Вопрос №30. Образовательные и информационные ресурсы мира .
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
Основные тенденции развития сферы образования:
-построение непрерывной цепочки этапов образования
-фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными)
-междисциплинарность
-ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология)
-диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения)
-демократизация
-интернационализация
Основные показатели образовательных ресурсов:
- доля расходов на образование в ВВП
- расходы на образование на душу населения
- доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу
- доля студентов в возрастной группе 18-29 лет
- численность студентов на10 тыс. населения
- доля лиц с высшим образованием
- доля иностранцев общей численности студентов
Ø В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием. За последние 10 лет число учащихся в ВУЗах возросло на 50 % в ЮК, на 20 % - в Великобритании, Финляндии.
Ø В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались. 2/3 изучают гуманитарные науки (социальные науки, право, педагогику, искусство), а 1/3 – естественнонаучные и технические дисциплины.
Ø За 1995-2001 гг. в странах ОЭСР расходы на образование в целом и на высшее профессиональное в частности выросли на 10 %.
Ø Доля расходов на образование в ВВП. Зап Европа – ок 1 % ВВП, в США и Канаде (за счет негосударственных источников, прежде всего частных компаний) – более 2,5 %.
Ø Осн доля финансирования высшего образования приходится в развитых странах на гос-во (78 % в среднем по странам ОЭСР), но растет доля частного финансирования. Меньше всего доля частного финансирования в Сев Европе (ок 4 %), больше всего в ЮК (84 %) и США (66 %).
Ø !! дефицит гос бюджета, расширение системы высшего образования + контингента учащихся вынуждают правительства переходить к платному образованию.
Ведущие центры мира по подготовке кадров.
ü США, ЕС, Россия, Япония
ü Большой рывок сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в начуно-технич дисциплинах в три раза.
Миграция научно-технич кадров
v Миграция из развив в развитые – «утечка мозгов»
v Осн поток иммигрантов в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию
v Но особенно в США, где 40 % взрослых иммигрантов имеют высшее образование и где обучается 40 % всех иностранных студентов ОЭСР
v Важная часть притока специалистов – обучающиеся в развитых странах студенты из развив и переходных стран. В США остается 90 % защитившихся в США докторов, 63 % из ЮК.
v Показатель конкурентоспособности и качества нац системы образования – академическая миграция (перемещение студентов и преподавателей). С одн ст, ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, с др – характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидеры в этой области США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Австралия.
v 1995-х гг. в странах Азии произошел перелом между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в нац университетах, в пользу последних. А все потому, что научно-техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовала возвращению специалистов на родину.
Информационные ресурсы – информация, предназначенная для распространения, приобретения и использования, как в гос, так и в негос формах собственности.
Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где нет понятия географического или физического расстояния. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за нац рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылку для формирования глобального информационного общ-ва.
Осн показатели информац ресурсов
v Число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, телефонных номеров, подключений к кабельному телевидению в расчете на 100 человек населения
v Число моб тел, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 человек населения
v Доля расходов комплекса информац-коммуникац отраслей в ВВП
v Число персональных компов в расчете на 10 чел населения
v Индекс «цифрового доступа»; характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ
Осн центры ИКТ
ü 2001 г. в странах ОЭСР сектор ИКТ занял 10 % ВВП.
ü На мировом рынке информационных технологий лидируют компании США, на них приходится 59 % глобальных затрат. Ведущая компания – IBM, ее доля = 7,5 % мирового рынка информац услуг.
ü Лидеры в распространении Интернета – страны Сев Европы.
ü Япония лидирует в мире по числу пользователей Интернета с моб тел (82 % общего числа пользователей моб связи, 2003 г)
ü Цифровое неравенство между развитыми и развив странами. Проявляется в том, что свыше 2/3 ПК и пользователей Интернета находится в развитых странах. И если в 2002 г. в развитых странах на 100 жителей приходилось 33 пользователя Интернета, то в развив - только 4. Однако разрыв между развитыми и развив странами постепенно сокращается. Наименьшего отставания развив странам удалось достичь по показателям обеспеченности тел связи.
ü