Академический узел

 

В туризме академический узел - это не морской академиче­ский узел. Академический морскойузел очень схож с хирургиче­ским узлом. От своего прародителя - прямого узла - он отличается тем, что ходовой конец верёвки обносится вокруг ходового конца другой верёвки дважды, после чего ходовые концы сводятся на­встречу друг другу и снова дважды обносятся. Иными словами, внизу вяжутся два полуузла и вверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это даёт академическому морскому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на верёвку ок не так сильно затягивается как прямой, и его легче развязать обычным способом.

Академический узел, принятый к использованию в туризме, выглядит иначе:

Рис. 44.

 

Вяжется узел, как и прямой, «одним концом в петлю», но после пропускания ходового конца первой верёвки в петлю вто­рой верёвки, делается не один обнос петли, а два. После чего хо­довой конец снова пропускается в петлю, причём по ходу своего коренного котгца. Получается красивый симметричный узел. Та­ким образом была увеличена площадь взаимодействия трущихся поверхностей. За счёт этого пытались решить задачу связывания двух верёвок разного диаметра. Можно ли это делать? Я отвечу словами Михаила Расторгуева и Светланы Ситниковой, которые в своей методичке пишут: «Академический узел, не смотря на реко­мендации методических плакатов ВЦСПС, книги «Турист» (Москва, ФиС, 1974г.), «Энциклопедии туриста» (Москва, Большая российская энциклопедия, 1993г.) и др. не следует применять для связывания верёвок различного диаметра, особенно для жёстких отечественных верёвок». Что к этому добавить'? Я полностью с ними согласен.

Узел довольно спорный. Вязку его можно увидеть только на соревнованиях по технике пешеходного туризма, да и то на дис­танциях низкого класса. Узел туристами почти не применяется. Владимир Ильич Ганопольский в своей книге «Туризм в школе» об этом узле пишет следующее: «... этот узел практического при­менения для связывания двух верёвск, предназначенных для орга­низации страховки, не нашёл: для связывания двух верёвок одного диаметра этот узел не представляет интереса, поскольку ... приду­ман очень простой и очень надёжный встречный узел; для связы­вания же двух верёвок разного диаметра академический узел не­многим надёжнее прямого - ему и в этом была найдена куда более надёжная альтернатива».

На ходовых концах обязательно вяжутся страховочные узлы.

«Австрийский скорняжный» узел Шамова

 

Поговорим сначала о скорняжном узле...

Этот замечательный узел давно известен скорнякам, но до настоящего времени остаётся незамеченным моряками Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересечённых концов и компактен.

Рис. 45.

 

Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойст­вом. Рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого груда развязывается. Этот узел с успехом можно при­менять для связывания синтетических верёвок.

В своё время, изучая этот узел, я обратил внимание на то, •то этот узел не является симметричной фигурой. Работая со скорняжным узлом и добиваясь его симметрии, я получил новый узел, который условно назвал «австрийским скорняжным» узлом.

Рис. 46.

 

Узел имеет несколько свойств, выгодно отличающих его от других узлов этой группы. Он не развязывается при знакопере­менной нагрузке, легко вяжется, легко развязывается при необхо­димости разъединить верёвки. Но даже не это главное. Туристам не нужно изучать специально этот узел. Они его знают! При де­тальном рассмотрении оказывается, что схема этого узла - точная копия австрийского проводника, за исключением одного: чтобы из австрийского проводника получить австрийский скорняжный узел, нужно разрезать его рабочую петлю. Отсюда и следует его название.

На рисунке показан один из способов вязания этого узла. Два других уже описаны при рассмотрении австрийского провод­ника. Насколько мне известно, этот узел до меня никем специаль­но не исследовался, не испытывался и не описывался. Это первое издание с его описанием.

И последнее. Так как этот узел относится к классу вспомога­тельных узлов, то рекомендую на ходовых концах завязать страховочные узлы.

 

Д. Затягивающиеся узлы

(неверное название - серединные узлы)

 

Стремя

(выбленочный узел, поплавной узел)

 

Узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надёжный затягивающийся узел, который без­отказно держит, пока тяга приложена к обоим концам верёвки. Туристы применяют его при вязке носилок, при работе с жумара-ми (в этом случае в рабочие петли вставляется стопа ноги - отсю­да и его название). С помощью этого узла можно закрепить ве­рёвку к гладкому столбу или перекладине, навесить верёвку ы, ,кд7 двумя опорами и т.д.

Существует два основных способа вязки стремени. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов опоры (предмета), вокруг которой вяжут узел, открыт и доступен:

 

Рис. 47 А.

 

Рис.47 Б.

 

Рис. 47 В.

 

Второй способ, когда верёвку приходится обносить непосред­ственно вокруг опоры (вязка узла одним концом):

Рис. 47 Г.

 

Если узел вяжется посередине верёвки (не на ее конце), то, естественно, страховочные узлы не вяжутся. В случае, когда узел вяжется на конце верёвки, необходима вязка страховочного узла.

 

«Констриктор»

(незатягивающееся стремя)

 

Некто П.Киселёв выпустил настенный календарь на 1993 год, на обратной стороне которого прорисованы порядка 30 различных узлов. В том числе и констриктор, который у г. Киселёва назван констрикатором. Киселёв не одинок в своей ошибке. Русскому человеку видимо легче произносить слово с большим количеством гласных.

Узел известен и используется во всём мире под название «констриктор». Что означает это слово? Слесарь иностраниых слов (Москва. «Русский язык», 1988 г.) нам даёт следующие пояснения: «констриктор» (от лат. constriction - стяжение, сужение) -это анатомическая мышца, сжимающая какой-либо канал или ес­тественное отверстие, например, верхний и нижний края глотки».

Лев Николаевич Скрягин в своей книге «Морские узлы» пи­шет следующее: «Боа констриктор - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон, анаконда, как из­вестно, убивают свою жертву, сжимая её тремя петлями своего тела. Узел, известный во всём мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Констрик­тор хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов, предметах; в этом случае он незаменим».

Рис. 48 А.

 

Мой способ:

 

Рис. 48 Б.

 

В качестве стремени этот узел более удобен, чем обычное стремя. Он не так быстро затягивается и меньше давит на стопу. Кроме этого, этим узлом туристы пользуются при навеске перил (констриктор вяжется одним концом и специально не затягивает­ся на опоре). Констриктор может вязаться на конце верёвки или в её середине. В случае вязки констриктора на конце верёвки, необ­ходимо обязательно вязать страховочный узел (ходовым концом на коренном конце).

Этот узел можно применять и в других целях. С помощью констриктора можно туго завязать мешок, вентиль камеры ката­марана или надувного плота, обжать протекающий резиновый шланг и т.д.