МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Объектомжилищных правявляется жилое помещение. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), например, противопожарным, градостроительным и техническим. Следует обратить внимание на то, что ЖК РФ жилым считает только то помещение, которое пригодно для постоянного, а не временного проживания. При этом следует иметь в виду, что указанное жилое помещение может предоставляться как во временное, так и в постоянное пользование.

К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

ЖК РФ в ст. 16 дает краткую юридическую характеристику указанных помещений.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Следовательно, жилым домом признается постройка (строение), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим требованиям. Иногда в это понятие в широком смысле включаются также земельный участок, на котором находится дом, подсобные хозяйственные постройки, многолетние зеленые насаждения и т.д.

К жилым помещениям относится и часть жилого дома, которая также должна отвечать определенным критериям, т.е. предназначаться для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Кроме того, в качестве особой разновидности жилого дома ЖК РФ называет многоквартирный дом. Однако ЖК РФ не содержит нормативного определения понятия «многоквартирный дом». В то же время это вид жилого дома, к которому применимо общее определение жилого дома, установленное в ст. 16 ЖК РФ. Многоквартирный жилой дом как специфический комплексный объект состоит: а) из жилых помещений; б) из нежилых помещений; в) из помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним (вспомогательные помещения), тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений. Жилые и нежилые помещения могут находиться в частной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, а вспомогательные помещения - только в общей долевой собственности указанных субъектов.

Часть жилого дома как объект жилищного права может состоять из квартир (в многоквартирном доме) и комнат. Следовательно, в составе жилых домов (части жилого дома) особо следует выделить квартиры и жилые комнаты, которые непосредственно служат жилищем для граждан.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. На практике квартирой считается предназначенная и используемая для проживания отдельная жилая площадь, которая имеет отдельный выход на улицу (во двор, на лестничную клетку или в общий коридор) и отдельную кухню. В качестве признаков квартиры называется также отсутствие в ее пределах функциональных частей (площадей, объемов) других квартир (мест общего пользования.

Комнатойпризнается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Комната - это обособленная постоянными стенами часть квартиры. По своему предназначению комнаты подразделяются на жилые (спальни, гостиные и др.) и вспомогательные (коридоры, кухня, ванная комната, туалет, кладовые). Жилой комнатой считается обособленная постоянными стенами часть помещения, предназначенная и используемая для жилья. Площадь жилой комнаты или жилых комнат квартиры является площадью основного (главного) назначения. Указанное деление имеет важное значение, так как согласно ст.ст. 16 и 60 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ предметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в том числе одна или несколько комнат. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения.

Важное практическое значение имеет выделение внутри помещения: 1) полезной (общей) площади, т.е. площади всех жилых комнат квартиры и имеющихся в ней вспомогательных (подсобных) помещений (коридоры, кухня, ванная комната, кладовые и т.д.), и 2) жилой площади, которая включает только площадь жилых комнат, в том числе площадь спальных и столовых комнат, комнат для игр, учебы и отдыха, а также площадь утепленных веранд, оборудованных для проживания.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК РФ). К общей площади относятся площади всех жилых комнат квартиры и имеющихся в ней вспомогательных (подсобных) помещений (коридоры, кухня, ванная комната, кладовые и т.д.).

Жилые помещения формируют понятие жилищного фонда. Жилые помещения отличаются от иных строений и помещений функциональным предназначением - конструктивной возможностью проживания в них. В строениях смешанного типа, в которых наряду с жилыми имеются и нежилые помещения (административные, лечебные, коммунально-бытовые и т.п.), к жилищному фонду относятся только собственно жилые помещения.

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений неза­висимо от формы собственности, включая жилые дома, специализиро­ванные дома (общежития и др.), служебные жилые помещения, кварти­ры и иные помещения, предназначенные (пригодные) для проживания (п. 1ст. 19 ЖК РФ).

В целом подобные определения жилищного фонда и его видов существовали в ЖК 1983 г. Новыми являются как сама целевая классификация видов жилищного фонда, так и понятие «жилищный фонд коммерческого использования» (ч. 3 ст. 19).

Порядок государственного учета жилищного фонда устанавливается Правительством РФ. В настоящее время эти отношения регулируются постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации». На основании ч. 1 ст. 4 Вводного закона указанное постановление до приведения его в соответствие с Кодексом применяется постольку, поскольку оно не противоречит Кодексу.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

return false">ссылка скрыта

Государственный учет жилищного фонда — это одна из форм государ­ственного управления жилищным хозяйством, целью которого является получение информации о местоположении, количественном и качествен­ном составе, техническом состоянии и стоимости объектов жилищного фонда, а также изменении этих показателей.

Государственный учет жилищного фонда осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственно­сти все жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты и т. д.), служебные жилые помещения, квартиры И другие поме­щения, пригодные для проживания граждан.

