S. 5 g й Й «
л Р
га . -X Я i ЕС О 9 J |
= X |
'2 е га к |
о X Li |
il |
ll |
liii
и г;
fc F - 3 -
S3 О и |
S g £ £23
й я з 2 &
и я й ^ О и
>i 2 о. " = 2
lllill
I, O v m
m о |
3 = и С
5 - о ю
о. а н о
ID Е i
qjn и Я О
А. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии I — VII видов
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных Программ | Содержание оценки | Процедура оценки | ||||||
Предмет оценки | Способ оценки | Норматив оценки (норма критерия оценки) | ||||||
Содержание подготовки | Результативность пол готовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Резул ьтати и i ость подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень» качество) | Содержание подготовки | Резул ьта ти вн ость подготовки (уровень и качество) | |
9 | ||||||||
1. Общеобразовательная подготовка | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов | Выполнение требований норматинных правовых актов к результатам подготовки выпускников | Учебный план, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы | Результаты итоговой аттестациивыпускников за 3 года и(или) результаты выполнения тестов, контрольныхили других задан ий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке | Экспертиза документации | Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лети (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по данному направлению |
to 1-J
Продолжение таблицы
1 | ||||||||
2. Подютов- | Соответ- | Выполнение | Учебные и те- | Данные итого- | Экспер- | Анализ данных | Соответ- | Достижение |
ка в рамках | ствие со- | требованийк | матические | вого контроля | тиза до- | итогового | ствие тре- | выпускниками |
коррекцион- | держа- | подготовке | планы, прог- | полготовки вы- | кумента- | контроля и | бованиям | установленных |
нойработы | ния под- | выпускников | раммы, распи- | пускников по | ции | (или) результа- | норматив- | В данномре- |
готовки | сание занятий, | предметам | тов выполне- | ных пра- | гионе требова- | |||
требова- | классныежур- | коррекционно- | ния специали- | вовых | ний для каж- | |||
ниям | налы | го цикла и | зированных за- | актов | дого предмета | |||
норма- | (или) резуль- | даний, анализ | и в целом по | |||||
тивных | таты выполне- | динамики | коррекционноЙ | |||||
правовых | ния специали- | результатов | работе | |||||
актов | зированныхза- | |||||||
даний, данные | ||||||||
о динамике | ||||||||
развития умс- | ||||||||
1ИЙ инавыков | ||||||||
3. Подготов- | Соот- | Выполнение | Документация | Данные о | Экспер- | Анализ данных | Соответ- | Достижение |
ка в рамках | ветствие | требований к | о содержании и | состоянии здо- | тиза до- | 1 состоянии | ствие тре- | выпускниками |
лечебно* | содер- | состоянию и | юрядке меди- | товья, физи- | кумента- | здоровья, фи- | бованиям | установленных |
профилакти- | жания | динамике | 1и некого об- | ческою разви- | ции | зического раз- | норматив- | в данном ре- |
ЧССКОЙ ра- | юдго- | юказателей | служивания, | тия и о дина- | вития и дина- | ных Пра- | гионе требова- | |
боты | товки | здоровья и | учебно-про- | мике соот- | мике соответст- | вовых | ши к состоя- | |
Требова- | физического | филактических | ветствующих | вующих пока- | актов | нию здоровья, | ||
ШШ | развития вы- | мероприятий и | токазателей | зателей | физическому | |||
норма- | lyCKHHKOB | восстановится ь- | развитию ик | |||||
тивных | юго лечения, | шпамике соот- | ||||||
право- | санитарно-ги- | ветствующих | ||||||
вых | гиенического | показателей | ||||||
актов | >ежима |
Окончание таблицы
1 | ||||||||
4. Трудовая подготовка (только для I и IV видов) | Соответствие содержания под-■о гонки требования IW нормативных фавовьга 3KT0IS | Выполнение требований юрмативных правовых актов к результатам подготовки выпускников | Учебный план, программы, расписание занятий, классные журналы | Результаты итогового контроля подготовленности выпускников и (или) результаты выполнения спе-(иализирован-ных заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке | Экспертиза документации | Анализ результатов итогового контроля и или) результатов выполне-[ия специализированных заданий | 2оот1зет-ствие требованиям юрматив-1ых правовых лктов | Достижение выпускниками установленных для данного региона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5. Социальная подготовка (социализацияс целью интеграции в общество) в целом |
