ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие о предмете возрастной психологии, ее структура и задачи.
2. Межпредметные связи возрастной психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин.
3. Методы возрастной психологии.
4. Проблема психического развития как центральная проблема возрастной психологии.
5. Анализ различных теоретических подходов к решению проблемы психического развития (биогенетический, социогенетический, теория конвергенции двух факторов).
6. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
7. Понятие возраста в психологии.
8. Анализ различных критериев периодизации психического развития. Понятие ведущей деятельности.
9. Периодизация развития личности в психоанализе (З. Фрейд).
10. Периодизация психического развития ребенка Л.С. Выготского.
11. Периодизация психического развития ребенка Д.Б.Эльконина.
12. Периодизации психического развития человека на протяжении всего жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Э. Эриксон и др.).
13. Психосоциальные стадии развития личности в теории Э. Эриксона.
14. Кризис новорожденности.
15. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования младенческого возраста.
16. Кризис 1 года.
17. Психологические особенности детей раннего возраста.
18. Кризис 3 лет, его проявления и особенности.
19. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
20. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
21. Кризис 7 лет.
22. Проблема готовности детей к школьному обучению.
23. Психологическая готовность как составляющая готовности детей к школьному обучению.
24. Дошкольники «группы риска».
25. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Роль учителя в психическом развитии младших школьников.
26. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста.
27. Психологические новообразования младшего школьного возраста.
28. Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте.
29. Развитие личности младшего школьника.
30. Младшие школьники «группы риска».
31. Кризис подросткового возраста. Роль биологического фактора в психическом развитии подростка.
32. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
33. Взаимоотношения подростка с взрослыми. Конфликты в подростковом возрасте и их причины.
34. Межличностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
35. Психологические новообразования подросткового возраста.
36. Развитие личности подростка.
37. Чувство взрослости и основные направления в становлении взрослости у подростка.
38. Особенности самосознания и «Я-концепции» у подростка.
39. Развитие психических процессов в подростковом возрасте.
40. Подростки «группы риска».
41. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.
42. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в старшем школьном возрасте.
43. Психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Развитие личности старшеклассника.
44. Самосознание старшеклассника (самооценка, уровень притязаний, «Я-концепция»).
45. Мировоззрение и ценностные ориентации старшеклассников.
46. Профессиональное самоопределение как проблема старшего школьного возраста.
47. Развитие психических процессов в старшем школьном возрасте.
48. Старшеклассники «группы риска».
49. Психологические особенности людей зрелого возраста.
50. Психологические особенности студенческого возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ К «Клубу 3С»