Понятие и методы инвалютной котировки. Курсы покупки и продажи.
Котировка валют – определение их курса. Существуют два метода котировки иностранной валюты к национальной – прямой и косвенный. Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты (базовая валюта) выражается в национальной валюте (котируемая валюта). При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц.
Сочетание прямой и косвенной котировок создает практическое удобство, исключая потребность в дополнительных вычислениях для сопоставления котировок на разных рынках.
Котировка иностранных валют в национальной используется банками преимущественно в операциях с торгово-промышленной клиентурой. В операциях на межбанковском валютном рынке котировка проводится преимущественно по отношению к доллару США и евро.
Котировка валют обычно базируется на кросс-курсе – соотношении между двумя валютами, рассчитанном на основе курса каждой из них по отношению к ведущей третьей валюте (доллару США, евро). При таком определении устанавливается средний курс между двумя валютами, который затем используется для сделок с клиентурой с корректировкой на курсовую разницу при определении курса покупателя и продавца.
Существует три способа расчета среднего кросс-курса при прямой и косвенной котировке валют к доллару.
1. Если доллар является базовой валютой (т.е. принят за единицу) для обеих котируемых валют, то для определения их курса необходимо разделить долларовые курсы этих валют.(chf/jpy)
2. Если доллар является базовой валютой только для одной из конвертируемы валют, то необходимо перемножить курсы этих валют к доллару.(EUR/JPY)
3. Если доллар является валютой котировки для обеих валют, необходимо разделить курсы этих валют к доллару.(EUR/JBP)
Кроме среднего кросс-курса общепринята практика котировки курса продавца (bid) и покупателя (ask) . Банки продают иностранную валюту дороже (курс продавца), чем покупают ее (курс покупателя). Спрэд – разница между курсом продавца и покупателя валюты, установленная банком. При определении спрэда банки ориентируются на привлечение клиентов, формирование своей стратегии валютного хеджирования и спекуляции. Маржа – разница между котировкой валютного курса в данном банке и на межбанковском рынке. Курсовая разница – маржа и спрэд служит одним из источников прибыли и покрытия расходов банка, связанных с проведением валютных операция