ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие о предмете возрастной психологии, ее структура и задачи.

2. Межпредметные связи возрастной психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин.

3. Методы возрастной психологии.

4. Проблема психического развития как центральная проблема возрастной психологии.

5. Анализ различных теоретических подходов к решению проблемы психического развития (биогенетический, социогенетический, теория конвергенции двух факторов).

6. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.

7. Понятие возраста в психологии.

8. Анализ различных критериев периодизации психического развития. Понятие ведущей деятельности.

9. Периодизация развития личности в психоанализе (З. Фрейд).

10. Периодизация психического развития ребенка Л.С. Выготского.

11. Периодизация психического развития ребенка Д.Б.Эльконина.

12. Периодизации психического развития человека на протяжении всего жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Э. Эриксон и др.).

13. Психосоциальные стадии развития личности в теории Э. Эриксона.

14. Кризис новорожденности.

15. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования младенческого возраста.

16. Кризис 1 года.

17. Психологические особенности детей раннего возраста.

18. Кризис 3 лет, его проявления и особенности.

19. Психологические особенности детей дошкольного возраста.

20. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

21. Кризис 7 лет.

22. Проблема готовности детей к школьному обучению.

23. Психологическая готовность как составляющая готовности детей к школьному обучению.

24. Дошкольники «группы риска».

25. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Роль учителя в психическом развитии младших школьников.

26. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста.

27. Психологические новообразования младшего школьного возраста.

28. Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте.

29. Развитие личности младшего школьника.

30. Младшие школьники «группы риска».

31. Кризис подросткового возраста. Роль биологического фактора в психическом развитии подростка.

32. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

33. Взаимоотношения подростка с взрослыми. Конфликты в подростковом возрасте и их причины.

34. Межличностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

35. Психологические новообразования подросткового возраста.

36. Развитие личности подростка.

37. Чувство взрослости и основные направления в становлении взрослости у подростка.

38. Особенности самосознания и «Я-концепции» у подростка.

39. Развитие психических процессов в подростковом возрасте.

40. Подростки «группы риска».

41. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.

42. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в старшем школьном возрасте.

43. Психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Развитие личности старшеклассника.

44. Самосознание старшеклассника (самооценка, уровень притязаний, «Я-концепция»).

45. Мировоззрение и ценностные ориентации старшеклассников.

46. Профессиональное самоопределение как проблема старшего школьного возраста.

47. Развитие психических процессов в старшем школьном возрасте.

48. Старшеклассники «группы риска».

49. Психологические особенности людей зрелого возраста.

50. Психологические особенности студенческого возраста.


ПРИЛОЖЕНИЕ К «Клубу 3С»