Б. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных (коррекциониых) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии VI11 вида
return false">ссылка скрыта
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ | Содержание оценки | Процедура оценки | ||||||
Предмет оценки | Способ оценки | Норматив оценки (нормакритерия оценки) | ||||||
Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Рс зуд ьтати вн ость подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание ПОДГОТОВКИ | Резул ьтати в] 1 ость подготовки (уровень и качество) | |
1. Образова-гельная подготовка | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовыхактов | Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам ПОДГОТОВКИ выпускников | Учебный план, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы | Результаты итоговой аттестации выпускников или итоговых контрольных «срезов» за 3 года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных и других заданий | Экспертиза документации | Анализ результатов итоговых аттестаций или контрольных «срезов» и (иди) результатов выполнения тестов, контрольных и других заданий | Соответствие требован инм нормативных документов | Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций или итоговых контрольных «срезов» в течение трех последовательных лет и (или) по каждому учебному предмету и в целом установленных для данного региона требований |
Продолжение таблицы |
К | ||||||||
2. Подготовка в рамках коррекционной работы | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов | Выполнение требований к подготовке выпускников | Учебные и тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы | Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекционного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков | Экспертиза документации | Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, анализ динамики результатов | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований для каждого предмета и в целом по коррекционной работе |
3. Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов | Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического Развития выпускников | Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, санитарно-игиеничес-кого режима | Данные о состоянии здоровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей | Экспертиза документации | Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответст-)ующих показателей | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию зао-эовья, физическому развитию и к динамике соответствующих показателей |
*~-п* |
- й ч s о О и |
- s a ct о u □ д ч s ж о. |
2-й g Я |
отов-ли- |
гг
a в к
о
e« I*
«I
ч о
к ш ^ <u О |
о |
His |
Зя |
s s |
h x |
5 5" |
Щ Й « Я н с я |
e&Ili
II -|х а
^ О — i g i= | i я |
X X я .— ш <s о 5 с х r-l Ч |
es. с л Ц
- х ~
3 я
^ ^ £
s
О л ш ■ | с х ? £ я |
3 ■ ^х
S я О. с |
С. (- |
— я |
I
и й 3.5 о с.
1о о ° |
s 3
•iiii"
а- Е с я
L. " i- И «
« 5 г о ь з
=^ ч я s с х
> - tx с д о
С
= v CJ -^ л.
Ё я « я ?
■OaSP
С 3 |
о о. й 5,
о --J |
S К Я п
я 3
X - a. tr |
g |
H ч , о |
S о к о. 3
= Р S
I s I
Pig
Ж 1С О
s о а
Для решения поставленных задач в образовательном учрежзении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, учитывающий факт круглосуточного пребывания воспитанников в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3.15 Положения), наличие специальных (коррекционных) групп (классов) для детей с отклонениями в развитии (п. 3.17 Положения), трудовое воспитание (п. 3.20, 3.21 Положения), возможность воспитанников посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях (п. 3.32 Положения).
В связи с указанными особенностями образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), при их аттестации целесообразно оценивать подготовку воспитанников в рамках коррекционной работы, в рамках лечебно-профилактической работы, трудовой подготовки, социальной подготовки.
В соответствии с п. 3.18 Положения дети в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только прожинают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 1.5 Положения).
Поэтому одним из проверяемых показателей при аттестации образовательного учреждения является общеобразовательная подготовка.
При аттестации образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей (законных представителей), следует использовать таблицу В.
