Относительное изменение выдержки при макросъемке
Уменьшение | Увеличение | ||||||
Масштаб | Относит, выдержка | Масштаб | Относит, выдержка | Масштаб | Относит, выдержка | Масштаб | Относит, выдержка |
1:1 1:1,3 1:1,5 1:2 1:3 1:4 | 2/4 3/4 3/5 0,4 0,4 | 1:5 1:6 1:8 1:10 1:20 1:30 | 0,4 1/3 1/3 1/3 2/7 14 | 1:1 1,5:1 2:1 2,5:1 3:1 3,5:1 | 1,5 2,25 3 4 5 | 4:1 5:1 6:1 8:1 10:1 12:1 | 9 12 20 30 42 |
В настоящее время на репродукционных установках устанавливают экслонометрические устройства, автоматически отсчитывающие время экспонирования фотоматериала.
Применение светофильтров. Съемка со светофильтрами позволяет компенсировать недостаточную или избыточную чувствительность фотоматериала к тем или иным лучам спектра и получить черно-белое изображение цветного объекта с привычными для глаза яркостными соотношениями. На экспертное исследование нередко поступают документы, пожелтевшие от длительного хранения, с недостаточно высоким контрастом выцветших штрихов. В таких случаях необходимо усилить их контраст, ослабив окраску фона. Этого достигают съемкой со светофильтрами и применением фотоматериалов различной сенсибилизации. Необходимо учитывать, что светофильтр делает более светлыми одинаковые с ним цветовые оттенки оригинала. Например, чтобы получить хорошие фотокопии с пожелтевших рукописных документов, необходим желтый светофильтр. Его же используют и для фотографирования документов со слабовидимыми, но окрашенными в синий или голубой цвет штрихами. Используемые фотоматериалы должны быть чувствительны к проходящему через светофильтр излучению. При съемке документов с подложкой синего, зеленого или красного оттенка необходимы светофильтры того же цвета, что и подложка.
Особенности репродуцирования штриховых оригиналов. Задача репродуцирования штриховых оригиналов состоит в том, чтобы получить копии с максимальной четкостью и контрастом. Поэтому съемку предпочтительнее вести при направленном освещении, способствующем повышению контраста. Ахроматические оригиналы снимают на контрастные фотоматериалы, несенсибилизированные или ортохроматические. Экспозицию подбирают таким образом, чтобы фон на негативе был плотным, а линии и штрихи прозрачными.
Копируя многоцветные штриховые оригиналы, необходимо передать реальное соотношение их цветовых оттенков и усилить контраст штрихов. Съемку ведут только на сенсибилизированные фотоматериалы — изоортохроматические, если записи в документах выполнены соответственно желтыми и зелеными красителями (ФТ-31, ФТ-41, ФТ-51), или на изопанхроматические, если записи выполнены еще и красными красителями (ФТ-32).
Обработку фотоматериалов ведут в контрастно работающих проявителях до получения максимального контраста изображения.
Особенности репродуцирования полутоновых оригиналов. При репродукционной съемке полутоновых оригиналов необходимо передать в копии все его полутона. Весь интервал яркостей таких оригиналов отображается лишь при мягком рассеянном освещении. Съемку ведут на несенсибилизированные полутоновые
репродукционные фотопластинки и фототехнические пленки невысокого контраста (ФТ-10, ФТ-20), если оригинал черно-белый, и на аналогичного типа сенсибилизированные фотоматериалы (ФТ-12, ФТ-22), если он многоцветный. Для этой цели используют и плоские пленки типа ФН. Обрабатывают фотоматериалы в мягко и нормально работающих выравнивающих проявителях.