МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Регулирование отношений, предусмотренных ст. 25-29 гл. 4 ЖК РФ о переустройстве и перепланировке жилого помещения, осуществляется в значительной степени иначе, чем было ранее. Так, ЖК 1983 г. содержал одну статью, посвященную переустройству и перепланировке жилых и подсобных помещений (ст. 84), определявшую самые общие правила совершения указанных действий. В остальном, данные отношения регламентировались подзаконными правовыми актами. К достоинствам нового ЖК РФ можно отнести то, что теперь основные отношения по переустройству и перепланировке помещений, как и рассмотренные выше отношения по переводу помещений, регулируются федеральным законом. Это должно существенно облегчить правоприменительную практику и способствовать единообразному применению установленных правил и процедур.

Новеллой ЖК РФ является то, что с 1.03.2005 г. определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (см. п. 10 ст. 12 ЖК РФ). До введения в действие ЖК РФ в субъектах Российской Федерации было принято немало правовых актов, регулирующих указанные отношения. Например, Закон г. Москвы от 29.09.1999 г. № 37 «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» определил порядок оформления переустройства помещений (ст. 4-8), порядок проведения такого переустройства (ст. 9-10), правила государственного учета и контроля в этой сфере. Представляется, что подобные акты в регионах должны быть признаны утратившими силу.

Обратим внимание, что Кодекс не упоминает подсобные помещения в связи с переустройством и перепланировкой. Причиной этого, вероятно, является то, что подсобные помещения рассматриваются в качестве части жилых помещений (см. определения понятий «жилой дом», «квартира», установленные в ст. 16 ЖК РФ). При этом вместо понятия «подсобное помещение» Кодекс в данном случае оперирует понятием «помещение вспомогательного использования».

Важной новеллой является то, что впервые на уровне федерального закона даны юридические определения понятий «переустройство» и «перепланировка» жилых помещений. Нормы-дефиниции, установленные в ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, необходимо толковать ограничительно: любые перечисленные действия, не требующие изменений в техническом паспорте жилого помещения, не могут рассматриваться как переустройство или перепланировка указанного помещения.

Понятие «технический паспорт жилого помещения» определено в ст. 19 ЖК РФ. Это - документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.

Переустройство и перепланировка помещений осуществляются по согласованию с органом местного самоуправления. Для сравнения напомним, что ЖК 1983 г. предусматривал осуществление этих действий с разрешения исполкома местного совета. Однако различие здесь чисто терминологическое: отсутствие согласования или отказ в нем de jure означают самовольность, противоправность произведенного переустройства или перепланировки помещений и влекут неблагоприятные последствия, о которых будет сказано ниже.

Выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо. Следовательно, таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, кроме случаев, когда указанные пользователи будут в установленном порядке уполномочены собственником на совершение соответствующих действий.

Заявителю необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Форма такого заявления утверждается Правительством РФ, что должно исключить установление по этому поводу «местных» правил. Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ч. 2 данной статьи в исчерпывающем перечне. Поэтому орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в этом перечне, документы.

На рассмотрение заявления и документов, указанных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, императивная норма ч. 4 указанной статьи отводит строго ограниченный срок. Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов.

В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который составляется по форме, определяемой Правительством РФ. Данный документ служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.

Статья 27 ЖК устанавливает правила отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Целесообразно обратить внимание на то, что положения ч. 1-3 данной статьи сформулированы в императивных нормах, что не предполагает изменения содержащихся здесь правил нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения возможен в трех случаях, которые исчерпывающим образом определены в ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, и может быть обжалован в судебном порядке.

Представляется, что указанные правовые нормы обладают теми же недостатками, что и нормы об отказе в переводе помещений. Например, такая формулировка как «несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства» предполагает проведение юридической экспертизы соответствующего проекта на предмет его соответствия как федеральному, так и региональному законодательству.

При этом законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее соответствующие отношения, весьма разнообразно. Так, ст. 1 Закона Московской области от 16.04.2004 г. № 55/2004-ОЗ «О порядке и условиях перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые» запрещает переоборудование и перепланировку жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий, нарушению в работе инженерных систем и оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

Порядок оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Москве[4] содержит большее количество запретов в данной сфере. Указанный нормативный правовой акт не допускает:

переоборудование и перепланировку помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;

перепланировку квартир, ухудшающую условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры;

установку или переустройство перегородок, если в результате образуется комната без естественного освещения или без приборов отопления;

перепланировку, в результате которой образуется комната площадью менее 9 кв. м или шириной менее 2,25 м;

увеличение подсобной площади квартир за счет жилой;

переоборудование и перепланировку при отсутствии согласия всех заинтересованных совершеннолетних жильцов квартиры и ее собственников;

переоборудование и перепланировку помещений, состоящих на учете Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без разрешения начальника Штаба;

переоборудование и перепланировку строений, предназначенных к сносу в ближайшие три года и включенных в соответствующие решения и распоряжения, если такое переоборудование не является необходимым для обеспечения безопасности проживания;

перепланировку смежных помещений без предварительного внесения поправок в паспорт домовладения на основании решения межведомственной комиссии.

