Анализ качества продукции

 

Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту спроса на продукцию, основной показатель ее конкурентоспособности.

Повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции, влияет на цену, прибыль и является объектом экономического анализа.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес в общем выпуске продукции:

· новой продукции;

· сертифицированной и несертифицированной продукции;

· продукции, соответствующей мировым стандартам;

· экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· полезность;

· долговечность;

· технологичность;

· эстетичность;

Косвенные показатели:

· штрафы за некачественную продукцию;

· объем и удельный вес рекламационной продукции;

· потери от брака и др.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода заключается в определении средневзвешенного балла качества продукции путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

В отношении продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:

· доля продукции каждого сорта в общем объеме производства;

· средний коэффициент сортности;

· средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1) отношением количества продукции 1 – го сорта к общему количеству;

2) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 – го сорта.

Пример. Провести анализ качества продукции по данным табл. 5.5.

Таблица 5.5