Нарастание экономического кризиса. Экономическая политика во II фазе перестройки.

Все было бы хорошо, если бы торжество демократии дополнялось успехами в экономике, если бы широко разрекламированная "радикальная реформа экономического управления" стала бы приносить какие-то видимые положительные результаты. Но этого не было. Первое время после июньского Пленума 1987 г. руководство страны и пропаганда пытались демонстрировать позитивные сдвиги в экономике, активизацию предприятий, воздействие принятых мер. Однако множество признаков свидетельствовало об усиливающемся неблагополучии. Поэтому большой резонанс имело выступление на ХIХ партконференции академика Л. И. Абалкина, в котором он об этом сказал открыто.

Прежде всего, экономическое реформирование само по себе, состоящее если не в переходе от плана к рынку, то в расширении зоны действия рыночных отношений, не могло не приводить к разладу в функционировании пусть неэффективного, но отлаженного планового механизма. Уже поэтому по объективным причинам был неизбежен какой-то спад.

Ошибки:

1. Попытка остаться в пределах социалистического выбора и в то же время освободиться от оков командной экономики вывела на так называемый "третий путь" – путь самоуправления, производственной демократии, с выборами директоров и мастеров и т.п. Очень скоро пришлось вносить поправки, но разрушительный микроб стал довольно быстро распространяться, а дисциплина, и так не больно крепкая, падать.

2. С самого начала советское руководство было ориентировано на постепенный, эволюционный, переход к рынку, к тому же – социалистическому. Путь был выбран, как отмечалось, такой: поэтапное сокращение госзаказа, под который работала прежняя система распределения, и соответствующее наращивание доли свободно реализуемой продукции. Но такой подход неизбежно порождал конфликт между планом и рынком.

3. Область, где все делалось наоборот, – это ценообразование. Если бы имелся в виду реальный переход к рынку, то самым естественным шагом была бы либерализация цен, хоть единовременная, хоть поэтапная. Но о ней даже в 1990 г. еще говорить не хотели. Договорные цены разрешены были только для кооперативов.

4. На драматические ошибки в политике цен и доходов наложились самые тяжелые просчеты в финансовой политике. Расходы росли опережающими темпами. Высокий дефицит. Вместо решительных и грамотных действий внутри страны – займы за рубежом под Горбачева, под демократию, которую он отстаивает перед лицом партийных ортодоксов. За короткий срок внешний долг страны почти с нуля вырос до 93 млрд. долл. На деле получилось, что за счет этих кредитов пытались заткнуть прорехи в собственной финансовой политике, продлить агонию системы, за которую потом должны были расплачиваться демократы, против этой системы боровшиеся.

В 1990–1991 гг. кризис экономики перешел в открытую фазу, началось прямое сокращение производства. Экономическая политика между тем становилась все более неуверенной. На II Съезде народных депутатов в декабре 1989 г. была одобрена программа правительства, которая по сути под аккомпанемент красивых слов о реформах предполагала откладывание их на два года. С этого момента и до осени 1991 г. бессмысленно говорить о какой-либо экономической политике.

Первое, что заявил Б.Н. Ельцин, только что избранный Председателем Верховного Совета РСФСР, – долой Рыжкова и его программу, к рынку перейдем без испытаний. Затем последовало соглашение Ельцина с Горбачевым и подготовка совместной программы "500 дней", которую под давлением консервативной части союзного руководства провалили осенью 1990 г.

77. Институциональная система: уровни, варианты развития.

Существует 3 основных уровня институциональной системы:

1) Формальные правила

2) Неформальные правила

3) Культурные традиции и ценности

Все эти уровни служат одной цели – установке правил поведения для агентов в экономике. Однако в различных экономических системах эти уровни могут иметь разный приоритет и силу. Это необходимо учитывать при разработке реформ.

Существует два основных варианта развития институтов: естественный (эволюционный, «облагораживание») и искусственный (навязывание сверху, «культивирование»).

Схема естественного развития института выглядит следующим образом. Вначале появляется какая-либо проблема. Агенты независимо решают её различными способами, создаются прецеденты решения этой проблемы. Некоторые варианты решения оказываются более жизнеспособными и они начинают получать определенную поддержку со стороны других агентов (их применяют все чаще) до тех пор, пока это правило не оформится в формальную норму. Нежизнеспособные правила при этом отметаются. В конце концов, наиболее жизнеспособное правило преодолевает барьер большинства и становится институтом в этой системе. Наиболее жизнеспособный не значит наиболее эффективный, возможно на этапе прецедентов наиболее эффективное правило просто не было предложено. (прим.)

Схема искусственного развития выглядит немного иначе. Здесь происходит попытка навязать институт извне. Начинается все так же с проблемы. Государство для решения этой проблемы может попробовать спроектировать институт самостоятельно, либо обратиться к истории других экономических систем и позаимствовать (импортировать) институт оттуда. После этого происходит попытка внедрения. И здесь есть несколько вариантов событий:

1) Институт может быть полностью отвергнут системой. Это может произойти как по причине его действительной нежизнеспособности, так и по причине конфронтации с уже имеющимися институтами.

2) Институт может быть мутировать внутри системы (извращение). В этом случае эффект может быть совсем не тем, на какой рассчитывало государство, поскольку в итоге мы получили иной институт.

3) Институт может быть принят без изменений. В таком случае ему, как и в случае естественного развития надо будет преодолеть барьер большинства, чтобы окончательно закрепиться в экономической системе.

В первом случае государству требуется разработать\импортировать другой институт для решения этой проблемы. Во втором же случае решение государства зависит от рода и силы искажения. Если институт даже в искаженном виде выполняет свои функции – имеет смысл так все и оставить.