Исторический очерк судебной фотографии
Рис. 1. Одна из первых камер-обскур, изготовленных в виде светонепроницаемого ящика |
Открытию фотографии способствовало естественное стремление человека заменить трудоемкую работу рисования более простым способом — получением стабильного оптического изображения на бумаге. Как получать оптическое изображение с помощью примитивного аппарата — камеры-обскуры — известно давно (рис. 1). Об этом упоминает Аристотель 350 лет до новой эры. Уже в XI в. она использовалась для наблюдения за солнечным затмением. Ее описание дано в работах Леонардо да Винчи. Не были известны средства закрепления изображения.
Созданию фотографического процесса, оказавшему незаменимые услуги человечеству, предшествовали открытия многих поколений ученых и изобретателей. Так, с начала ХПХ в. изучалось воздействие света на различные вещества, велся поиск наиболее светочувствительных материалов, проводились опыты по получению светописных изображений. Однако, чтобы от идеи фотографирования прийти к первой реальной фотографии, потребовалось более 100 лет.
Фотография в переводе с греческого означает светопись: фотос — свет, графия — пишу. Как совокупность способов получения устойчивого оптического изображения в результате воздействия света на светочувствительное вещество она сформировалась в первой половине XIX столетия. У истоков фотографии стояли исследования, направленные на поиск химических средств закрепления оптического изображения на бумаге, а пионерами ее открытия стали французские изобретатели Жозеф Нисефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагерр и английский ученый Вильям Генри Фокс Талбот.
Официальной датой рождения фотографии считается 1839 г. 7 января французский астроном Араго представил Парижской академии наук доклад об опытах Дагерра по получению стойких светописных изображений в камере-обскуре. В августе этого года данный способ был подробно описан и назван по имени его изобретателя — дагерротипией. В конце января 1839 г. английский ученый Талбот делает сообщение об изобретенном им способе «фотогеничного рисования», позволяющем получать с помощью камеры-обскуры стойкие изображения, и представляет на обозрение снимок, изготовленный на бумаге. В этом же году, в марте, Гершелем впервые употреблен термин «фотография», который получил со временем всеобщее признание.
Гелиография Ньепса. Первому фотографическому процессу, открытому Дагерром, предшествовали исследования Нисефора Ньепса (рис. 2). Целью своих исследований Ньепс ставил создание копировального процесса путем светогравирования, т. е. получение печатных форм при помощи света. В качестве светочувствительного вещества он использовал сирийский асфальт (битум), который под воздействием света терял свою способность к растворению в органических растворителях. Изображения, получаемые на сирийском асфальте, были очень низкого качества, но они положили начало фотографии. Впервые Нисефор Ньепс получил гелиографи-ческую копию с гравюры папы римского Пия 7 в 1822 г. В 1826 г., работая над усовершенствованием гелиографии, он сделал первый
Рис. 2. Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) |
натурный снимок из окна своей мастерской, который дошел до наших дней (рис. 3).
Рис. 3. Н. Ньепс. Франция. «Вид из окна мастерской» — один из первых снимков, полученных методом гелиографии (1826 г.)
Асфальт, растворенный в лавандовом масле, Ньепс наносил тонким слоем на металлическую пластинку (медную, оловянную или серебряную) и подвергал воздействию света в течение 6-8 часов через прозрачный рисунок или в камере-обскуре. Экспониро-
ванная пластинка обрабатывалась в лавандовом масле, которое растворяло асфальт на участках, не подвергавшихся воздействию света, обозначая контуры рисунка. Затем пластинку травили в сильных кислотах, получая рельефное изображение — клише. С последнего изготавливали оттиски типографским способом.
Ньепс проводил эксперименты и на серебряных пластинках, используя в качестве светочувствительного вещества йодистое серебро. Но из-за невозможности использовать получаемые изображения для изготовления печатных форм отказался от этого светочувствительного вещества.
return false">ссылка скрытаРис. 4. Луи Жак Манде Дагерр (1787-1851) 9 |
Дагерротипия. Приемником работ Ньепса и изобретателем первого способа получения фотографического изображения является Луи Жак Дагерр. Он отверг идею множительного гравировального процесса и сосредоточил свои исследования на закреплении оптического изображения, получаемого в камере-обскуре. Отполированную до блеска серебряную пластинку он подвергал воздействию паров йода, создавая на ее поверхности светочувствительную пленку йодистого серебра. В результате воздействия света на светочувствительную пластинку появлялось слабовидимое изображение. Научная заслуга Дагерра состояла в том, что он открыл способность паров ртути усиливать (проявлять) слабовидимое (скрытое) изображение. Оказалось, что обработка пластинки парами ртути дает хорошо видимое изображение при гораздо меньшем времени экспонирования в камере-обскуре, сокращая его до 3-4 минут (рис. 4).