Раздел II
Порядок аттестации общеобразовательной школы-интерната;
оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении; специальных учебно-воспитательных
учреждений для детей и подростков с девиантным поведением
регламентируется Положением о порядке аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений, утвержденным приказом
Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации
от 22.05.98 № 1327
2.1. Общеобразовательная школа-интернат
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 612 (далее — Положение), специфика всех видов общеобразовательной школы-интерната (общеобразовательная школа-интернат начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе гимназий-интернатов, лицеев-интернатов) определяется целью ее создания: оказание помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной зашиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей (п. 1.2 Положения).
В. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки лля образовательных учреждений дли детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
Направления подготоики, определяемые направленностью образовательных программ | Содержание оценки | Процедура оценки | ||||||
Предмет оценки | Способ оценки | Норматив оценки (норма критерия оценки) | ||||||
Содержание подготовки | Результативность ПОДГОТОВКИ (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Резул ьтативность подготовки (уровень и качество) | |
] | ||||||||
1. Общеобразовательная подготовка (с учвпш особенностей детских домов) | Соответствие содержания каждого реализуемого направления подготовки требованиям нормативных правовых актов | Выполнение требою пий нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению | Учебные планы, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие самоподготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного режима, лицензии | Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке | Экспертиза документации | Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестой, контрольных или других заданий | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по каждому реализуемому направлению образовател ьной ПОДГОТОВКИ |
Продолжение таблицы
2. Подготовка в рамках коррекцион-ной развивающей работы | Соответствие содержания полготовки требованиям нормативных Правовых актов | Выполнение требований нормативных правовых актов к подготовке и к психолого-педагогической реабилитации выпускников | Учебные и тематические планы, программы, расписание занятий, классные журналы | Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекцион-ного цикла и (или) резул ьтаты выполнения специализированных заданий, данные оди-шмвке развития умений и навыков, данные о результатах псих о лого-педагогической реабилитации | Экспертиза документации | Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, психолого-педагогической реабилитации, анализ динамики результатов | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований лля каждого предме-га и в целом по коррекционной развивающей работе |
3. Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы | Соответствие содержания подготовки грсбова- [ИЯМ гор мети вньи ] разовых актов | Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития и медико-пси-холого-педагогической реабилитации выпускников | Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, течебно-про-рилактичес-ких мероприятий и восстановительного лечения, санитар-ю-гигиенического режима | Данные о состоянии здоровья, физического развитии и о ди-1амике соответствующих показателей | Экспертиза доку мента-ции | Анализ данных 0 состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показателей | Соответствие требованиям нормативных правовых дктов | Достижение выпускниками установленных в данном регионе гребований к состоянию здоровья, физическому развитою и к динамике соответствующих показателей |
со о
Окончание таблицы
1 | ||||||||
4. Трудовая подготовка с целью СОЦИ-ильно-трудо-|зой адаптации | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов | Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников и к их реальнойсоииально-тр уд ово и адаптации | Учебные планы, программы, расписание занятий, классные журналы, лицензия на ведение профессиональной подготовки, как дополнительной образовательной услуги, документация учителяи социального педагога | Результатыитогового КОНТрОЛЯПОД-ГОТО вленности выпускников и (или) результаты выполнения специализированныхзаданий, рекомендованных к применению в установленномпорядке, данные о социальной адаптации выпускников | Экспертиза документации | Анализ результатов итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных задании, анализ данных о социальной адаптации | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных для данного рсиона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5. Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
Общеобразовательная школа-интернат создается при наличии необходимых условий для обучения, воспитания и проживания детей (п. 2.5 Положения).
Образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 1.4 Положения).
Одним из проверяемых показателей при аттестации образовательного учреждения является общеобразовательная подготовка.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания носпитанникон в школе-интернате (п. 3.17 Положения).
В связи с указанными особенностями при аттестации общеобразовательных школ-интернатов целесообразно также оценивать подготовку воспитанника в рамках лечебно-профилактической работы, социальной подготовки (см. таблицу Г).