Не вызывает сомнения, что многие из приведенных запретов являются обоснованными. Однако, как уже отмечалось, с 1.03.2005 г. определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к ведению Российской Федерации. Поэтому представляется, что единообразный подход к правовому регулированию указанных отношений в ближайшее время будет определен в соответствующих нормативных правовых актах, принятых на федеральном уровне. Соответствующие правила должны стать едиными для всей страны, региональное нормотворчество по этим вопросам не предполагается.

Требования к решению об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлены в ч. 2 и 3 ст. 27 ЖК РФ. Обратим внимание, что Кодекс не требует утверждения формы такого решения Правительством РФ. Поэтому субъекты Российской Федерации могут установить ее самостоятельно в своих правовых актах. В тех регионах, где это не будет сделано, органы местного самоуправления вправе составлять указанное решение в произвольной форме.

Однако в любом случае решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения представляет собой отдельный письменный документ, принятый в пределах компетенции и по правилам делопроизводства соответствующего органа, который в обязательном порядке должен содержать указание на основание отказа, предусмотренное в ч. 1 указанной статьи. Заявитель вправе обжаловать указанное решение по правилам процессуального законодательства Российской Федерации.

Как уже отмечалось, начало работ, связанных с осуществлением переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обусловлено наличием документа, подтверждающего принятие решения о согласовании соответствующих действий в установленном порядке (см. ст. 26 ЖК РФ. Что же касается фактического и юридического завершения указанных работ, то документом, подтверждающим этот факт, является акт приемочной комиссии.

Порядок образования такой комиссии и требования к ее составу Кодекс не определяет, поэтому следует полагать, что регулирование указанных отношений может осуществляться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

В ч. 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность органа местного самоуправления, осуществившего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, направить акт приемочной комиссии, указанный в ч. 1 данной статьи, в организацию (орган), осуществляющий учет объектов недвижимого имущества. Срок и возможные способы выполнения указанной обязанности Кодексом не предусмотрены, что оставляет возможности для регионального и муниципального нормотворчества.

В отличие от ЖК 1983 г., новый Кодекс в ст. 29 определяет понятие самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Оно означает такое переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, которые произведены при отсутствии документа о согласовании этих действий, выданного уполномоченным органом или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося для согласования.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ Морый в обязательном порядке должен содержать указание на основание отказа, предусмотренное в ч. 1 указанной статьи. Заявитель вправе обжаловать указанное решение по правилам процессуального законодательства Российской Федерации.

Как уже отмечалось, начало работ, связанных с осуществлением переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обусловлено наличием документа, подтверждающего принятие решения о согласовании соответствующих действий в установленном порядке (см. ст. 26 ЖК РФ. Что же касается фактического и юридического завершения указанных работ, то документом, подтверждающим этот факт, является акт приемочной комиссии.

Порядок образования такой комиссии и требования к ее составу Кодекс не определяет, поэтому следует полагать, что регулирование указанных отношений может осуществляться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

В ч. 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность органа местного самоуправления, осуществившего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, направить акт приемочной комиссии, указанный в ч. 1 данной статьи, в организацию (орган), осуществляющий учет объектов недвижимого имущества. Срок и возможные способы выполнения указанной обязанности Кодексом не предусмотрены, что оставляет возможности для регионального и муниципального нормотворчества.

В отличие от ЖК 1983 г., новый Кодекс в ст. 29 определяет понятие самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Оно означает такое переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, которые произведены при отсутствии документа о согласовании этих действий, выданного уполномоченным органом или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося для согласования.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

1. Обязанности наймодателя по обеспечению надлежащей эксплуатации, сохранности и производству капитального ре­монта жилого дома (жилого помещения).

2. Обязанности граждан по обеспечению сохранности жилых помещений (жилых домов), производству текущего ремонта помещений.

3. Организация эксплуатации, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение эк­сплуа­та­ции и ремонта жилищного фонда.

5. Налоговое регулирование в жилищной сфере.

6. Переустройство и перепланировка жилого помещения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткин Н. От инвестора до собственника путь неблизкий // Квартирный ряд. – 2005. - № 5. –с.23.

2. Жилищное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / И.А. Еремичев, П.В. Алексий, Н.Д. Эриашвили и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

3. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Норма-Инфра-М, 2004, с. 2.