Государственный учет жилищного фонда включает в себя:

1) технический (оперативный) учет;

2) официальный статистический учет;

3) бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет техничес­кий учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведе­ния технической инвентаризации и регистрации документов об обязанно­стях правообладателей по содержанию жилых строений и помещений.

Технический учет возлагается на специализированные государствен­ные и муниципальные органы технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления или бюро (бюро технической инвента­ризации - БТИ).

Общее руководство учетом жилищного фонда осуществляют органы государственной статистики.

От государственного учета жилищного фонда следует отличать госу­дарственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (например, ипотека) на недвижимое имущество, в том числе на жи­лые помещения, их возникновение, переход, ограничение и прекращение подлежат обязательной государственной регистрации.

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (ст. 165 ГК РФ).Не подлежат государственной регистрации права на жилые помеще­ния, возникающие из договоров найма жилого помещения или членства в жилищных кооперативах или жилищно-строительных кооперативах.

Государственная регистрация должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Названный Закон предусматривал создание до 1 января 2000 г. специ­альной системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижи­мое имущество. До создания данной системы сохранялся действующий порядок регистрации прав на жилые помещения, т. е. данную регистра­цию проводили органы местного самоуправления.

В зависимости от формы собственности действующее жилищное зако­нодательство выделяет следующие виды жилищного фонда:

1) частный жилищный фонд;

2) государственный жилищный фонд;

3) муниципальный жилищный фонд.

В частный жилищный фонд входят жилые помещения, находящиеся в собственности:

1) физических лиц (индивидуальные жилые дома, приватизирован­ные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, квар­тиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством);

2) юридических лиц (нежилые помещения, построенные или приобре­тенные за счет их средств, в том числе за счет средств ЖК и ЖСК с не полностью выплаченным паевым взносом).

Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфе­ре не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечива­ется правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной ад­министрации.

Принудительное изъятие недвижимости без согласия собственника допускается только на основании решения суда.

Государственный жилищный фонд включает:

1) ведомственный фонд, состоящий в собственности Российской Фе­дерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или в оперативном управлении государственных уч­реждений, относящихся к государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов РФ, а также ве­домственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении госу­дарст­венных предприятий или в оперативном управлении госу­дарственных учреждений, принадлежащих соответствующему субъекту РФ.

Таким образом, государственный жилищный фонд может находиться в федеральной собственности (собственности Российской Федерации) и в собственности субъектов РФ.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти.

Например, от имени Российской Федерации общее управление феде­ральной собственностью осуществляет Министерство государственного имущества РФ.

Муниципальный жилищный фонд включает жилые помещения, нахо­дящиеся в собственности района, города и входящих в них администра­тивно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяй­ственном ведении муниципальных предприятий или в оперативном уп­равлении муниципальных учреждений.

В настоящее время муниципальная собственность не является разно­видностью государственной собственности. От имени муниципального образования права собственника осуществ­ляют органы местного самоуправления.

Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регулируются статьями 22-24 гл. 3 ЖК РФ, которые содержат много новых норм, отсутствовавших как в ЖК 1983 г. В данной главе достаточно подробно регламентированы отношения, связанные с переводом жилых помещений в нежилые и нежилых поме­щений - в жилые. Для сравнения напомним, что ЖК 1983 г. содержал толь­ко самые общие правила о переводе жилых помещений в нежилые (ст. 9).

ГК РФ также упоминает только о переводе жилых помещений в нежилые. Такой перевод должен производиться в порядке, определяемом жилищным законодательством (п. 3 ст. 288). Поэтому нормы ЖК РФ, допускающие также перевод нежилых помещений в жилые, являются принципиально новыми.

В ч. 1 ст. 22 ЖК закреплено общее правило, согласно которому перевод жилых помещений в нежилые и наоборот допускается, однако при этом должны быть соблюдены императивные требования ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного ЖК РФ Российской Федерации[3], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Регулирование отношений, предусмотренных ст. 25-29 гл. 4 ЖК РФ о переустройстве и перепланировке жилого помещения, осуществляется в значительной степени иначе, чем было ранее. Так, ЖК 1983 г. содержал одну статью, посвященную переустройству и перепланировке жилых и подсобных помещений (ст. 84), определявшую самые общие правила совершения указанных действий. В остальном данные отношения регламентировались подзаконными правовыми актами. К достоинствам нового ЖК РФ можно отнести то, что теперь основные отношения по переустройству и перепланировке помещений, как и рассмотренные выше отношения по переводу помещений, регулируются федеральным законом. Это должно существенно облегчить правоприменительную практику и способствовать единообразному применению установленных правил и процедур.

Новеллой ЖК РФ является то, что с 1.03.2005 г. определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (см. п. 10 ст. 12 ЖК РФ). До введения в действие ЖК РФ в субъектах Российской Федерации было принято немало правовых актов, регулирующих указанные отношения. Например, Закон г. Москвы от 29.09.1999 г. № 37 «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» определил порядок оформления переустройства помещений (ст. 4-8), порядок проведения такого переустройства (ст. 9-10), правила государственного учета и контроля в этой сфере. Представляется, что подобные акты в регионах должны быть признаны утратившими силу.