Обработка проводилась в специальном приспособлении, позволявшем подогревать ртуть. Пары ртути, конденсируясь на участках, подвергавшихся воздействию света, образовывали с серебром амальгаму, оптические свойства которой отличались от зеркальной поверхности серебряной пластинки. Проявленное изображение подвергалось закреплению (сначала в растворе поваренной соли, а затем и в растворе тиосульфата натрия). При этом не подвергавшееся воздействию света йодистое серебро удалялось, обнажая зеркальную поверхность пластинки. При наблюдении под определенным углом эти участки оказывались более темными, чем покрытые амальгамой. Таким образом, дагерротипия представляет процесс получения позитивного изображения (рис. 5).
Рис. 5. Л. Дагерр. Франция. «Уголок мастерской художника» (1837 г.)
Калогпипный процесс Талбота. Первый фотоснимок Генри Талбота с изображением окна его дома датируется 1835 г., а отпечаток папоротника на бумаге, покрытой хлористым серебром, 1836 г. (рис. 6).
ю
Рис. 6. Вильям Генри ФоксТалбот (1800-1877)
Слой светочувствительного хлористого серебра на поверхности бумаги он получал, последовательно нанося растворы хлорида и нитрата серебра. Перед съемкой чувствительность слоя повышалась обработкой в растворе галловой кислоты, содержащей нитрат серебра. После длительного экспонирования слабовидимое изображение усиливалось в растворе галловой кислоты. После закрепления, промывки и сушки на бумаге появлялось изображение с обратным распределением светотени (негативное). Негатив впоследствии накладывался на лист аналогичным образом приготовленной светочувствительной бумаги и подвергался воздействию света для получения позитивных изображений. Последние отличались низким качеством, детали на них скрадывались вследствие структуры бумажной подложки, несмотря на ее промасливание.
С первых дней своего существования фотография привлекла к себе всеобщее внимание и быстро распространилась во многие страны Европы и Америки. Она проникла во все сферы деятельности человека, нашла применение в различных отраслях науки и техники, искусства, культуры. Трудно представить в настоящее время без фотографии астрономию, медицину, металлографию и другие отрасли знаний. Современная фототехника позволила создать и такие виды изобразительного искусства, как фото- и киноис-
кусство, сделать фотографию одной из форм творческой деятельности граждан многих стран мира (рис. 7).
Рис. 7. Ф. Талбот. Англия. «Открытая дверь» (1844)
В историческом пути, по которому развивались фотографические процессы, можно выделить несколько этапов.
Этап дагерротипии (1839-1860) — единственный процесс, позволявший получать достаточно совершенные по качеству изображения, но не позволявший их размножать.
Этап мокрого коллоидного процесса (1851-1882), вытеснивший дагерротипию и позволявший получать вначале негатив, а с него печатать позитивные изображения на альбуминовой бумаге. Этот процесс разработал английский исследователь Фридерик Скотт Арчер. В смеси спирта и эфира он растворял коллоксилин, добавляя в раствор хорошо растворимые в спирте йодистые и хлористые соли серебра, и этот раствор наносил на стеклянную пластинку. Сложность процесса состояла в том, что светочувствительный слой изготавливался непосредственно перед съемкой, чтобы при экспонировании и обработке он не успевал высохнуть.
Существенным недостатком обоих процессов являлась их малая чувствительность к белому свету. Для съемки требовалось очень интенсивное освещение и продолжительные выдержки, что затрудняло их применение. Крайне ограничена была и спектраль-
ная чувствительность данных материалов, которая распространялась только на сине-фиолетовую часть спектра.
Этап сухих желатиновых галоидосеребряных фотографических слоев (с 1878-1882 г.), которые до настоящего времени являются основным видом светочувствительных материалов. С их появлением походные лаборатории для мокрого коллоидного процесса стали достоянием прошлого. Камеру-обскуру заменили сначала примитивные, а затем и более совершенные камеры с хорошей оптикой. С 1879 до 1900 гг. использовались преимущественно несенсибилизированные слои; с 1884 до 1927 гг. — ортохроматические, а с 1924 г. и до настоящего времени панхроматические. Существенно возросла и общая светочувствительность фотоматериалов. Если в гелиографических опытах Ньепса выдержка при съемке в камере-обскуре составляла 6-8 часов (при контактной печати 2-3 часа), то для процесса дагерротипии (1839 г.) она сократилась до 30 мин, а при мокром коллоидном процессе (1851 г.) съемку можно было проводить за 10 сек. С появлением сухих броможелатиновых фотопластинок (1879 г.) выдержка сократилась для несенсибилизированных слоев до 1-1/50 с; для ортохроматических слоев (1900 г.) до 1/1000 с; а для панхроматических слоев (1937 г.) до 1/25 000 с.