2.2. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
В соответствии с Типовым положением об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1117 (далее — Положение), специфика всех видов (санаторная школа-интернат, санаторно-лесная школа, санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) отражается в цели его создания: оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся и длительном лечении (п. 1.2 Положения).
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 3.16 Положения), дополнительные образовательные программы (п. 3.20 Положения).
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении (п. 3.17 Положения).
В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам (п. 3.19 Положения).
В связи с указанными особенностями при аттестации оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, целесообразно оценивать подготовку воспитанника по общеобразовательным программам, в рамках лечебно-профилактической работы, коррекционной развивающей работы, социальной подготовки (см. таблицу Д).
2.3. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
В соответствии с Типовым положением о специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.95 № 420 (далее —Положение), специфика всех видов
to
со to
Г. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для общеобразовательных школ-интернатов
Направления подготовки, определяемые направленностью образовательных программ | Содержание оценки | Процедура оценки | ||||||
Предмет оценки | Способ оценки | Норматив оценки (норма критерия оценки) | ||||||
Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Ре зул ьтати вн ость подготовки (уровень и качество) | |
I | S | |||||||
1. Общеобразовательная подготовка | Соответствие содержания подготовкитребованиям нормативных правовых актов | Выполнение требований нормативных правовых актовк результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению | Учебные планы, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие самоподготовку и работу ОУ и рамках круглосуточного режима, лицензии | Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других заданий, рекомендованных к применению в установленном порядке | Экспертиза документации | Анализ результатов итоговых аттестацийи (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным предметам и в целом по данному направлению |
Окончание таблицы |
ю со
S | ||||||||
2. Подготовка п рамках лечебно-профилактической работы | Соответствие содержания подготовки 1ребова-ниям нормативныхправовых актов | Выполнение требований к состоянию и динамике показателей здоровья и физического развития выпускников | Документация о содержании и порядке медицинского обслуживания, лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения,санитарно-гигиенического режима | Данные о состоянии ало-ровья, физического развития и о динамике соответствующих показателей | Экспертиза документации | Анализ данных о состоянии здоровья, физического развития и динамике соответствующих показа -телей | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных в данном регионе требований к состоянию здоровья, физическому развитию и К Динамикесоответствующих показателей |
3. Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
-p.
Д. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для оздоровительных ОУ санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении
Направления подготовки, определяемые направленностью образова-гельных программ | Содержание оценки | Процедура оценки | ||||||
Предмет оценки | Способ оценки | Норматив оценки (норма критерия оценки) | ||||||
Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки {уровень и качество) | Содержание ПОДГОТОВКИ | Результативность ПОДГОТОВКИ (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | |
1.Общеобразовательная подготовка | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правоных актов | Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению | Учебные планы, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательнойподготовки, документы, регламентирующие индивидуальную подготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного и лечебно-охранительного | Результаты итоговой аттестации выпускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестон, контрольных или других заданий, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в | Экспертиза документации | Анализ результатов итоговых аттестаций и (или) результатов выполнения тестов, контрольных или других заданий | Соответствие грсбова-ниям нормативных правовыхактов | Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лет и (или) установ-лемныхдляданного региона уров-ней требований по учебным предметам и в целом поданному направлению |
Продолжение таблицы
режима, лицензии на дополнительное образование (при наличии) | установленном порядке | |||||||
