Исторический очерк судебной фотографии

Рис. 1. Одна из первых камер-обскур, изготовленных в виде светонепроницаемого ящика


Открытию фотографии способствовало естественное стремле­ние человека заменить трудоемкую работу рисования более про­стым способом — получением стабильного оптического изображе­ния на бумаге. Как получать оптическое изображение с помощью примитивного аппарата — камеры-обскуры — известно давно (рис. 1). Об этом упоминает Аристотель 350 лет до новой эры. Уже в XI в. она использовалась для наблюдения за солнечным затмением. Ее описание дано в работах Леонардо да Винчи. Не были известны средства закрепления изображения.


Созданию фотографического процесса, оказавшему незамени­мые услуги человечеству, предшествовали открытия многих поко­лений ученых и изобретателей. Так, с начала ХПХ в. изучалось воздействие света на различные вещества, велся поиск наиболее светочувствительных материалов, проводились опыты по получе­нию светописных изображений. Однако, чтобы от идеи фотографи­рования прийти к первой реальной фотографии, потребовалось более 100 лет.

Фотография в переводе с греческого означает светопись: фотос — свет, графия — пишу. Как совокупность способов получения устой­чивого оптического изображения в результате воздействия света на светочувствительное вещество она сформировалась в первой половине XIX столетия. У истоков фотографии стояли исследова­ния, направленные на поиск химических средств закрепления опти­ческого изображения на бумаге, а пионерами ее открытия стали французские изобретатели Жозеф Нисефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагерр и английский ученый Вильям Генри Фокс Талбот.

Официальной датой рождения фотографии считается 1839 г. 7 января французский астроном Араго представил Парижской ака­демии наук доклад об опытах Дагерра по получению стойких свето­писных изображений в камере-обскуре. В августе этого года дан­ный способ был подробно описан и назван по имени его изобретателя — дагерротипией. В конце января 1839 г. английский ученый Талбот делает сообщение об изобретенном им способе «фотогеничного рисования», позволяющем получать с помощью камеры-обскуры стойкие изображения, и представляет на обозре­ние снимок, изготовленный на бумаге. В этом же году, в марте, Гершелем впервые употреблен термин «фотография», который получил со временем всеобщее признание.

Гелиография Ньепса. Первому фотографическому процессу, открытому Дагерром, предшествовали исследования Нисефора Ньепса (рис. 2). Целью своих исследований Ньепс ставил создание копировального процесса путем светогравирования, т. е. получение печатных форм при помощи света. В качестве светочувствительно­го вещества он использовал сирийский асфальт (битум), который под воздействием света терял свою способность к растворению в органических растворителях. Изображения, получаемые на сирий­ском асфальте, были очень низкого качества, но они положили на­чало фотографии. Впервые Нисефор Ньепс получил гелиографи-ческую копию с гравюры папы римского Пия 7 в 1822 г. В 1826 г., работая над усовершенствованием гелиографии, он сделал первый


Рис. 2. Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833)

натурный снимок из окна своей мастерской, который дошел до на­ших дней (рис. 3).

Рис. 3. Н. Ньепс. Франция. «Вид из окна мастерской» — один из первых снимков, полученных методом гелиографии (1826 г.)

Асфальт, растворенный в лавандовом масле, Ньепс наносил тонким слоем на металлическую пластинку (медную, оловянную или серебряную) и подвергал воздействию света в течение 6-8 ча­сов через прозрачный рисунок или в камере-обскуре. Экспониро-


ванная пластинка обрабатывалась в лавандовом масле, которое растворяло асфальт на участках, не подвергавшихся воздействию света, обозначая контуры рисунка. Затем пластинку травили в сильных кислотах, получая рельефное изображение — клише. С последнего изготавливали оттиски типографским способом.

Ньепс проводил эксперименты и на серебряных пластинках, ис­пользуя в качестве светочувствительного вещества йодистое се­ребро. Но из-за невозможности использовать получаемые изобра­жения для изготовления печатных форм отказался от этого светочувствительного вещества.

return false">ссылка скрыта
Рис. 4. Луи Жак Манде Дагерр (1787-1851) 9

Дагерротипия. Приемником работ Ньепса и изобретателем первого способа получения фотографического изображения явля­ется Луи Жак Дагерр. Он отверг идею множительного гравироваль­ного процесса и сосредоточил свои исследования на закреплении оптического изображения, получаемого в камере-обскуре. Отполи­рованную до блеска серебряную пластинку он подвергал воздейст­вию паров йода, создавая на ее поверхности светочувствительную пленку йодистого серебра. В результате воздействия света на све­точувствительную пластинку появлялось слабовидимое изображе­ние. Научная заслуга Дагерра состояла в том, что он открыл способ­ность паров ртути усиливать (проявлять) слабовидимое (скрытое) изображение. Оказалось, что обработка пластинки парами ртути дает хорошо видимое изображение при гораздо меньшем времени экспо­нирования в камере-обскуре, сокращая его до 3-4 минут (рис. 4).