С появлением сухих броможелатиновых светочувствительных материалов открывается новый этап развития фотографии. Изготовлением светочувствительных слоев стала заниматься фотографическая промышленности, совершенствуя технологию их производства. Появляется возможность продолжить научные изыскания по совершенствованию фотографических процессов, светочувствительных материалов, в широких пределах изменять уровень их общей и спектральной чувствительности, влиять на контрастность и структурные свойства.
Исходя из свойств новых светочувствительных материалов, требовавших кратковременных выдержек, создавалась и совершенствовалась аппаратура для съемочного процесса (разрабатывались новые системы фотокамер, затворов, объективов). Совершенствовались процессы съемки и лабораторной обработки фотоматериалов с целью объективной передачи объектов на изображении. Все это привело к тому, что разные направления в фотографии составили самостоятельную фотографическую науку, объединившую проблемы физики и химии твердого тела, физической химии, теории оптических приборов.
Вскоре после открытия фотография стала использоваться и в такой сфере деятельности человека, как борьба с преступностью.
Первые сведения об использовании дагерротипов в полиции относятся к 50-м годам XIX столетия. Фотографические изображения существенно дополняли словесное описание и к 1960 г. в наиболее развитых странах Бельгии, Швейцарии, Франции, Германии, США стали использоваться для целей розыска и опознания преступников. Позднее фотография стала использоваться и для регистрации обстановки мест происшествий при расследовании уголовных преступлений. В 1871 г. П. В. Макалинский в «Практическом руководстве для следователей» отмечал, что «как бы ни был добросовестен и тщателен осмотр, как бы не было ясно, последовательно, картинно и даже художественно изложено, описание никогда не может дать того наглядного представления, как фотография». Несмотря на отмеченные достоинства, фотография в судебных целях до начала 80-х годов XIX столетия применялась лишь эпизодически из-за несовершенства средств фиксации и трудоемкости фотографического процесса.
История судебной фотографии начинается с момента разработки специальных фотографических методов и принципов их применения для решения криминалистических задач. В середине XIX в. следственный аппарат многих европейских государств начинает привлекать в качестве экспертов специалистов для совершенствования методов своей работы. Благодаря новым кадрам, специализировавшимся в различных отраслях науки, техники, ремесла, создаются учреждения, в которых наряду с экспертной деятельностью ведется и исследовательская работа по разработке криминалистической техники (в том числе и фотографической) и специальных методик их использования.
В 1874 г. Парижское полицейское управление создает собственное ателье, в результате работы которого в течение нескольких лет была накоплена большая коллекция портретов преступников. Работая над проблемой уголовной регистрации, французский криминалист А. Бертильон заложил основы судебно-оперативной фотографии. Он предложил фотографировать преступников по строго определенным правилам; сконструировал несколько типов крупноформатных камер и разработал приемы их применения при фиксации обстановки мест происшествий и трупов. Ему принадлежит приоритет изобретения способов измерительной фотографии. Становлению и развитию судебно-оперативной фотографии способст-
вовали труды ученых-криминалистов Г. Гросса, Э. Локара, А. Рейса и др.
Фотография зародилась во Франции и Англии. Однако она быстро проникла во многое страны Европы и Америки. С первых дней существования она известна и в России. Центр ее изучения — это Русское техническое общество (РТО). С 1878 г. в нем создается новый (пятый) отдел фотографии и ее применения, в работе которого активное участие принимают Д. И. Менделеев, В. И. Срезневский, Н. Н. Захарьин, А. А. Поповицкий, С. Л. Левицкий и др. Уже в то время при экспертных исследованиях в этом отделе с успехом производилось макро- и микрофотографирование. Активно использовалась фотография и в экспедиции заготовления государственных бумаг при исследовании документов и денежных знаков.
По мере совершенствования технологии фотографических процессов формировалась и новая отрасль криминалистической фотографии — исследовательская.
Общепризнано, что одним из основоположников научной фотографии считается выдающийся русский ученый-криминалист Е. Ф. Бу-ринский. В результате кропотливого пятнадцатилетнего труда он разработал метод цветоделения, при помощи которого в 90-е годы XIX столетия восстановил невидимые (угасшие) письмена грамот XIV в. на сыромятных кожах, считавшихся безнадежно утраченными. Этот метод исследования по значению считается равным изобретению микроскопа. За эту работу Российская академия наук удостоила Е. Ф. Буринского премии им. Ломоносова (рис. 8).