2. Подготовка в рамках коррекцион-нойразвивающей работы | Соответствие содержания ПОДГОТОВКИ требованиям юрма- тивных правовых актов | Выполнение требований нормативных правовых актов к подготовке и к психиолого-эедагогичес-кой реабилитации выпускников | Учебные и тематические планы, программы, рас-гнеаниезанятий, классныежурналы | Данные итогового контроля подготовки выпускников по предметам коррекпи-онного цикла и (или) результаты выполнения специализированных заданий, данные о динамике развития умений и навыков, о результатах психологической реабилитации | Экспертиза документации | Анализ данных итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, психологической ре-тбилитании, динамики ре-зул ьтатов | Соответствиетребованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных в данном регионе гребований для каждого предмета и в целом по коррекцион-юй работе |
3. Подготовка в рамках лечебно-профилактической работы | Соответствие содержания подготовки | Выполнение требований к состоянию и динамике показателей | Документация о содержании и порядке меди-шнекого обслуживания, лечеб- | Данные о состоянии здоровья, физического развития и о ди- | Экспертиза документации | Анализ лан-]ыхо состоянии зло-гавья, физи-iccKoro раз- | Соответствие тре-юваниям нормативных | Достижение вы-iyc кн и ками установленных в данном регионе требований к |
to
Си
Окончание таблицы
6 | 1 | |||||||
требованиям нормативных правовыхактов | здоровья, физического развития и медико-психологической реабилитации выпускников | но-профилакти-ч ее ки х мероп ри -ятии и восстановительного лечения, санитарно-гигиенического режима | намнкесоответствую! д их показателей | вития и динамике соответствующих показателей | правовых актов | состоянию здо-роиьн. физическому развитию и к динамике соответствующих показателей | ||
4. Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом |
специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением (специальная общеобразовательнаяшкола, специальноепрофессионально-техническое училище, специальная (коррекционная), общеобразовательная школа и специальное (коррек-ционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями Li развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния), определяется контингентом воспитанников принимаемых в учреждение (дети и подростки с устойчивым противоправным поведением, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающие трудности общения с родителями (п. 2.13 Положения).
Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начальногопрофессионального образования (п. 1.1 Положения).
Для решения поставленных задачв специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростковс девиантным поведением предусматриваются: порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков, учитывающий их индивидуальность, возраст,пол, а также психическое и физического состояние; создание условий психокоррек-ционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики; организация оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-вое питательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников; безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния;социально-правовая помощь (п. 2.15 Положения). Порядок содержания воспитанников направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также социальной реабилитации (п. 2.15 и 2. !6 Положения).
В связи с указанными особенностями специальныхучебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением при их аттестации целесообразно оценивать подготовку воспитанника в рамках коррекционной работы, в рамках лечебно-профилактической работы, трудовой подготовки, социальной подготовки.
В соответствии с п. 1.1 Положения в учреждении дети не только проживают, но и обучаются. Образовательный процесс при этом организуется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и типовым положением об учреждении начального профессионального образования. Поэтому при аттестации необходимо проверять общеобразовательную подготовку и подготовку по программам начального профессионального образования и профессиональной подготовки (см. таблицу Е).
E. Схема построения системы (структуры и состава) аттестационной оценки для специальных учебно-воспитательных
учреждений для детей и подростков с дсвиантиым поведением
Направления подготоики, определяемые направленностью образовательных программ | Содержание оценки | Процедура оценки | ||||||
Предмет оценки | Способ оценки | Норматив оценки (норма критерия оценки) | ||||||
Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность ПОДГОТОВКИ (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | Содержание подготовки | Результативность подготовки (уровень и качество) | |
