САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Правовые и организационные основы деятельности судов.Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 1 Закона о Судебном департаменте).
Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда.
Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 Закона о Судебном департаменте).
Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов, выстроены в определенную систему, исходя из их юридической силы: от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил (указаны в списке литературы по теме).
Основные направления организационного обеспечения деятельности судов представлены в главе II Закона о Судебном департаменте (ст. 6—12).
Судебный департамент:
1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
4) разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;
7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции яри составлении сводного статистического отчета;
13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждении Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
17) во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
Содержание и основные принципы научной организации труда в суде.Из многообразия направлений обеспечения деятельности судов вытекает прикладное значение научной организации труда (далее — НОТ).
Первым этапом работы по развитию организационной культуры всегда является научное исследование. Только на основе конкретных исследований могут быть:
а) выявлены характер и значение организационных недостатков;
б) осуществлены экспериментальная проверка и практическое внедрение организационных разработок;
в) обеспечена пропаганда соответствующих разработок;
г) обеспечена подготовка кадров.
В разных источниках даются различные трактовки понятия НОТ, несмотря на то, что содержательная сторона этих понятий более или менее остается общей.
Научная организация труда — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда
Правовые и организационные основы деятельности судов НОТ — это процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда.
НОТ — это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные «части» и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны.
Наиболее удачным представляется определение, в котором НОТ отражается как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда. В нем, во-первых, наиболее четко просматривается элемент (признак) практики; во-вторых, видна конечная цель НОТ — повышение производительности (эффективности, КДД) труда; в-третьих, отражена безусловная роль человеческого фактора (в том числе с учетом, специфики физиологии, гигиены труда и т. п.). Научной является такая организация труда, которая основана на достижениях науки и передового опыта (т. е. на практике).
Понимание значения необходимости НОТ оптимизирует творческую активность государственного служащего, каковыми являются и сотрудники судов.
Среди главных задач НОТ можно выделить:
1) разработку рациональных форм разделения и кооперации труда;
2) механизацию управленческого труда;
3) улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
4) изучение и распространение передовых методов работы;
5) подготовку и повышение квалификации кадров;
6) нормирование труда;
7) улучшение условий труда.
Все сказанное относится к НОТ безотносительно к какой-либо сфере деятельности. А применимы ли рекомендации НОТ в сфере судебной деятельности?
В сфере правосудия эти вопросы не стоят так остро и категорично. Техническим средствам, используемым для выявления фиксации документов, всегда отводилась вспомогательная роль, к тому же от них ждут, скорее, обеспечения достоверности полученных с их помощью сведений, нежели повышения производительности труда.
В шкале ценностей, на которую ориентировано правосудие, истина занимает неизмеримо более высокое положение, чем производительность труда. Не случайно в науке уголовного процесса принцип процессуальной экономии не принадлежит к числу основных. НОТ работников правоохранительных органов и судов одно из существенных условий точного соблюдения законности, а совершенствование этого труда с учетом конкретных функций, выполняемых работниками, во многом способствует высоким результатам претворения в жизнь правовых предписаний.
Цель НОТ в суде:
1) обеспечить эффективность деятельности, благодаря применению общих принципов НОТ;
2) максимально обеспечить деятельность судов, чтобы:
а) осуществление правосудия не требовало чрезмерного, не вытекающего из его характера перенапряжения в работе судей;
б) избежать неоправданно больших социальных затрат и потерь времени всех участвующих в судопроизводстве лиц;
б) могли быть полностью и в соответствии с выполняемыми функциями оптимально и эффективно использованы знания и опыт работников;
г) обеспечивалось сохранение в судах высококвалифицированных кадров.
Характер труда различных категорий юридических работников неоднороден. Именно содержание отличает труд одного работника от труда другого. Так, труд судьи существенно отличается от труда адвоката, судебного пристава-исполнителя, нотариуса, секретаря судебного заседания.
Организовывая работу аппарата суда, следует учитывать ее специфику применительно к задачам аппарата, проявляющуюся в особенностях приемов и методов сбора и обработки информации, видах решений, которые принимаются на основе полученной информации.