Рис. 8. Евгений Федорович Буринский (1849-1912) |
Щ^Ф
В 1889 г. при непосредственном участии Е. Ф. Буринского создается первая судебно-фотографическая лаборатория при Петербургском окружном суде. За короткий срок ее существования, несмотря на сложность и трудоемкость мокрого коллоидного процесса, ограниченность в средствах, Е. Ф. Буринский провел в ней ряд талантливых фотографических экспертиз по судебным делам, связанным с исследованием документов (Рокоссовского и Юнггерца, Богомолова — Добродеева, купца Соловьева и др.).
На первом съезде русских деятелей по фотографическому делу, состоявшемся в марте — апреле 1896 г., Е. Ф. Буринский выступил с докладом «О судебной фотографии», в котором определил основные ее направления и задачи, выдвинул положение о судебной фотографии как о самостоятельной отрасли криминалистики, фотографии не только фиксирующей, но и исследующей. Позднее, в 1905 г., теоретические основы судебной фотографии и технологию восстановления невидимых текстов он изложил в своем печатном труде «Судебная экспертиза документов».
В области судебной фотографии работали многие отечественные ученые-криминалисты. Ими совершенствовались известные методы и разрабатывались новые для решения задач, возникающих в практике расследования уголовных преступлений. А. А. По-повицкий, считавший себя в области судебно-исследовательской фотографии учеником Е. Ф. Буринского, усовершенствовал метод цветоделения, использовав вместо мокрого коллоидного процесса сухие броможелатиновые пластинки. В 1908 г. он выступает на заседании пятого отдела РТО с докладом о первоочередности применения фотографических методов при исследовании документов, поскольку в результате обработки химическими реактивами они не только изменяют свои свойства, но и могут быть утрачены как объекты исследования. А. И. Захарьин предложил использовать в судебных целях стереофотографию. В. Л. Русецкий разработал новые приемы измерительной фотографии. В. И. Фаворский занимается проблемой'выявления угасших и вытравленных записей в документах, используя ультрафиолетовое излучение. Для ослабления помех при восстановлении содержания документов он предложил использовать и цветную фотографию (рис. 9).
a 6
Рос. 9. Восстановление угасших текстов на куске кожи методом цветоделения: а — до цветоделительной съемки; б — после цветоделительной съемки
Зарубежный и отечественный опыт использования фотографии для решения криминалистических задач обобщался в печатных трудах. В 1908 г. В. И. Лебедев издает пособие «Судебно-полицейская фотография». В 1912 г. выходит в свет книга А. А. Громова «О судебной фотографии».
Е. Ф. Буринский и его лаборатория положили начало формированию криминалистических экспертных учреждений в России. С января 1893 г. по постановлению Государственного Совета учреждена новая судебно-фотографическая лаборатория, преобразованная в 1912 г. в кабинет научно-судебной экспертизы. С 1913 по 1014 гг. кабинеты научно-судебной экспертизы создаются в Москве, Киеве, Одессе. Кабинеты включали три отдела, один из которых был фотографический. Его сотрудники выезжали на места происшествий для осмотра и фотографирования. При проведении экспертиз применялись репродукционная и проекционная фотография, макро- и микрофотографирование, исследования в ультрафиолетовых лучах.
Для подготовки квалифицированных кадров по инициативе специалистов в области фотографии и фототехники академика П. П. Лазарева, профессора В. С. Игнатовского, В. Я. Курбатова, А. А. По-повицкого и др. в 1918 г. в Петрограде создается институт фотографии и фототехники. Программа вуза наряду с подготовкой специалистов в области научной фотографии предусматривала и подготовку экспертов-криминалистов. Обучение Проводилось на кафедре судебно-фотографической энциклопедии под руководством снача-
ла В. Л. Русецкого, а затем А. А. Захарьина. Первым ректором института был А. А. Поповицкий.
С 1927 г. по инициативе С. М. Потапова организованы курсы подготовки экспертов-криминалистов для научно-технических отделов (НТО) милиции. С 30-х годов XX столетия экспертная работа проводится и в криминалистических лабораториях при юридических высших учебных заведениях. Наряду с экспертной деятельностью в НТО и кабинетах научно-судебных экспертиз велась и научно-исследовательская работа по использованию в криминалистике фотографических и физических методов исследования. Результаты экспериментов отражались на страницах периодической печати, например, в «Известиях института фотографии и фототехники», «Архиве криминалистики и научно-судебной экспертизы» Харьковского института криминалистики и научно-судебной экспертизы и др. Издавалась монографическая литература. Здесь следует отметить труд Н. С. Бокариуса «Первоначальный наружный осмотр трупа при милицейском и розыскном дознании» (1925 г.), криминалистику И. Н. Якимова (1925 г.), в которых авторы значительное место уделяют вопросам фотографической регистрации.
