Освещение при макросъемке

В макрофотографии применяют как естественное, так и искусст­венное освещение. Источником естественного света является солнце. Искусственное освещение создают софиты с обычными лампами накаливания или специальные осветители — кинопроек­ционные, люминесцентные, газоразрядные, импульсные и т. д.

Все осветители можно подразделить на три группы: направлен­ного света, рассеянного света и кольцевые.

Осветители направленного света предназначены для получе­ния мощного и узкого пучка лучей от ламп накаливания. На фотоус-


тановках СБ-2, «Уларус-2» направленное освещение создают со­фиты бокового света. На фотоустановке «Уларус-2» уровень осве­щенности, создаваемой каждым источником, можно регулировать изменением напряжения на нити накала. На установке СБ-2 регу­лировку осуществляют изменением расстояния между софитами и объектом или заменой в них ламп.

Небольшие по размерам объекты освещают микроосветителями ОИ-19, которые представляют собой цилиндрический фонарь, пе­ремещаемый вверх и вниз по колонке штатива (рис. 110).

2 3 5 6

Рис. 110. Микроосветитель ОИ-19: 1 — оправа под светофильтры;

2 — рукоятка диафрагмы; 3 — зажимные винты; 4 — штатив;

5 — корпус; 6 — патрон с лампой

Осветители рассеянного света создают пучок в пределах от 60° до 180° и представляют собой лампы накаливания с матовой колбой, софиты с лампами накаливания, закрытые матовыми или молочными стеклами, а также осветители дневного света. К числу осветителей рассеянного света относятся просветный экран, дон­ный осветитель, которые в сочетании с осветителями ДС образуют «световую шахту» для получения бестеневого освещения при съемке общего вида объектов судебных экспертиз.


Кольцевой осветитель составляют несколько ламп одинаковой мощности либо одна кольцевая люминесцентная лампа (рис. Щ) Объект размещают в центральной части, и он оказывается равно­мерно освещенным со всех сторон.

Рис. 111. Кольцевой осветитель с люминесцентной лампой

Освещение при макросъемке обеспечивает получение изобра­жения оптимальной плотности и является основным изобразитель­ным средством, позволяющим выявить форму, объем, рельеф по­верхности (рис. 112).

Рис. 112. Освещение при макросъемке: а — лобовое; б — боковое; в — косонаправленное; г — проходящее; д — комбинированное


В зависимости от того, каким образом свет взаимодействует с объектом, различают:

освещение для фотографирования в проходящем све­те. При таком освещении обычно фотографируют бутылки, пу­зырьки, стаканы, осколки оконного и фарного стекла и следы паль­цев рук на них. Проходящее освещение формируют встречным световым потоком, падающим на объект со стороны, противопо­ложной от объектива. Проходя через объект, лучи преломляются, поглощаются, рассеиваются и затем формируют изображение. Для получения такого освещения используются различные источники: донные осветители, просветные экраны, разные варианты «свето­вых шахт», софитных столов. Более мелкие предметы освещают микроосветителями типа ОИ-19;

освещение для фотографирования в отраженном све­те. Непрозрачные объекты: замки, холодное и огнестрельное ору­жие, орудия взлома и инструменты, а также их следы фотографи­руют, как правило, в отраженном свете, когда световой поток падает на объект сверху. На установках СБ-2, «Уларус» для этой цели используются софиты бокового света, а мелкие предметы ос­вещаются микроосветителями типа ОИ-19. Для подсветки приме­няют отражающие экраны;

освещение для фотографирования в проходящем и от­раженном свете. При фотографировании непрозрачных предме­тов проходящее освещение является вспомогательным. Чаще все­го его применяют в сочетании с отраженным светом и получают сложное освещение, позволяющее подчеркнуть форму предмета, выявить характер переплетения нитей, конфигурацию сквозных повреждений на тканях и др.

Такое освещение получают с помощью источников, применяе­мых при съемке как в проходящих, так и в отраженных лучах. При этом яркость источника проходящего света не должна быть преоб­ладающей, иначе выявляемые детали предмета потеряют на нега­тиве свою форму и очертания.

Интервал яркостей объекта и распределение светотени на нем предопределяет структура светового потока, состояние отражаю­щей поверхности и угол, под которым световые лучи направлены на объект.

По структуре светового потока осветители создают направлен­ное, рассеянное и комбинированное освещение.

Рассеянное освещение характеризуется невысоким интервалом яркостей, а изображение выглядит малоконтрастным и плоским.


Такое освещение хорошо передает только форму предмета. Его применяют в основном для фотографирования сложных по конфи­гурации предметов с полированными бликующими поверхностями. Направленное, наоборот, позволяет передать объемность пред­мета, его фактуру, но форма из-за глубоких теней выявляется не полностью. Комбинированное освещение, сочетая в себе направ­ленный и рассеянный свет, обладает существенным преимущест­вом перед двумя первыми. Смягчая глубокие тени, оно позволяет получать полутени, способствующие передаче формы, объема ифактуры объекта.