В обобщенном виде задачи НОТ в деятельности судов заключаются:
1) в разработке наиболее рациональных форм разделения труда между работниками суда и его кооперации, а также объединении сил и средств в тех случаях, когда речь идет о необходимости общих усилий (в частности, внедрение в практику специализации судей, взаимозаменяемость технических работников канцелярии);
2) в максимальном использовании достижений современной науки и техники;
3) в совершенствовании нормирования труда; в изучении затрат рабочего времени; в подготовке и установлении показателей, позволяющих определить объем работы, необходимую численность разных категорий работников;
4) в изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирований труда;
5) в организации рабочих мест, создании наилучших условий труда, облегчении и оздоровлении условий труда;
6) в постоянном изучении и проведении эффективной воспитательной работы в трудовом коллективе.
Деятельность судей по рассмотрению судебных дел имеет своим содержанием осуществление правосудия, она связана с применением законодательства.
Юридическая деятельность по разрешению процессуальных вопросов, включая исполнение судебных решений, а также принятие мер, направленных на предупреждение преступлений, устранение причин и условий, им способствующих, регулируется единой системой правовых норм.
На основе законодательства применяются правовые формы рассмотрения уголовных и гражданских дел. Эти формы едины, так как призваны обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств каждого дела, точное и неуклонное исполнение требований закона.
Они не противоречат интересам экономии сил и средств для принятия законных и обоснованных решений. Ведь закон применяется людьми, а каждый человек обладает знаниями, определенным жизненным опытом, навыками, профессиональным умением. Специфика правоприменительной и иной профессиональной деятельности работников судов требует постоянного повышения их деловой квалификации.
НОТ призвана оптимизировать различные направления судебной деятельности:
1. Организация подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации судей и других работников судов: Сохранение в судах опытных кадров, повышение их заинтересованности в работе связано с решением таких кадровых проблем, как знание и четкое представление о том, где, когда, какой именно работник может быть использован с наибольшей эффективностью, с пользой для дела; кто и когда должен быть зачислен в резерв для выдвижения на новую должность, когда и как перемещен по службе.
Совершенствование работы с кадрами судов предполагает научный подход к изучению соответствия кандидатов предъявленным требованиям. Помимо общей оценки деловых качеств работников при укомплектовании судов кадрами должны учитываться факторы, относящиеся к степени сложности их конкретного профессионального труда и квалификации работников.
Оценка сложности труда при изучении профессиональной пригодности кандидатов на соответствующие судебные должности производится с учетом следующих обстоятельств:
а) содержания работы, объема компетенции и сложности задач переработки управленческой информации;
б) степени самостоятельности выполнения работ и характера дополнительной ответственности;
в) масштабов и сложности организационных и руководящих функций.
К факторам, определяющим квалификацию работников судов, относятся данные: об уровне знаний (специального образования); о стаже работы по специальности (для руководителей — также стаж работы на руководящих должностях); о наличии и уровне организационных способностей и навыков (для руководителей).
2. Разделение форм труда. Это предполагает обособление различных видов деятельности, при котором каждый из работников выполняет какую-либо отдельную, строго определенную часть объема общей работы.
Под распределением труда в рационально организованном аппарате, в том числе в судах, понимается четкое разграничение задач и функций между его структурными подразделениями и должностных обязанностей между работниками.
Функциональное разделение труда находит свое отражение в структуре судов (президиум, коллегии, канцелярия и т. д.).
Структура аппарата судов — это совокупность всех его подразделений, каждое из которых выполняет свои задачи, функции и имеет определенную компетенцию.
Разделение форм труда осуществляется на основе существующих законов, норм труда, должностных инструкций или положений, приказов председателей судов.
Основными задачами разделения форм труда внутри суда являются:
а) равномерная загрузка всех работников в течение рабочего дня (месяца, года) при нормальной напряженности труда;
б) максимально возможное соответствие поручаемых исполнителю работ его квалификации.
Совокупность функций, закрепленных за всеми работниками суда, должна обеспечивать в полной мере выполнение судом возложенных на него задач.
Разделение форм труда в структурных подразделениях аппарата суда должно обеспечивать необходимые пропорции по видам деятельности (руководство, подготовка решений, обработка информации) и по сложности, ответственности выполняемых работ.
Разделение труда основывается на том, что при распределении должностных обязанностей и ответственности между работниками следует исходить из сложности поручаемой им работы и их фактической квалификации.
Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятия и реализации решений делятся на:
— руководителей (председатели судов, их замы, председатели коллегий, президиумов, судебных составов);
— судей;
— специалистов (советники, консультанты, помощники);
— технических работников (все остальные).
Важнейшим принципом научного распределения труда является недопущение загрузок работников работами и операциями, которые по своей сложности могут быть выполнены менее квалифицированными специалистами (т.е. судья не должен подменять технического работника, а председатель суда — судью).
