневном общении.

Формирование грамматического строя речи учащихся специаль­ной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществля­ется в основном на уроках развития речи и направлено на решение следующих задач:

уточнение значений грамматических форм и конструкций;

формирование умений и навыков наблюдения за языковым ма­териалом, его анализа и синтеза;

знакомство с новыми грамматическими формами и конструк­циями;

обучение использованию в собственной речи адекватных грам­матических форм и конструкций в соответствии с замыслом выска­зывания (объем и последовательность изучаемых грамматических форм определены в Программе).

Из практики учителей младших классов специальной школы известно, с какими трудностями сталкиваются учителя при формиро­вании практических грамматических умений и навыков, планирова­нии содержания грамматических уроков. Авторы попытались частич­но восполнить пробелы в методике грамматической работы на этапе обобщения основных грамматических закономерностей и совершен­ствования практических речевых умений.

В пособии нашли отражение все разделы программы по развитию речи: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Связ­ная речь». Представлены общие и частные положения, определяю­щие систему формирования грамматически правильной речи уча­щихся на данном этапе обучения. Содержание пособия носит практи­ческую направленность, отражает преимущественно грамматические

з


 



 


 


темы, наиболее сложные для освоения детьми с тяжелой речевой патологией. Особое внимание уделяется приемам организации грам­матической работы на уроках русского языка, необходимость про­ведения которой обуславливается неравномерностью темпов освое­ния языковых закономерностей учениками с различной этиопатоге-нетической природой речевых нарушений. Это разнообразные приемы формирования аналитико-синтетической деятельности учащихся на вербальном уровне, способы алгоритмизации и структурная по­следовательность отработки языковых и речевых умений и навыков. Данное пособие является определенным итогом многолетнего сотрудничества московских учителей и научных сотрудников лабо­ратории логопедии НИИ дефектологии. Авторы выражают надеж­ду, что пособие станет подспорьем для учителей специальной школы в их сложной работе.