САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Правовые и организационные основы деятельности судов.Под организационным обеспечением деятельности судов пони­маются мероприятия кадрового, финансового, материально-техни­ческого и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 1 Закона о Судебном департаменте).

Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент) является федеральным государствен­ным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществля­ется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного де­партамента призваны способствовать укреплению самостоя­тельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 Закона о Судебном департа­менте).

Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов, выстроены в определенную систему, исхо­дя из их юридической силы: от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил (указаны в списке литературы по теме).

Основные направления организационного обеспечения деятель­ности судов представлены в главе II Закона о Судебном депар­таменте (ст. 6—12).

Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автоном­ных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссий­ского съезда судей и образуемых им органов судейского сооб­щества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департа­мента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство РФ согла­сованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом су­дей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает ра­боту по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществ­ляющими подготовку и повышение квалификации судей и ра­ботников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку ра­ботников аппарата Судебного департамента и работников орга­нов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Вер­ховного Суда РФ и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов фе­дерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и ра­ботников аппаратов судов, а также работников органов и учре­ждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции яри составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждении Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и тех­ническое оснащение зданий и помещений судов, органов и уч­реждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппарат­ных средств, необходимых для ведения судопроизводства и де­лопроизводства, а также информационно-правового обеспече­ния судебной деятельности; осуществляет работу по системати­зации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрика­тор законодательства;

17) во взаимодействии с судами, органами судейского сооб­щества и правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопас­ности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение су­дей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппара­тов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоус­троенным жильем; организует медицинское обслуживание и са­наторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в со­ответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации рабо­ты судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учре­ждений Судебного департамента.

Содержание и основные принципы научной организации труда в суде.Из многообразия направлений обеспечения деятельности судов вытекает прикладное значение научной организации тру­да (далее — НОТ).

Первым этапом работы по развитию организационной куль­туры всегда является научное исследование. Только на основе конкретных исследований могут быть:

а) выявлены характер и значение организационных недос­татков;

б) осуществлены экспериментальная проверка и практиче­ское внедрение организационных разработок;

в) обеспечена пропаганда соответствующих разработок;

г) обеспечена подготовка кадров.

В разных источниках даются различные трактовки понятия НОТ, несмотря на то, что содержательная сторона этих понятий более или менее остается общей.

Научная организация труда — процесс совершенствования ор­ганизации труда на основе достижений науки и техники, физиоло­гии и гигиены труда

Правовые и организационные основы деятельности судов НОТ — это процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повы­шающих общую производительность труда.

НОТ — это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и прие­мов работы, разложения приемов на отдельные «части» и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны.

Наиболее удачным представляется определение, в котором НОТ отражается как процесс внесения в существующую ор­ганизацию труда добытых наукой и практикой усовершенст­вований, повышающих общую производительность труда. В нем, во-первых, наиболее четко просматривается элемент (признак) практики; во-вторых, видна конечная цель НОТ — повышение производительности (эффективности, КДД) тру­да; в-третьих, отражена безусловная роль человеческого фак­тора (в том числе с учетом, специфики физиологии, гигиены труда и т. п.). Научной является такая организация труда, ко­торая основана на достижениях науки и передового опыта (т. е. на практике).

Понимание значения необходимости НОТ оптимизирует творческую активность государственного служащего, каковыми являются и сотрудники судов.

Среди главных задач НОТ можно выделить:

1) разработку рациональных форм разделения и кооперации труда;

2) механизацию управленческого труда;

3) улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

4) изучение и распространение передовых методов работы;

5) подготовку и повышение квалификации кадров;

6) нормирование труда;

7) улучшение условий труда.

Все сказанное относится к НОТ безотносительно к какой-либо сфере деятельности. А применимы ли рекомендации НОТ в сфере судебной деятельности?

В сфере правосудия эти вопросы не стоят так остро и категорично. Техническим средствам, используемым для выявления фиксации документов, всегда отводилась вспомогательная роль, к тому же от них ждут, скорее, обеспечения достоверности полученных с их помощью сведений, нежели повышения производительности труда.

В шкале ценностей, на которую ориентировано правосудие, истина занимает неизмеримо более высокое положение, чем производительность труда. Не случайно в науке уголовного процесса принцип процессуальной экономии не принадлежит к числу основных. НОТ работников правоохранительных органов и судов одно из существенных условий точного соблюдения законности, а совершенствование этого труда с учетом конкретных функций, выполняемых работниками, во многом способствует высоким результатам претворения в жизнь правовых предписаний.

Цель НОТ в суде:

1) обеспечить эффективность деятельности, благодаря при­менению общих принципов НОТ;

2) максимально обеспечить деятельность судов, чтобы:

а) осуществление правосудия не требовало чрезмерного, не вытекающего из его характера перенапряжения в работе судей;

б) избежать неоправданно больших социальных затрат и по­терь времени всех участвующих в судопроизводстве лиц;

б) могли быть полностью и в соответствии с выполняемыми функциями оптимально и эффективно использованы знания и опыт работников;

г) обеспечивалось сохранение в судах высококвалифицированных кадров.