При решении вопросов разделения труда в судах следует иметь в виду, что применение НОТ и совершенствование разделения труда судебных работников, во-первых, основывается на требованиях закона о судоустройстве и процессуального закона и, во-вторых, предлагает, чтобы судьи были загружены только вопросами, действительно входящими в их компетенцию, определенную этими законами.
Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия, организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей, и непосредственно возложенные на других работников.
3. Рациональна организация использования рабочего времени и достижений современной техники. Эффективность труда в значительной мере зависит от системы и методов работы служащих аппарата суда при выполнении ими возложенных на них функций, работ, операций.
Известно, что разные исполнители даже одного и того же подразделения аппарата по-разному осуществляют сходные функции. Неодинаковой может быть последовательность выполнения отдельных элементов данной производственной операции, трудовые приемы, действия могут быть более или менее рациональными, иметь различную продолжительность.
Наиболее рационален метод труда, который обеспечивает минимальные затраты времени на выполнение заданной работы и в то же время не вызывает преждевременного утомления исполнителей.
Рационализация приемов и методов труда возможна на основе тщательного изучения методов выполнения отдельных элементов работы разными работниками, отбор лучших способов и формирование на этой базе нового прогрессивного метода с целью его распространения среди всех работников, занятых выполнением данного вида работы. Отсюда задачей НОТ является выработка наиболее рациональных приемов труда аппарата, обеспечивающих его эффективное функционирование с минимальными затратами рабочего времени и сил обслуживающих его сотрудников.
Рациональный, расход рабочего времени достигается научно обоснованной разработкой последовательности трудовых операций, внедрением типовых приёмов их осуществления и использованием типовой документации, устранением отвлекающих исполнителей факторов, обеспеченностью средствами оргтехники, созданием условий для экономии трудовых затрат.
Независимо от содержания и сложности того или иного задания, получаемого работником, порядок его выполнения охватывает следующие этапы:
— формулирование задания и доведение его до исполнителей;
— изучение вопроса, составляющего предмет задания путем сбора, обработки и анализа необходимой для этого информации;
— подготовку проекта документа в соответствии с содержанием задания;
— согласование и утверждение документа.
4. Улучшение условий труда и повышение культуры организации работы. Условия труда связаны с факторами социально-экономического, технико-организационного и естественно-природного характера. Организационные мероприятия по улучшению труда должны быть направлены на повышение работоспособности работников и сохранение их здоровья путем создания должной социально-бытовой обстановки, установления правильного режима труда и отдыха, повышения общей культуры труда. Уровень культуры в работе аппарата — показатель зрелости коллектива и его членов.
Понятие культуры труда слагается из совокупности признаков, характеризующих обстановку, в которой совершается трудовой процесс, и поведение человека в процессе трудовой деятельности, его умение работать.
Эти факторы взаимосвязаны, так как обстановка работы влияет на поведение людей, а поведение — на состояние работы. Обстановка работы определяется: уровнем организации; методами техники управления; стилем руководства.
Культура труда каждого работника суда при выполнении им должностных обязанностей предполагает: компетентность; организованность, умение работать по заранее составленному плану в рамках распорядка дня без перенапряжения; умение рационально использовать рабочее время, научно-технические средства; творческую активность, ответственность за дело; деловитость, умение сосредоточиться на решений наиболее важных, внеочередных задач; соблюдение морально-этических и правовых норм во взаимоотношениях работников.
5. Нормирование труда в судах. Нормирование труда — это способ регламентации трудовых процессов во времени и средство изучения с этой целью затрат рабочего времени на выполнение определенных операций; установление показателей, позволяющих определить объем работы и необходимую численность разных категорий работников. Изучение объема служебной нагрузки — основа совершенствования нормирования в аппарате судов.
6. Изучение состояния организации труда как метод подготовки к внедрению НОТ. Анализ особенностей содержания труда и структуры затрат рабочего времени направлен на:
а) вскрытие недостатков в организации труда;
б) выявление резервов повышения ее эффективности.
Правовые и организационные основы деятельности судов.
Данные, полученные в результате исследований содержания труда и структуры затрат рабочего времени, позволяют проанализировать существующую организацию труда и на этой основе разработать мероприятия по их улучшению.
3. Должностной состав судов общей юрисдикции. Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого, второго звена. Планирование работы, контроль и проверка исполнения
Необходимым элементом должной организации работы в суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответственность за порученное дело.