Техника репродукционной съемки

Задача репродукционной съемки — копирование оригиналов в заданном масштабе со всеми их видимыми свойствами. От по­следних зависят особенности съемки, выбор фотоматериалов и режима их обработки. Вместе с тем техника репродуцирования для всех видов черно-белых оригиналов одинакова. Она заключается в подготовке к съемке установок, объектов, выборе освещения, мас-


штаба изображения, в наводке на резкость, определении экспози­ции и др.

Подготовка фотокамер к съемке. Для репродукционной съемки предпочтительнее использовать крупноформатные камеры с двойным растяжением меха и наводкой на резкость по матовому стеклу визира. В настоящее время наиболее распространены уни­версальные макрорепрод'ук'ц'ломные 'установм СБ-2, ^У парус», «Уларус-2» с форматом кадра 9x12 см, на которых можно получить изображения и большего формата, используя, например, фотока­меры ФКД-13х18, ФКД-18х24. В иных случаях применяют конструк­тивно более простые аппараты с меньшим форматом кадра.

К репродукционным установкам предъявляются следующие тре­бования. Их конструкция должна быть жесткой и устойчивой, чтобы исключить сдвиги и колебания изображения при съемке; обеспечи­вать параллельность между кассетной частью фотокамеры и плос­костью оригиналодержателя; давать интенсивное и равномерное освещение. Все механизмы установок должны работать легко и плавно, обеспечивая точное фокусирование изображения. Кассета со светочувствительным материалом должна располагаться точно в плоскости резкого изображения, подобранной по матовому стеклу визира.

Подготовка оригиналов к съемке. К оригиналам — докумен­там, попадающим в сферу уголовного судопроизводства, предъяв­ляются определенные требования. Обращение с ними должно быть аккуратным и бережным. Не разрешается вносить изменения в документы путем подчистки, исправлений, подклейки и т. п. Нель­зя прижимать края opwwHana грузами, крештъ его к поверхности оригиналодержателя кнопками или скотч-лентой, так как это может изменить первоначальное состояние документа, привести к появ­лению новых, несвойственных ему деталей. Особенно это важно для документов, присланных на экспертное исследование.

Перед копированием имеющиеся оригиналы сортируют по одно­родным группам. Например, сначала на прозрачные и непрозрач­ные, затем в каждой из этих групп — на штриховые черно-белые и многоцветные, полутоновые черно-белые и многоцветные и, нако­нец, по размерам. Для разновеликих документов определяют мас­штаб съемки так же, как и при макросъемке.

Перед съемкой оригинал размещают в центре стола установки, контролируя правильность его положения по матовому стеклу ви­зира. Параллельно большей стороне оригинала, по центру кладут


масштабную линейку. Между ней и документом должен быть зазор 2-3 мм. Документ должен плотно прилегать к оригиналодержателю и не коробиться под воздействием теплового излучения. Измятые документы аккуратно разглаживают и прижимают к столу чистым стеклом большего размера, чем сам оригинал. При копировании на фотоустановках «Уларус» и «Уларус-2» для этой цели исполь­зуются прижимной или вакуум-экран. Свет от софитов направляют под такими углами к объекту, чтобы, отражаясь от поверхности по­кровного стекла, он не давал бликов в пределах кадра.

Непрозрачные документы фотографируют в отраженном свете, подбирая контрастный фон, в качестве которого используют листы плотной черной, белой или серой бумаги. Прозрачные или полу­прозрачные оригиналы снимают в проходящем свете, располагая их на контактном стекле копировальных приборов КП-8М, КП-10. При проекционном копировании их закрепляют в прижимном экра­не, и в качестве источников света используют донные осветители или про-светный экран. При фотографировании сброшюрованных документов на изображении часто просматривается текст следую­щего листа. Чтобы исключить это, между страницами помещают листы белой бумаги.

Освещение оригиналов при их репродуцировании должно быть равномерным, достаточно интенсивным и не давать бликов на поверхности. Равномерность освещения зависит от количества и мощности осветителей, угла светового потока и расстояния между источниками света и оригиналом. Освещение считается равномер­ным, если колебания освещенности отдельных участков оригинала не превышают 6-10%, и обеспечивается боковым двусторонним светом.

return false">ссылка скрыта

Небольшие по размерам (до 13x18 см) оригиналы освещают двумя источниками с противоположных сторон. Оригиналы больше­го формата требуют четырех или большего (четного) количество осветителей — обычно софитов с матовыми или простыми лампа­ми накаливания.

Распределение светового потока в пространстве у ламп накалива­ния зависит от формы и расположения тела накала. Освещенность, создаваемая ими на поверхности оригинала, обычно неравномер­на. Чтобы устранить этот недостаток, осветители фотоустановок


располагают по возможности дальше от объекта, а для получения более, равномерного освещения лампы накаливания закрывают специальными рассеивателями, например матовыми или молоч­ными стеклами. Равномерное освещение дают люминесцентные лампы, используемые на репродукционных установках РВД-40, «Уларус». Яркость их, однако, невелика, что и ограничивает сферу их применения.

Для съемки оригиналов с матовой поверхностью лучшим счита­ется боковое освещение под углом 45-50° к предметной плоскости. При репродуцировании оригиналов с глянцевой поверхностью, в том числе и прижатых стеклом, угол освещения не должен превышать 25-30°. Увеличение угла неизбежно приводит к появлению бликов на поверхности оригинала, а его уменьшение — к существенному снижению освещенности. Равномерность освещения проверяют с по­мощью специальных приборов — люксметров либо экспонометров, направляя фотоэлемент на центральные и периферийные участки оригинала, либо визуально по высоте и плотности теней, отбрасы­ваемых на листе белой бумаги непрозрачным предметом, поме­щенным в центре оригиналодержателя.

Структура света также влияет на качество получаемых репро­дукций. Направленный свет увеличивает контраст изображения, а мягкий рассеянный снижает его. Поэтому направленное освещение используют лишь при копировании штриховых оригиналов, а рас­сеянное — полутоновых.

Фотоматериалы для репродукционной фотографии весь­ма различны вследствие многообразия оригиналов и способов их копирования.

Проекционное копирование широкоформатными камерами про­водят на специальные репродукционные штриховые и полутоновые фотопластинки и плоские пленки (фототехнические и общего на­значения). Штриховые фотопластинки имеют высокий контраст, а полутоновые — меньший контраст. Все они различаются и по сте­пени сенсибилизации: несенсибилизированные, ортохроматические и панхроматические.

В репродукционной фотографии широко применяются фототех­нические пленки: ФТ-10, ФТ-22, ФТ-41 и др. Буквенный индекс обо­значает сокращенное наименование фотоматериала, а цифровой — его контрастность и спектральную чувствительность. Фотографичес-


кие свойства фототехнических пленок длястандартного проявите­ля № 1 представлены в табл. 15,16.

Та 6 л и ца 15