Со времен Ньепса исторически сложилось так, что развитие фотографического процесса развивалось по двум направлениям: серебряному и бессеребряному. В криминалистике наибольшее распространение нашло первое. Однако для проведения криминалистических исследований использовалось и другое направление. Например, возможности технического исследования документов расширили методы электрографии (И. В. Постика), термокопирования (Н. А. Селиванов, В. С. Сорокин, В. И. Черкашин). Помимо репродукционной съемки электрография позволяла усиливать ярко-стный контраст, устанавливать изменения в первом экземпляре копии документов, выполненных через копировальную бумагу, в ультрафиолетовой зоне спектра. Термография давала возможность исследовать криминалистические объекты в инфракрасной области спектра контактным способом, выявлять залитые тексты, дифференцировать красители.
Длительное время перед криминалистами стояла проблема преобразования посредством электронных приборов энергии инфракрасного излучения в видимое изображение.
Идея создания электронно-оптического преобразователя принадлежит А. Н. Салькову. Опытный образец прибора был сконструирован им уже в конце 30-х годов. Над созданием такого прибора работал А. А. Эйсман совместно с инженером Ю. А. Малышевым.
В 1965-1957 гг. они предлагают электронно-оптический преобразователь ВНИИК-1, а затем усовершенствованную его модель. Позднее Н. М. Зюскин и Н. М. Кочегура показали возможность использования данных приборов для преобразования изображений, получаемых в ультрафиолетовой зоне спектра, и для регистрации люминесценции в дальней красной и инфракрасной областях. Над созданием электронно-оптических преобразователей, чувствительных к ультрафиолетовым излучениям, работал и О. М. Глотов. Созданные им приборы (УФ-2, УФ-5) с сурмяно-цезиевыми фотокатодами позволяли проводить исследования документов как в ультрафиолетовой, так и инфракрасной областях спектра. В настоящее время данными приборами оснащены все криминалистические лаборатории. С их помощью в экспертной практике стало возможным быстро обнаруживать дописки, исправления в документах, выявлять залитые и зачеркнутые записи, дифференцировать красители в штрихах исследуемого документа.
Оптико-электронные системы разрабатывались и для изменения яркостного контраста. В 1947 г. А. А. Эйсман предложил прибор, позволявший суммировать оптические изображения нескольких негативов и в значительной степени упрощавший методы Бурин-ского и Поповицкого. Опытные образцы электронных систем усиления слабовидимого предлагались А. А. Эйсманом, Б. А. Букатиным в 50-60-х годах. Так, электронно-оптический селектор А. А. Эйсмана и Ю. А. Малышева позволял выявлять слабовидимые записи, преобразовывать незначительные различия в цветовых оттенках, исключать помехи при исследовании документов. Однако реальное воплощение в криминалистике такие приборы получили с развитием электроники и вычислительной техники. С появлением таких светочувствительных устройств, как ПЗС-линейки и ПЗС-матрицы, стало возможным оптическое изображение подвергать цифровой обработке в редакторе компьютера, изменяя в широких пределах яркостный и цветовой контраст объекта, упрощать такие трудоемкие методы, как суммирование изображений, фотографическое маскирование, спектрозональную съемку, фильтрацию деталей (Е. Н. Дмитриев).
Теоретические основы применения фотографии в криминалистике заложены С. М. Потаповым. Он является автором учебника «Судебная фотография» (1926), который был переиздан в 1936 и в 1948 гг. В 1939 г. учебник с аналогичным названием опубликовал Н. Д. Боровский. В 1955 г. вышла в свет «Судебно-оперативная фотография» Н. А. Селиванова. Спустя пять лет Н. С. Полевой и Ус-
тинов публикуют работу «Судебная фотография и ее применение в криминалистической экспертизе». В 1961-62 гг. появляются работы, посвященные методам судебной исследовательской фотографии: «Физические методы выявления невидимых текстов» А. А. Эйсмана, В. М. Николайчика «Фотографические и физические методы исследования вещественных доказательств». Большой вклад в развитие судебной фотографии внесли Е. Ю. Брайчевская, Н. М. Зюскин, А. И. Манцветова, Н. Н. Анфилов, М. В. Салтевский, П. Ф. Силкин, Е. П. Ищенко, П. П. Ищенко и другие ученые-криминалисты.