Направленное освещение создает на объекте высокий интервал яркостей, а все изображение имеет четкий светотеневой рисунок. Элементы рельефа, расположенные перпендикулярно направле­нию света, с одной стороны имеют максимальные яркости, а с дру­гой — глубокие тени. Элементы рельефа, параллельные световому потоку, оказываются равномерно освещенными и имеют невысокий светотеневой контраст. Направленное освещение может создавать и светотеневые эффекты, по характеру близкие к рассеянному. Распределение светотени на поверхности определяет угол, под которым на нее направляют свет. В макрофотографии различают вертикальное, лобовое, боковое, косонаправленное, центральное и косое освещение. Вертикальное, лобовое, боковое, косонаправ­ленное освещение чаще применяют при съемке непрозрачных объектов в отраженных лучах, а центральное и косое — при съемке прозрачных в проходящем свете.

Вертииальное освещение получают при световом потоке, на­правляемом перпендикулярно поверхности предмета. Светотене­вой контраст при этом невысок; на изображении выделяются толь­ко крупные детали, мелкие же не воспроизводятся. Его применяют, например, при съемке несквозных следов сверления.

Устанавливать вертикальное освещение при съемке мешает фотокамера. Поэтому его получают с помощью специальных приспо­соблений — опак-иллюминаторов и часто называют «опаковым». Опак-иллюминатор представляет собой плоскопараллельную стек­лянную пластинку, размещаемую под углом 45° к освещаемой по­верхности. Свет направляют параллельно поверхности предмета со стороны острого угла. При достаточно больших предметных расстояниях для получения вертикального освещения применяют малый опак-иллюминатор из комплекта криминалистических фотоус­тановок. С увеличением масштаба изображения и сокращением предметных расстояний в качестве опак-иллюминаторов используют


узкое предметное стекло. Ширину стекла подбирают из условия: его проекция должна перекрывать фотографируемый участок (рис. 113).



3D*-


Рис. 113. Схема получения вертикального («опакового») освещения

Освещенность, создаваемая опак-иллюминаторами, низка, по­скольку большая часть светового потока проходит через стекло и рассеивается в пространстве. Для ее увеличения источник света располагают как можно ближе к объекту, а пучок света фокусируют до размеров светового пятна, несколько превышающего площадь фотографируемого участка.

Лобовое освещение создает световой поток, идущий под углом 75-80° к поверхности фотографируемого предмета. Осветители ус­танавливают как можно ближе к фотокамере. Вся поверхность предмета заполняется светом, образуя тени минимальной величи­ны. Это освещение хорошо передает крупные детали и применяет­ся при фотосъемке объемных объектов, глубоких следов с четко выраженным рельефом.

При боковом освещении лучи света направляют под углом от 30 до 60°. Используют его чаще всего при съемке объемных пред­метов и следов со средневыраженным рельефом, на поверхности которых создается оптимальный светотеневой контраст. Лучше, чем при лобовом, оно передает мелкие детали.


Косонаправленное освещение создает световой поток, на­правляемый к поверхности предмета под углами от 3 до 15°. Это освещение позволяет выявлять мелкие детали рельефа и приме­няется при фотографировании плоских предметов со слабовыра-женной фактурой поверхности: следов скольжения, разреза, пере­куса и т. п. Свет направляют перпендикулярно трассам следа.

При центральном освещении световой поток направляют на объект снизу, параллнаправляют перпендикулярно трассам следа.

При центральном освещении световой поток направляют на объект снизу, параллельно оптической оси объектива. Проходя че­рез объект или предметное стекло, большая часть света попадает в объектив. Световые лучи очерчивают контуры предмета, выявляя его форму, создают фон светлой тональности. Детали при этом выглядят более темными. Такое освещение является светло-польным. Его применяют для съемки прозрачных предметов с достаточно высоким контрастом и для получения четкого контура непрозрачных.

Освещение с распространением лучей света под углом к опти­ческой оси объектива называется косым. При этом основной све­товой поток не попадает в объектив, а изображение формируют лучи, отклонившиеся от своего первоначального направления. Светлыми на снимке будут лишь те детали, которые отразили лучи света в объектив фотокамеры, а окружающий их фон окажется бо­лее темным. Такое освещение является темнопольным. Его при­меняют при фотографировании прозрачных малоконтрастных объ­ектов.

При съемке в лабораториях используют: основной направлен­ный или рисующий, выравнивающий, моделирующий, контровои и фоновой свет.

Основной направленный (рисующий) свет образует на по­верхности объекта основной светотеневой рисунок, способствует передаче в изображении объема и рельефа поверхности фотогра­фируемого предмета. Выравнивающий свет, подсвечивая тене­вые участки, обеспечивает градацию яркостей, воспринимаемую светочувствительным материалом и исключает потерю существен­ных деталей в теневых участках объекта. Источники выравниваю­щего света обычно устанавливают со стороны, противоположной основному направленному. Освещенность, создаваемая ими на поверхности объекта, в 1,5-2,5 раза меньше, чем от основного на­правленного. Моделирующий свет дает возможность выявлять особенности отдельных участков объекта, например, номерные знаки, следы, рельеф поверхности и т. п. Контровои свет служит для выявления формы предмета и отделения его от фона. Фоно-


вой свет, который обеспечивает необходимый для каждого кон­кретного случая съемки уровень освещенности на поверхности фо­на, является разновидностью контрового, поскольку отразившиеся от фона лучи подсвечивают объект снизу, выявляя его контуры.

Для каждого вида освещения необходимы различные по конст­рукции осветительные приборы, различающиеся по характеру и мощности излучения, возможности изменять диаметр и интенсив­ность светового пучка.