Классификация узлов

 

Высокая культура работы с верёвкой подразумевает не­прерывное расширение «ассортимента» узлов, умение их пра­вильно и грамотно применять.

Главным свойством любого узла является его функцио­нальность.Универсализм здесь может сослужить очень плохую службу. Вот по этому главному свойству и следует классифицировать узлы. В альпинизме принята следующая классификация:

 

I. Основные узлы – это узлы, которые образуют незатяги­вающиеся петли на конце или в середине верёвки, хорошо держат при знако­переменной нагрузке и не склонны к саморазвязыванию; эти узлы используются для навески и страховки (т.е. таким узлам можно смело доверить жизнь); обычно в названия таких узлов входит слово «проводник» (но не во всех случаях); вяжутся такие узлы из петли или калышки (за исключением тех случаев, когда узел вяжется одним концом).
II. Вспомогательные узлы – это узлы, используемые для «утолщения» верёвки, для связывания двух верёвок, незатягивающиеся узлы, затягивающиеся узлы, затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы, особые морские уз­лы, узлы для рыболовных снастей, деко­ративные узлы, маркерные узлы.
III. Специальные узлы – такие узлы под нагрузкой обжимают перильную верёвку, обеспечивают в начале торможение, а затем и полностью ис­ключают перемещение вдоль перильной верёвки; а так же все те узлы, что используются совместно с различным спе­циальным снаряжением для осуществления спусков способом Дюльфера и торможения верёвки при страховке спускаемого (поднимаемого) груза или человека

Предложенная классификация узлов является условной. Но ей очень удобно пользоваться. Иногда возникают сомнения по поводу того, как классифицировать тот или иной узел.

Например, в туристской литературе встречный узел отне­сен к основным узлам. Моё мнение, что этот узел по своим функциональным свойствам всё же относится к вспомогатель­ным (т.к. связываются две верёвки). Предлагаю не вступать полемику. Давайте, прежде всего, подходить к этому вопросу точки зрения обеспечения безопасности. В то же время, если! вообще отказаться от классификации узлов и не делить их па признаку функциональных свойств, не изучать вопросы: «По­чему в каждом конкретном случае применяется именно этот узел, а не иной? Почему узел из класса «основные» можно менить только узлом из этого же класса, а не из другого, на-j пример, из класса вспомогательных узлов9» - то это обязательно! приведёт к трагическим ошибкам. Кроме того, если человек са-, мостоятельно готовится к путешествиям и не усвоил данный материал,то он за это поплатится сам, а так же могут постра­дать некоторые из его товарищей по походу. Но если руководи тель туристского кружка или секции сам имеет смутные пред ставления об этом, то за его ошибки будут расплачиваться во (!) его «воспитанники». Вопрос это очень (!) важный и есть в основания заострить ещё раз на нём внимание. В одном горо, ском центре детского и юношеского туризма и экскурсий в м< тодическом (?) кабинете висит стенд. На стенде представлен для изучения (?!) узлы самых различных классов, но под одни: общим заголовком «Основные туристские узлы». Вот вам пр мер воинствующего дилетантизма. Видимо, этим «методист; мало быть неучами, им нужно, чтобы это было всё нагляд: оформлено и представлено на общее обозрение.

 

 

Глава 3. «Основные узлы»