Вопрос №30. Образовательные и информационные ресурсы мира .

Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Основные тенденции развития сферы образования:

-построение непрерывной цепочки этапов образования

-фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными)

-междисциплинарность

-ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология)

-диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения)

-демократизация

-интернационализация

Основные показатели образовательных ресурсов:

  • доля расходов на образование в ВВП
  • расходы на образование на душу населения
  • доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу
  • доля студентов в возрастной группе 18-29 лет
  • численность студентов на10 тыс. населения
  • доля лиц с высшим образованием
  • доля иностранцев общей численности студентов

Ø В странах ОЭСР увеличился охват населения высшим образованием. За последние 10 лет число учащихся в ВУЗах возросло на 50 % в ЮК, на 20 % - в Великобритании, Финляндии.

Ø В последние десятилетия структуры высшего образования в развитых странах постепенно сближались. 2/3 изучают гуманитарные науки (социальные науки, право, педагогику, искусство), а 1/3 – естественнонаучные и технические дисциплины.

Ø За 1995-2001 гг. в странах ОЭСР расходы на образование в целом и на высшее профессиональное в частности выросли на 10 %.

Ø Доля расходов на образование в ВВП. Зап Европа – ок 1 % ВВП, в США и Канаде (за счет негосударственных источников, прежде всего частных компаний) – более 2,5 %.

Ø Осн доля финансирования высшего образования приходится в развитых странах на гос-во (78 % в среднем по странам ОЭСР), но растет доля частного финансирования. Меньше всего доля частного финансирования в Сев Европе (ок 4 %), больше всего в ЮК (84 %) и США (66 %).

Ø !! дефицит гос бюджета, расширение системы высшего образования + контингента учащихся вынуждают правительства переходить к платному образованию.

Ведущие центры мира по подготовке кадров.

ü США, ЕС, Россия, Япония

ü Большой рывок сделали страны Азии, увеличив число получивших степень бакалавра в начуно-технич дисциплинах в три раза.

Миграция научно-технич кадров

v Миграция из развив в развитые – «утечка мозгов»

v Осн поток иммигрантов в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию

v Но особенно в США, где 40 % взрослых иммигрантов имеют высшее образование и где обучается 40 % всех иностранных студентов ОЭСР

v Важная часть притока специалистов – обучающиеся в развитых странах студенты из развив и переходных стран. В США остается 90 % защитившихся в США докторов, 63 % из ЮК.

v Показатель конкурентоспособности и качества нац системы образования – академическая миграция (перемещение студентов и преподавателей). С одн ст, ощутимый финансовый вклад в бюджеты университетов, с др – характеризует положение страны на мировом рынке образования. Лидеры в этой области США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Австралия.

v 1995-х гг. в странах Азии произошел перелом между числом специалистов, получивших образование за рубежом и в нац университетах, в пользу последних. А все потому, что научно-техническая политика этих стран и возможность трудоустройства способствовала возвращению специалистов на родину.

Информационные ресурсы – информация, предназначенная для распространения, приобретения и использования, как в гос, так и в негос формах собственности.

Интернет превратил информационные ресурсы мира в единое целое, где нет понятия географического или физического расстояния. В результате процессов глобализации информационные потоки выходят за нац рамки и интегрируются в мировое информационное пространство, создавая предпосылку для формирования глобального информационного общ-ва.

 

Осн показатели информац ресурсов

v Число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, телефонных номеров, подключений к кабельному телевидению в расчете на 100 человек населения

v Число моб тел, серверов и пользователей Интернета в расчете на 100 человек населения

v Доля расходов комплекса информац-коммуникац отраслей в ВВП

v Число персональных компов в расчете на 10 чел населения

v Индекс «цифрового доступа»; характеризует возможности жителя страны получить доступ и использовать возможности ИКТ

Осн центры ИКТ

ü 2001 г. в странах ОЭСР сектор ИКТ занял 10 % ВВП.

ü На мировом рынке информационных технологий лидируют компании США, на них приходится 59 % глобальных затрат. Ведущая компания – IBM, ее доля = 7,5 % мирового рынка информац услуг.

ü Лидеры в распространении Интернета – страны Сев Европы.

ü Япония лидирует в мире по числу пользователей Интернета с моб тел (82 % общего числа пользователей моб связи, 2003 г)

ü Цифровое неравенство между развитыми и развив странами. Проявляется в том, что свыше 2/3 ПК и пользователей Интернета находится в развитых странах. И если в 2002 г. в развитых странах на 100 жителей приходилось 33 пользователя Интернета, то в развив - только 4. Однако разрыв между развитыми и развив странами постепенно сокращается. Наименьшего отставания развив странам удалось достичь по показателям обеспеченности тел связи.

ü