Порядок присоединения ко Всемирной торговой организации

В соответствии с Марракешским решением министров о принятии Соглашения об учреждении ВТО, присоединяющиеся страны делятся на несколько групп.

Участницы ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ (помимо ГАТТ-1994), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Страны – участницы Уругвайского раунда, но не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, представить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретных обязательств по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, фактически применявшие положения ГАТТ.

Кроме того, в июле 1993 г. Комитет по торговым переговорам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могли принимать участие в раунде и начинать переговоры об условиях присоединения к ВТО. В эту категорию вошло 19 стран. В середине 1994 г. было учреждено 19 рабочих групп, в рамках которых велись переговоры о вступлении в ВТО Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, России, Словении, Хорватии, Армении, Белоруссии, Молдовы, Украины и ряда других государств.

В соглашении о ВТО говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.

Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер.

Присоединяющаяся страна извещает генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО и передает Меморандум о внешнеторговом режиме (по товарам и услугам). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть работы в группе отводится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).

Итогом заседаний рабочей группы становится ее доклад Генеральному совету ВТО, содержащий краткое содержание дискуссии и выводы рабочей группы. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО, протоколы о доступе на рынок и протокол о присоединении. Доклад рабочей группы и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом ВТО. Решение Генеральный совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся страной.

Такова обычная процедура. Однако, реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как она будет проверена практикой. А практика, как показала деятельность ГАТТ и ВТО, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в протокольные и процедурные нормы.

Соглашение о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, что все ее члены принимают полностью весь пакет договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО, и должны привести в полное соответствие свое национальное законодательство (законы, постановления и административную практику) с обязательствами, содержащимися в договоренностях. Правовой фундамент ВТО включает 56 договоренностей, соглашений, решений, деклараций и других документов, являющихся в правовом отношении единым пакетом, более сложным, чем ГАТТ в редакции 1947 г.

В результате развивающиеся и вновь вступающие страны ожидает резкое повышение уровня обязательств.

Более сложный и жесткий характер приобрела в рамках ВТО проблема временного освобождения от какого-либо обязательства. Такое освобождение (русифицированный термин «вейвер» – от английского «waiver») принимается конференцией министров или Генеральным советом только консенсусом (по ряду обязательств большинством в 3/4 голосов). Решение об освобождении от обязательств первоначально рассматривается одним из трех советов ВТО (товары, услуги, интеллектуальная собственность). Затем совет представляет доклад конференции министров.

Решение об освобождении от выполнения обязательств должно приниматься в исключительных случаях, оговариваться конкретными условиями и предусматривать истечение срока действия этого решения.

Контрольные вопросы по теме №7

1. В чем специфика Уругвайского раунда переговоров?

2. Какова политика ВТО в области субсидирования?

3. Какие меры антидемпингового регулирования применяются в международной практике?

4. Каковы позитивные и негативные последствия вступления в ВТО отдельных стран (на конкретных примерах)?

5. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на установление тарифов в РБ?

6. Какие меры нетарифного регулирования являются основными в РБ?