1. Общеобразовательная подготовка | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых 1КТОВ | Выполнение требований нормативных правовых актов к результатам подготовки выпускников по каждому реализуемому направлению | Учебный план, образовательные программы, расписание занятий, классные журналы для каждого реализуемого направления образовательной подготовки, документы, регламентирующие индивидуальную подготовку и работу ОУ в рамках круглосуточного режима, лицензии на дополнительное образова-|ие (при наличии) | Результаты итоговой атге стации выпускников за 3 года и (или) результаты выполнения тестов, контрольных или других задании, учитывающих особенности выпускников данного вида и рекомендованных к применению в установленном порядке | Экспертиза до-куме н-тации | Анализ результатов итоговых ат-гестаний и (или) результатов выполнения тестов, конт-эольныхили других заданий | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение не менее чем половиной выпускников положительных результатов итоговых аттестаций в течение трех последовательных лет и (или) установленных для данного региона уровней требований по учебным Предметам и в целом по данному направлению |
Продолжение таблицы
to
се О
2. Подго- | Соответ- | Выполне- | Учебные и тема- | Данные итого- | Экспер- | Анализ дан- | Соответ- | Достижение |
товка в | ствие со- | ние требо- | тические планы, | вого контроля | тиза до- | пых итогового | ствие | выпускниками |
рамках кор- | держания | ваний нор- | программы, рас- | подготовки вы- | кумента- | контроля и | 1ребова- | установленных |
рскиион- | подготов- | мативных | писание занятий, | пускников по | ции | (или) резуль- | ниям | в данном ре- |
ной работы | ки требо- | правовых | классныежурна- | предметам кор- | татов выпол- | норма- | гионе требова- | |
ваниям | актов к | лы, планы работы | рекционного | нения специ- | тивных | ний для каж- | ||
норма- | подготовке | по профилактике | цикла и (или) | ализирован- | право- | дого предмета | ||
тивных | и к меди- | правонарушений, | результаты вы- | ных заданий, | вых | и в целом по | ||
правовых | ко-психо- | личный план пси- | полнения специ- | результатов | актов | коррекцион- | ||
актов | лого-педа- | холога, протоколы | ализированных | медико-пси- | ной работе | |||
гогической | заседаний комис- | заданий, данные | холого-педа- | |||||
и социаль- | сий | о динамике раз- | гогической и | |||||
ной реаби- | вития умений и | социальной | ||||||
литации вы- | навыков, данные | реабилита- | ||||||
пускников | о результатах ме- | ции, анализ | ||||||
дико-психоло- | динамики | |||||||
го-педагогичес- | результатов | |||||||
кой и социаль- | ||||||||
ной реабилитации | ||||||||
3. Подготов- | Соответ- | Выполне- | Документация о | Данные о со- | Экспер- | Анализ дан- | Соответ- | Достижение вы- |
ка в рамках | ствие со- | ние требо- | содержании и по- | стоянии здо- | тиза до- | ных о состоя- | ствие | пускниками ус- |
лечебно- | держания | ваний к | рядке медицин- | ровья, физи- | кумента- | нии | требова- | тановленных в |
профилак- | подготов- | состоянию | ского обслужива- | ческого разви- | ции | здоровья, | ниям | данном реги- |
тической | ки требо- | и динамике | ния, лечебно- | тия и о дина- | физического | норма- | оне требований | |
работы | ваниям | показате- | профилактических | мике соответ- | развития и | тивных | к состоянию здо- | |
норма- | лей здоро- | мероприятий и | ствующих пока- | динамике со- | право- | ровья, физичес- | ||
тивных | вья и физи- | восстановите л ь но - | зателей | ответствую- | вых | кому развитию | ||
правовых | ческого раз- | го лечения, сани- | щих показа- | актов | и к динамике со- | |||
актов | вития вы- | тарно-гигиеничес- | телей | ответствующих | ||||
пускников | кого режима | показателей |
Окончание таблицы
I | ||||||||
4. Трудовая подготовка и (или) профессиональная или начальная профессиональная подготовка | Соответствие содержания подготовки требованиям нормативных Правовых актов | Выполнение требо-ваний нормативных правовых актеж к результатам подготовки выпускников и к их социально-трудовой адаптации | Учебный план, программы, расписание занятий, классные журналы, лицензия на ведение профессиональной или начальнойпрофессиональной подготовки, документация социального педагога, план внеурочной, учебно-воспи-та тельной работы | Результаты итогового контроля подготовленности выпускников и (или) результаты выполнения специализированных заданий,рекомендованных К применению п установленном порядке, данные о с оци а л ьн о-трудо -вой адаптации выпускников | Экспертиза документации | Анализ результатов итогового контроля и (или) результатов выполнения специализированных заданий, данных о социально-трудовой адаптации выпускников | Соответствие требованиям нормативных правовых актов | Достижение выпускниками установленных для данного региона требований по каждому критерию оценки и по трудовой подготовке в целом |
5. Социальная подготовка (социализация с целью интеграции в общество) в целом | / |
Приложение 1
Перечень основных нормативных правовых документов, использовавшихся в ходе подготовки Рекомендаций
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерально
го закона от 13.01.96 № 12-ФЗ.
2. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации обра
зовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства общего и про
фессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 N9 1327.
3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96.
4. Типовые положения об образовательных учреждениях.
5. Письмо Минобразования России от 08.10.98 № 15/368-6 <Ю дополнении
Перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных
учреждений».
6. Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных уч
реждений, утвержденные Минобразованием России с 1985 г. по настоящее
время.
7. Программа школ для детей с задержкой психического развития, 1996 г.
8. Методические рекомендации по проведению коррекционной работы в спе
циальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ
дефектологии АПН СССР и Институтом коррекционной педагогики РАО.
9. «Организация логопедической работы во вспомогательной школе». ■—
Методические рекомендации Минпроса СССР и НИИ дефектологии АПН СССР,
1980 г.
10. Приказ Минобразования России от 30.06.92 № 186/272 «О совершен
ствовании системы медицинского обеспечения детей в ОУ».
11. Инструктивное письмо Минобразования России от 04.09.97 № 48 «О ком
плектовании классов».
12. Письмо Минобразования Россини Минздрава России от 29.09.97 № 15/
730-2 и 24.09.97 № 2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемос
ти классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях
и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекци
онных) образовательных учреждениях VIII вида».
13. Письмо Минобразования России от 25.05.90 № 17-122-6 «Об учебных
планах специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для детей
с дефектами умственного и физического развития на 1990/91 учебный год».
14. Письмо Минобразования России от 23.12.98 № 15/28 «Об итоговой атте
стации».
Приложение 2
Пояснения но использованию материалов «Основной части»
В приведенных таблицах в разделе «Содержание оценки» на пересечении направлений подготовки с компонентами содержания оценки — «содержание подготовки!], «результативность подготовки»—■ находятся показатели (блоки критериев) аттестационной оценки, например: «Содержание общеобразовательной подготовки», «Результативность общеобразовательной подготовки», «Содержание подготовки в рамках коррекционной работы», «Результативность подготовки в рамках коррекционной работы» и т.д.
Смысл каждого показателя расшифрован в таблице, например; «соответствие содержания подготовки требованиям нормативных правовых актов», что соответствует определенному показателю оценки. Формулировки являются обобщающими по отношению к возможным критериям оценки (аттестационных требований к ОУ), с помощью которых органом проведения аттестации может детально раскрываться содержание соответствующего показателя аттестационной оценки.
В разделах «Процедура оценки» в ячейках таблиц приведены обобщающие формулировки, указывающие основные особенности компонентов процедуры оценки по каждому из направлений подготовки.
При определении детального перечня критериев оценки по каждому показателю для ОУ соответствующего типа и при разработке (отборе) аттестационных технологий органы, проводящие аттестацию, могут руководствоваться следующим смысловым содержанием компонентов системы аттестационной оценки ОУ и следующими основаниями.
Направления подготовки — направления образовательной деятельности, реализуемые в ОУ в соответствии с его уставом, типовым положением и учебными программами.
Содержание подготовки выпускников — планируемое и реализуемое в выпускных классах (группах) содержание занятий по направлениям образовательной деятельности, отраженное в учебных планах, образовательных программах, расписаниях занятий и классных журналах.
С учетом задач аттестации ОУ и организационных возможностей ее проведения к выпускникам, участвующим в выполнении специализированных заданий, могут быть отнесены обучающиеся, закончившие полный курс соответствующей ступени образования, и обучающиеся в выпускном классе (группе) данной ступени.
Исходя из необходимости обеспечения измеримости содержания и результатов образовательной деятельности ОУ, органам проведения аттестации при определении детальных перечней критериев оценки рекомендуется к таким критериям оценки относить характеристики, которые оцениваются либо количественно, либо по принципу «да-нет». Для выполнения данной задачи органам проведения аттестации целесообразно определять перечни критериев оценки в соответствии с основными требованиями к содержанию оценки (приложение 3).
