Академический узел
В туризме академический узел - это не морской академический узел. Академический морскойузел очень схож с хирургическим узлом. От своего прародителя - прямого узла - он отличается тем, что ходовой конец верёвки обносится вокруг ходового конца другой верёвки дважды, после чего ходовые концы сводятся навстречу друг другу и снова дважды обносятся. Иными словами, внизу вяжутся два полуузла и вверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это даёт академическому морскому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на верёвку ок не так сильно затягивается как прямой, и его легче развязать обычным способом.
Академический узел, принятый к использованию в туризме, выглядит иначе:
Рис. 44.
Вяжется узел, как и прямой, «одним концом в петлю», но после пропускания ходового конца первой верёвки в петлю второй верёвки, делается не один обнос петли, а два. После чего ходовой конец снова пропускается в петлю, причём по ходу своего коренного котгца. Получается красивый симметричный узел. Таким образом была увеличена площадь взаимодействия трущихся поверхностей. За счёт этого пытались решить задачу связывания двух верёвок разного диаметра. Можно ли это делать? Я отвечу словами Михаила Расторгуева и Светланы Ситниковой, которые в своей методичке пишут: «Академический узел, не смотря на рекомендации методических плакатов ВЦСПС, книги «Турист» (Москва, ФиС, 1974г.), «Энциклопедии туриста» (Москва, Большая российская энциклопедия, 1993г.) и др. не следует применять для связывания верёвок различного диаметра, особенно для жёстких отечественных верёвок». Что к этому добавить'? Я полностью с ними согласен.
Узел довольно спорный. Вязку его можно увидеть только на соревнованиях по технике пешеходного туризма, да и то на дистанциях низкого класса. Узел туристами почти не применяется. Владимир Ильич Ганопольский в своей книге «Туризм в школе» об этом узле пишет следующее: «... этот узел практического применения для связывания двух верёвск, предназначенных для организации страховки, не нашёл: для связывания двух верёвок одного диаметра этот узел не представляет интереса, поскольку ... придуман очень простой и очень надёжный встречный узел; для связывания же двух верёвок разного диаметра академический узел немногим надёжнее прямого - ему и в этом была найдена куда более надёжная альтернатива».
На ходовых концах обязательно вяжутся страховочные узлы.
«Австрийский скорняжный» узел Шамова
Поговорим сначала о скорняжном узле...
Этот замечательный узел давно известен скорнякам, но до настоящего времени остаётся незамеченным моряками Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересечённых концов и компактен.
Рис. 45.
Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством. Рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого груда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических верёвок.
В своё время, изучая этот узел, я обратил внимание на то, •то этот узел не является симметричной фигурой. Работая со скорняжным узлом и добиваясь его симметрии, я получил новый узел, который условно назвал «австрийским скорняжным» узлом.
Рис. 46.
Узел имеет несколько свойств, выгодно отличающих его от других узлов этой группы. Он не развязывается при знакопеременной нагрузке, легко вяжется, легко развязывается при необходимости разъединить верёвки. Но даже не это главное. Туристам не нужно изучать специально этот узел. Они его знают! При детальном рассмотрении оказывается, что схема этого узла - точная копия австрийского проводника, за исключением одного: чтобы из австрийского проводника получить австрийский скорняжный узел, нужно разрезать его рабочую петлю. Отсюда и следует его название.
На рисунке показан один из способов вязания этого узла. Два других уже описаны при рассмотрении австрийского проводника. Насколько мне известно, этот узел до меня никем специально не исследовался, не испытывался и не описывался. Это первое издание с его описанием.
И последнее. Так как этот узел относится к классу вспомогательных узлов, то рекомендую на ходовых концах завязать страховочные узлы.
Д. Затягивающиеся узлы
(неверное название - серединные узлы)
Стремя
(выбленочный узел, поплавной узел)
Узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надёжный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам верёвки. Туристы применяют его при вязке носилок, при работе с жумара-ми (в этом случае в рабочие петли вставляется стопа ноги - отсюда и его название). С помощью этого узла можно закрепить верёвку к гладкому столбу или перекладине, навесить верёвку ы, ,кд7 двумя опорами и т.д.
Существует два основных способа вязки стремени. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов опоры (предмета), вокруг которой вяжут узел, открыт и доступен:
Рис. 47 А.
Рис.47 Б.
Рис. 47 В.
Второй способ, когда верёвку приходится обносить непосредственно вокруг опоры (вязка узла одним концом):
Рис. 47 Г.
Если узел вяжется посередине верёвки (не на ее конце), то, естественно, страховочные узлы не вяжутся. В случае, когда узел вяжется на конце верёвки, необходима вязка страховочного узла.
«Констриктор»
(незатягивающееся стремя)
Некто П.Киселёв выпустил настенный календарь на 1993 год, на обратной стороне которого прорисованы порядка 30 различных узлов. В том числе и констриктор, который у г. Киселёва назван констрикатором. Киселёв не одинок в своей ошибке. Русскому человеку видимо легче произносить слово с большим количеством гласных.
Узел известен и используется во всём мире под название «констриктор». Что означает это слово? Слесарь иностраниых слов (Москва. «Русский язык», 1988 г.) нам даёт следующие пояснения: «констриктор» (от лат. constriction - стяжение, сужение) -это анатомическая мышца, сжимающая какой-либо канал или естественное отверстие, например, верхний и нижний края глотки».
Лев Николаевич Скрягин в своей книге «Морские узлы» пишет следующее: «Боа констриктор - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон, анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая её тремя петлями своего тела. Узел, известный во всём мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Констриктор хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов, предметах; в этом случае он незаменим».
Рис. 48 А.
Мой способ:
Рис. 48 Б.
В качестве стремени этот узел более удобен, чем обычное стремя. Он не так быстро затягивается и меньше давит на стопу. Кроме этого, этим узлом туристы пользуются при навеске перил (констриктор вяжется одним концом и специально не затягивается на опоре). Констриктор может вязаться на конце верёвки или в её середине. В случае вязки констриктора на конце верёвки, необходимо обязательно вязать страховочный узел (ходовым концом на коренном конце).
Этот узел можно применять и в других целях. С помощью констриктора можно туго завязать мешок, вентиль камеры катамарана или надувного плота, обжать протекающий резиновый шланг и т.д.