Теоретические основания
Тренинг коммуникативных навыков
Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия в общении с другими людьми
Задачи:
· Отработать навык вступления в контакт с использованием вербальных и невербальных средств
· Отработать навык активного слушания
· Отработать навык эффективного применения коммуникативных техник
Продолжительность тренинга 30 часов
Теоретические основания
Активное слушание – это процесс, способствующий сосредоточению слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного им.
Выделяют следующие аспекты слушания – коммуникативные сигналы:
· Лингвистические аспекты речи – слова, словосочетания и метафоры, которые использует человек для того, чтобы сообщить о возникающих у него чувствах.
· Паралингвистические аспекты – все те аспекты речи, которые не имеют непосредственного отношения к самим словам. Это темп речи, высота и громкость голоса, особенности произношения. Паралингвистические аспекты могут дать информацию относительно того, что чувствует другой человек.
· Невербальные аспекты - внешние проявления, достигаемые посредством использования тела. Это выражение лица, жесты, положение тела и его движения, расстояние, на котором сидит человек по отношению к другому.
Выделяют следующие приемы или техники активного слушания:
· Уточнение. Чтобы убедиться в точном понимании чувств и мыслей собеседника, слушатель время от времени просит дать дополнительные разъяснения. «Правильно ли я понял, что…»
· Пересказ (парафраз). Слушатель своими словами кратко повторяет изложенное собеседником только что, выделяя и подчеркивая главные на его взгляд идеи и акценты. Используется и как подведение итогов. Тот, чьи слова были пересказаны, услышав свои идеи со стороны, может их скорректировать. «То есть вы хотите сказать, что…»
· Развитие мысли. Слушатель подхватывает и продвигает далее ход основной мысли собеседника.
· Сообщение о восприятии. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения. Например, «Вы говорите об очень важных для вас вещах».
· Сообщение о восприятии себя. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, как изменилось его состояние в результате слушания. Например, «Меня задели ваши слова».
· Замечания о ходе беседы. Слушатель сообщает о том, как можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».
· Использование открытых вопросов – то есть вопросов, требующих полного развернутого ответа, должен начинаться со слов «Что? Как? Почему?»
· Кивание и использование междометий –да, ага и др.
Результаты применения активного слушания:
· Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
· Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
· Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
· Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Коммуникация – обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.
Успешность коммуникации определяется контактностью личности, т.е. способностью вступать в психологический контакт, формировать в ходе воздействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии, - способностью, обеспеченной владения навыками и умениями общения и саморегуляции, а так же благоприятствующими к контакту личностными свойствами.
К коммуникативным навыкам относятся:
· Техники формулирования вопросов, прежде всего открытых.
· Техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации, информирование, интересный разговор)
· Техники вербализации (повторение, перефразирование, интерпретация).