IV. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 5. Виды нарушений развития. Классификации групп детей с нарушениями развития

Основные понятия и персоналии: Классификация, МКБ-10, дизонтогенез, нарушения развития В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, М.М. Семаго

Задание:

  • Определить основные виды нарушений развития
  • Проанализировать классификации групп детей с нарушениями развития

Вопросы:

Модально-специфичные и модально-неспецифичные нарушения развития.

Общие и специфические нарушения.

Классификация как метод научного познания.

Принцип построения научных классификаций.

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии.

Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза.

Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями.

Дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью.

Дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты

  • понимают различия в структуре нарушений развития;
  • знают основные различия в классификациях групп детей
  • умеют отличать различные формы дизонтогенезаих политических режимов;

Литература

Основная:

1.Психология аномального развития ребенка. В 2-х томах: Хрестоматия/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, М.: Изд-во МГУ, 2002

2.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной.- Спб.: Речь, 2004

3.Специальная психология /Учеб. пособие для студентов /Под ред.В.И. Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2006

Дополнительная:

1.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте М., 2003

2.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

3.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: 2003

4.Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003