Обратим внимание, что Кодекс не упоминает подсобные помещения в связи с переустройством и перепланировкой. Причиной этого, вероятно, является то, что подсобные помещения рассматриваются в качестве части жилых помещений (см. определения понятий «жилой дом», «квартира», установленные в ст. 16 ЖК РФ). При этом вместо понятия «подсобное помещение» Кодекс в данном случае оперирует понятием «помещение вспомогательного использования».

Важной новеллой является то, что впервые на уровне федерального закона даны юридические определения понятий «переустройство» и «перепланировка» жилых помещений. Нормы-дефиниции, установленные в ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, необходимо толковать ограничительно: любые перечисленные действия, не требующие изменений в техническом паспорте жилого помещения, не могут рассматриваться как переустройство или перепланировка указанного помещения.

Понятие «технический паспорт жилого помещения» определено в ст. 19 ЖК РФ. Это - документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.

Переустройство и перепланировка помещений осуществляются по согласованию с органом местного самоуправления.

Выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо. Следовательно, таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, кроме случаев, когда указанные пользователи будут в установленном порядке уполномочены собственником на совершение соответствующих действий.

Заявителю необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Форма такого заявления утверждается Правительством РФ, что должно исключить установление по этому поводу «местных» правил. Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ч. 2 данной статьи в исчерпывающем перечне. Поэтому орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в этом перечне, документы.

На рассмотрение заявления и документов, указанных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, императивная норма ч. 4 указанной статьи отводит строго ограниченный срок. Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов.

В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который составляется по форме, определяемой Правительством РФ. Данный документ служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.

Статья 27 ЖК устанавливает правила отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений. Целесообразно обратить внимание на то, что положения ч. 1-3 данной статьи сформулированы в императивных нормах, что не предполагает изменения содержащихся здесь правил нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения возможен в трех случаях, которые исчерпывающим образом определены в ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, и может быть обжалован в судебном порядке.

Представляется, что указанные правовые нормы обладают теми же недостатками, что и нормы об отказе в переводе помещений. Например, такая формулировка как «несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства» предполагает проведение юридической экспертизы соответствующего проекта на предмет его соответствия как федеральному, так и региональному законодательству.

При этом законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее соответствующие отношения, весьма разнообразно. Так, ст. 1 Закона Московской области от 16.04.2004 г. № 55/2004-ОЗ «О порядке и условиях перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые» запрещает переоборудование и перепланировку жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций зданий, нарушению в работе инженерных систем и оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

Не вызывает сомнения, что многие из приведенных запретов являются обоснованными. Однако, как уже отмечалось, с 1.03.2005 г. определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к ведению Российской Федерации. Поэтому представляется, что единообразный подход к правовому регулированию указанных отношений в ближайшее время будет определен в соответствующих нормативных правовых актах, принятых на федеральном уровне. Соответствующие правила должны стать едиными для всей страны, региональное нормотворчество по этим вопросам не предполагается.

Требования к решению об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлены в ч. 2 и 3 ст. 27 ЖК РФ. Обратим внимание, что Кодекс не требует утверждения формы такого решения Правительством РФ. Поэтому субъекты Российской Федерации могут установить ее самостоятельно в своих правовых актах. В тех регионах, где это не будет сделано, органы местного самоуправления вправе составлять указанное решение в произвольной форме.

Однако в любом случае решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения представляет собой отдельный письменный документ, принятый в пределах компетенции и по правилам делопроизводства соответствующего органа, который в обязательном порядке должен содержать указание на основание отказа, предусмотренное в ч. 1 указанной статьи. Заявитель вправе обжаловать указанное решение по правилам процессуального законодательства Российской Федерации.

Как уже отмечалось, начало работ, связанных с осуществлением переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обусловлено наличием документа, подтверждающего принятие решения о согласовании соответствующих действий в установленном порядке (см. ст. 26 ЖК РФ. Что же касается фактического и юридического завершения указанных работ, то документом, подтверждающим этот факт, является акт приемочной комиссии.

Порядок образования такой комиссии и требования к ее составу Кодекс не определяет, поэтому следует полагать, что регулирование указанных отношений может осуществляться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

В ч. 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность органа местного самоуправления, осуществившего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, направить акт приемочной комиссии, указанный в ч. 1 данной статьи, в организацию (орган), осуществляющий учет объектов недвижимого имущества. Срок и возможные способы выполнения указанной обязанности Кодексом не предусмотрены, что оставляет возможности для регионального и муниципального нормотворчества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

1. Определите особенности правового положения жилищно-эксплуа­тационных организаций.

2. Обоснуйте возможность привлечения к управлению жилищным фондом на конкурсной основе частных компаний.

3. Укажите компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении права граждан на жилище.