К основным компонентам процедуры оценки отнесены:
предмет оценки (какие данные, получаемые с помощью каких методов и средств оценки содержат информацию по соответствующему показателю);
способ оценки (с помощью каких организационных форм работы аттестационной комиссии и каких методов анализа данных целесообразно получать значимые для аттестации выводы);
норматив оценки (какова форма его представления — количественная или по принципу «да-кет», каковы основания его определения для критериев оценки, входящих е состав соответствующего показателя оценки).
При разработке технологий оценки ОУ соответствующего типа (комплекса методик оценки, алгоритма его использования для аттестации, компьютерных программ обработки данных и других средств, связанных между собой) органам проведения аттестации целесообразно использовать общепринятые основы психометрии (в части содержания и стандартизации средств оценки), руководствуясь основными требованиями к процедуре оценки (приложение 3) и учитывая особенности контингента учащихся (воспитанников) ОУ каждого вида.
Приложение 3
Основные требования к содержанию и процедуре аттестационной оценки ОУ
Разработку (или отбор и использование) на основе данных Рекомендаций органами, проводящими аттестацию, детализированных перечней критериев оценки и конкретных технологий оценки целесообразно осуществлять с соблюдением следующих требований.
1. Требованияк содержанию аттестационной оценки:
1.1. Выражение данного содержания в форме перечня критериев оценки (ат
тестационных требований к ОУ), структурированных по группам. При реализа
ции данных критериев в рамках конкретной процедуры оценки каждый из них
должен состоять из следующих элементов: формулировка критерия, его весо
вой коэффициент (степень значимости для аттестации ОУ данного вида), нор
матив (норма оценки — уровень, которого должен достичь результат оценки по
данному критерию для установления соответствия результата аттестационным
требованиям к ОУ данного вида), место в системе критерия аттестации (интег
ральной характеристики результатов оценки, по которой формируется положи
тельное или отрицательное решение аттестационной комиссии).
1.2. Первая часть содержания оценки — содержание реализуемых данным
ОУ направлений подготовки — представляет собой комплекс критериев оценки,
являющихся формальными (фиксирующими отраженные во внутриучрежден-
ческой документации факты, цифровые данные, наличие определенных мате
риалов), оценивание по которым в рамках конкретной процедуры осуществля
ется администрацией ОУ и внешним экспертом в форме, установленной орга
ном проведения аттестации (например — в форме ответов на вопросы анкеты
закрытого типа).
1.3. Вторая часть содержания оценки — результативность (уровень и каче
ство) реализуемых данным ОУ направлений подготовки — представляет со
бой комплекс формальных критериев, оценивание по которым в рамках конк
ретной процедуры осуществляется указанным выше способом, и комплекс не
формальных критериев, оценивание по которым может осуществляться с по
мощью тестов.
1.4.Критерии оценки должны определяться на основе требований указанных выше нормативных правовых актов и совокупностью основных из общепринятых требований психометрии в части определения содержания оценки (содержательная валидность критериев оценки, их вербально-дихотомическая или количественная измеряемость, рядоположенность их перечня, реализация принципа оптимальной достаточности данного перечня для цепей именно аттестации учреждения в целом).
2. Требования к процедуре аттестационной оценки:
2.1. Процедуры должны определяться комплексом средств оценки (методик
оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных и сопрово
дительных материалов) и документально зафиксированным алгоритмом при
менения данного комплекса штатными и привлеченными работниками органа
проведения аттестации на трех ее этапах: подготовка обследования, проведе
ние обследования, анализ полученных данных и составление аттестационного
заключения. Данный комплекс и данный алгоритм должны быть унифицирован
ными (в основном постоянными в течение учебного года и лишь частично изме
няемыми с учетом особенностей программ, реализуемых данным ОУ).
2.2. Четкость отделения элементов средств оценки (вопросов анкет, зада
ний тестов и т. п.) от формулировок критериев оценки, получение данных по
которым обеспечивается указанными средствами.