IV. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 5. Виды нарушений развития. Классификации групп детей с нарушениями развития
Основные понятия и персоналии: Классификация, МКБ-10, дизонтогенез, нарушения развития В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, М.М. Семаго
Задание:
- Определить основные виды нарушений развития
- Проанализировать классификации групп детей с нарушениями развития
Вопросы:
Модально-специфичные и модально-неспецифичные нарушения развития.
Общие и специфические нарушения.
Классификация как метод научного познания.
Принцип построения научных классификаций.
Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии.
Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза.
Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями.
Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.
Дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации
Результат:
В результате освоения содержания занятия студенты
- понимают различия в структуре нарушений развития;
- знают основные различия в классификациях групп детей
- умеют отличать различные формы дизонтогенезаих политических режимов;
Литература
Основная:
1.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002
2.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004
3.Специальная психология /Учеб. пособие для студентов /Под ред.В.И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2006
Дополнительная:
1.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте М., 2003
2.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: 2003
4.Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003