Характер труда различных категорий юридических работни­ков неоднороден. Именно содержание отличает труд одного ра­ботника от труда другого. Так, труд судьи существенно отлича­ется от труда адвоката, судебного пристава-исполнителя, нотариуса, секретаря судебного заседания.

Организовывая работу аппарата суда, следует учитывать ее специфику применительно к задачам аппарата, проявляющую­ся в особенностях приемов и методов сбора и обработки ин­формации, видах решений, которые принимаются на основе полученной информации.

В обобщенном виде задачи НОТ в деятельности судов заклю­чаются:

1) в разработке наиболее рациональных форм разделения труда между работниками суда и его кооперации, а также объе­динении сил и средств в тех случаях, когда речь идет о необхо­димости общих усилий (в частности, внедрение в практику спе­циализации судей, взаимозаменяемость технических работни­ков канцелярии);

2) в максимальном использовании достижений современной науки и техники;

3) в совершенствовании нормирования труда; в изучении за­трат рабочего времени; в подготовке и установлении показате­лей, позволяющих определить объем работы, необходимую численность разных категорий работников;

4) в изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирований труда;

5) в организации рабочих мест, создании наилучших усло­вий труда, облегчении и оздоровлении условий труда;

6) в постоянном изучении и проведении эффективной воспитательной работы в трудовом коллективе.

Деятельность судей по рассмотрению судебных дел имеет своим содержанием осуществление правосудия, она связана с применением законодательства.

Юридическая деятельность по разрешению процессуальных вопросов, включая исполнение судебных решений, а также принятие мер, направленных на предупреждение преступле­ний, устранение причин и условий, им способствующих, регу­лируется единой системой правовых норм.

На основе законодательства применяются правовые формы рассмотрения уголовных и гражданских дел. Эти формы едины, так как призваны обеспечить всестороннее, полное и объектив­ное исследование всех обстоятельств каждого дела, точное и неуклонное исполнение требований закона.

Они не противоречат интересам экономии сил и средств для принятия законных и обоснованных решений. Ведь закон при­меняется людьми, а каждый человек обладает знаниями, определенным жизненным опытом, навыками, профессиональным умением. Специфика правоприменительной и иной профес­сиональной деятельности работников судов требует постоянно­го повышения их деловой квалификации.

НОТ призвана оптимизировать различные направления су­дебной деятельности:

1. Организация подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации судей и других работников судов: Сохранение в су­дах опытных кадров, повышение их заинтересованности в ра­боте связано с решением таких кадровых проблем, как знание и четкое представление о том, где, когда, какой именно работ­ник может быть использован с наибольшей эффективностью, с пользой для дела; кто и когда должен быть зачислен в резерв для выдвижения на новую должность, когда и как перемещен по службе.

Совершенствование работы с кадрами судов предполагает научный подход к изучению соответствия кандидатов предъ­явленным требованиям. Помимо общей оценки деловых ка­честв работников при укомплектовании судов кадрами долж­ны учитываться факторы, относящиеся к степени сложности их конкретного профессионального труда и квалификации ра­ботников.

Оценка сложности труда при изучении профессиональной пригодности кандидатов на соответствующие судебные долж­ности производится с учетом следующих обстоятельств:

а) содержания работы, объема компетенции и сложности за­дач переработки управленческой информации;

б) степени самостоятельности выполнения работ и характе­ра дополнительной ответственности;

в) масштабов и сложности организационных и руководящих функций.

К факторам, определяющим квалификацию работников су­дов, относятся данные: об уровне знаний (специального обра­зования); о стаже работы по специальности (для руководите­лей — также стаж работы на руководящих должностях); о нали­чии и уровне организационных способностей и навыков (для руководителей).

2. Разделение форм труда. Это предполагает обособление различных видов деятельности, при котором каждый из работников выполняет какую-либо отдельную, строго определенную часть объема общей работы.

Под распределением труда в рационально организованном аппарате, в том числе в судах, понимается четкое разграниче­ние задач и функций между его структурными подразделения­ми и должностных обязанностей между работниками.

Функциональное разделение труда находит свое отражение в структуре судов (президиум, коллегии, канцелярия и т. д.).

Структура аппарата судов — это совокупность всех его подразделений, каждое из которых выполняет свои задачи, функции и имеет определенную компетенцию.

Разделение форм труда осуществляется на основе существующих законов, норм труда, должностных инструкций или положений, приказов председателей судов.

Основными задачами разделения форм труда внутри суда являются:

а) равномерная загрузка всех работников в течение рабочего дня (месяца, года) при нормальной напряженности труда;

б) максимально возможное соответствие поручаемых испол­нителю работ его квалификации.

Совокупность функций, закрепленных за всеми работника­ми суда, должна обеспечивать в полной мере выполнение су­дом возложенных на него задач.

Разделение форм труда в структурных подразделениях аппарата суда должно обеспечивать необходимые пропорции по ви­дам деятельности (руководство, подготовка решений, обработка информации) и по сложности, ответственности выполняемых работ.

Разделение труда основывается на том, что при распределении должностных обязанностей и ответственности между ра­ботниками следует исходить из сложности поручаемой им ра­боты и их фактической квалификации.

Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятия и реализации решений делятся на:

— руководителей (председатели судов, их замы, председате­ли коллегий, президиумов, судебных составов);

— судей;

— специалистов (советники, консультанты, помощники);

— технических работников (все остальные).

Важнейшим принципом научного распределения труда яв­ляется недопущение загрузок работников работами и опера­циями, которые по своей сложности могут быть выполнены менее квалифицированными специалистами (т.е. судья не должен подменять технического работника, а председатель суда — судью).

При решении вопросов разделения труда в судах следует иметь в виду, что применение НОТ и совершенствование раз­деления труда судебных работников, во-первых, основывается на требованиях закона о судоустройстве и процессуального за­кона и, во-вторых, предлагает, чтобы судьи были загружены только вопросами, действительно входящими в их компетен­цию, определенную этими законами.

Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия, организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей, и непо­средственно возложенные на других работников.

3. Рациональна организация использования рабочего времени и достижений современной техники. Эффективность труда в зна­чительной мере зависит от системы и методов работы служащих аппарата суда при выполнении ими возложенных на них функций, работ, операций.

Известно, что разные исполнители даже одного и того же подразделения аппарата по-разному осуществляют сходные функции. Неодинаковой может быть последовательность вы­полнения отдельных элементов данной производственной опе­рации, трудовые приемы, действия могут быть более или менее рациональными, иметь различную продолжительность.

Наиболее рационален метод труда, который обеспечивает минимальные затраты времени на выполнение заданной рабо­ты и в то же время не вызывает преждевременного утомления исполнителей.

Рационализация приемов и методов труда возможна на ос­нове тщательного изучения методов выполнения отдельных элементов работы разными работниками, отбор лучших способов и формирование на этой базе нового прогрессивного мето­да с целью его распространения среди всех работников, заня­тых выполнением данного вида работы. Отсюда задачей НОТ является выработка наиболее рациональных приемов труда ап­парата, обеспечивающих его эффективное функционирование с минимальными затратами рабочего времени и сил обслуживаю­щих его сотрудников.

Рациональный, расход рабочего времени достигается научно обоснованной разработкой последовательности трудовых опе­раций, внедрением типовых приёмов их осуществления и ис­пользованием типовой документации, устранением отвлекаю­щих исполнителей факторов, обеспеченностью средствами орг­техники, созданием условий для экономии трудовых затрат.

Независимо от содержания и сложности того или иного за­дания, получаемого работником, порядок его выполнения охва­тывает следующие этапы:

— формулирование задания и доведение его до исполните­лей;

— изучение вопроса, составляющего предмет задания путем сбора, обработки и анализа необходимой для этого информа­ции;

— подготовку проекта документа в соответствии с содержа­нием задания;

— согласование и утверждение документа.

4. Улучшение условий труда и повышение культуры организа­ции работы. Условия труда связаны с факторами социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера. Организационные мероприятия по улуч­шению труда должны быть направлены на повышение работоспособности работников и сохранение их здоровья путем созда­ния должной социально-бытовой обстановки, установления правильного режима труда и отдыха, повышения общей культу­ры труда. Уровень культуры в работе аппарата — показатель зрелости коллектива и его членов.

Понятие культуры труда слагается из совокупности признаков, характеризующих обстановку, в которой совершается тру­довой процесс, и поведение человека в процессе трудовой дея­тельности, его умение работать.

Эти факторы взаимосвязаны, так как обстановка работы влияет на поведение людей, а поведение — на состояние рабо­ты. Обстановка работы определяется: уровнем организации; методами техники управления; стилем руководства.

Культура труда каждого работника суда при выполнении им должностных обязанностей предполагает: компетентность; ор­ганизованность, умение работать по заранее составленному плану в рамках распорядка дня без перенапряжения; умение рационально использовать рабочее время, научно-технические средства; творческую активность, ответственность за дело; де­ловитость, умение сосредоточиться на решений наиболее важ­ных, внеочередных задач; соблюдение морально-этических и правовых норм во взаимоотношениях работников.

5. Нормирование труда в судах. Нормирование труда — это способ регламентации трудовых процессов во времени и средст­во изучения с этой целью затрат рабочего времени на выполне­ние определенных операций; установление показателей, позво­ляющих определить объем работы и необходимую численность разных категорий работников. Изучение объема служебной на­грузки — основа совершенствования нормирования в аппарате судов.

6. Изучение состояния организации труда как метод подготов­ки к внедрению НОТ. Анализ особенностей содержания труда и структуры затрат рабочего времени направлен на:

а) вскрытие недостатков в организации труда;

б) выявление резервов повышения ее эффективности.

Правовые и организационные основы деятельности судов.

Данные, полученные в результате исследований содержания труда и структуры затрат рабочего времени, позволяют проана­лизировать существующую организацию труда и на этой основе разработать мероприятия по их улучшению.

3. Должностной состав судов общей юрисдикции. Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого, второго звена. Планирование работы, контроль и проверка исполнения

Необходимым элементом должной организации работы в суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответст­венность за порученное дело.