Особенности конструктивно-строительных игр

Строительная игра − это такая деятельность детей, основным содержанием которой являет­ся отражение окружающей жизни в разнооб­разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один ис­точник − окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, ста­дионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строи­тельных играх они не только изображают окружающие пред­меты, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сход­ство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совмест­ной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что в сюжет­но-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явле­ния и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строи­тельной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использова­нием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто воз­никает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задума­ли играть в моряков − у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятель­ная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени воз­водят довольно сложные постройки, практически постигая про­стейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании отражаемых в них явлении, в овладении детьми способами строительства, в развитии ихконструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр включена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строи­тельство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредоточивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко−низко, направо−налево, вверх−вниз, длинный−короткий, широкий−узкий, выше− ниже, длиннеекороче и т. п.

При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках и сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь.

Строительные игры способствуют эстетическому воспитанию и раз-витию детей. Воспитатель на экскурсиях, во время целе­вых прогулок знакомит их с новыми постройками, архитектурны ми особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Наблюдение за работой строителей дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремле­ние внести украшающие детали и этим воспитывает художест­венный вкус детей.

Строительные игры имеют важное значение и для физичес­кого воспитания дошкольников. В них проявляется разнообраз­ная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети при­лагают доступные им физические усилия, проявляют выносли­вость.

Для строительных игр созданы специальные наборы матери­алов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушария), дополнитель­ные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т. д.) и вспомога­тельные материалы для украшения построек.

Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина, 1986.

 

Различаются сле­дующие виды строительного материала:

· специально созданный (напольный, настольный стро­ительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);

· природный (песок, снег, глина, камни);

· подсобный (доски, ящики, коробки и др).