Обработка проводилась в специальном приспособлении, позво­лявшем подогревать ртуть. Пары ртути, конденсируясь на участках, подвергавшихся воздействию света, образовывали с серебром амальгаму, оптические свойства которой отличались от зеркальной поверхности серебряной пластинки. Проявленное изображение подвергалось закреплению (сначала в растворе поваренной соли, а затем и в растворе тиосульфата натрия). При этом не подвергав­шееся воздействию света йодистое серебро удалялось, обнажая зеркальную поверхность пластинки. При наблюдении под опреде­ленным углом эти участки оказывались более темными, чем покры­тые амальгамой. Таким образом, дагерротипия представляет про­цесс получения позитивного изображения (рис. 5).

Рис. 5. Л. Дагерр. Франция. «Уголок мастерской художника» (1837 г.)

Калогпипный процесс Талбота. Первый фотоснимок Генри Талбота с изображением окна его дома датируется 1835 г., а отпе­чаток папоротника на бумаге, покрытой хлористым серебром, 1836 г. (рис. 6).

ю


Рис. 6. Вильям Генри ФоксТалбот (1800-1877)

Слой светочувствительного хлористого серебра на поверхности бумаги он получал, последовательно нанося растворы хлорида и нитрата серебра. Перед съемкой чувствительность слоя повыша­лась обработкой в растворе галловой кислоты, содержащей нитрат серебра. После длительного экспонирования слабовидимое изо­бражение усиливалось в растворе галловой кислоты. После закре­пления, промывки и сушки на бумаге появлялось изображение с обратным распределением светотени (негативное). Негатив впо­следствии накладывался на лист аналогичным образом приготов­ленной светочувствительной бумаги и подвергался воздействию света для получения позитивных изображений. Последние отлича­лись низким качеством, детали на них скрадывались вследствие структуры бумажной подложки, несмотря на ее промасливание.

С первых дней своего существования фотография привлекла к себе всеобщее внимание и быстро распространилась во многие страны Европы и Америки. Она проникла во все сферы деятельно­сти человека, нашла применение в различных отраслях науки и техники, искусства, культуры. Трудно представить в настоящее время без фотографии астрономию, медицину, металлографию и другие отрасли знаний. Современная фототехника позволила соз­дать и такие виды изобразительного искусства, как фото- и киноис-


кусство, сделать фотографию одной из форм творческой деятель­ности граждан многих стран мира (рис. 7).

Рис. 7. Ф. Талбот. Англия. «Открытая дверь» (1844)

В историческом пути, по которому развивались фотографиче­ские процессы, можно выделить несколько этапов.

Этап дагерротипии (1839-1860) — единственный процесс, по­зволявший получать достаточно совершенные по качеству изобра­жения, но не позволявший их размножать.

Этап мокрого коллоидного процесса (1851-1882), вытеснив­ший дагерротипию и позволявший получать вначале негатив, а с него печатать позитивные изображения на альбуминовой бумаге. Этот процесс разработал английский исследователь Фридерик Скотт Арчер. В смеси спирта и эфира он растворял коллоксилин, добавляя в раствор хорошо растворимые в спирте йодистые и хло­ристые соли серебра, и этот раствор наносил на стеклянную пла­стинку. Сложность процесса состояла в том, что светочувствитель­ный слой изготавливался непосредственно перед съемкой, чтобы при экспонировании и обработке он не успевал высохнуть.

Существенным недостатком обоих процессов являлась их ма­лая чувствительность к белому свету. Для съемки требовалось очень интенсивное освещение и продолжительные выдержки, что затрудняло их применение. Крайне ограничена была и спектраль-


ная чувствительность данных материалов, которая распространя­лась только на сине-фиолетовую часть спектра.

Этап сухих желатиновых галоидосеребряных фотогра­фических слоев (с 1878-1882 г.), которые до настоящего времени являются основным видом светочувствительных материалов. С их появлением походные лаборатории для мокрого коллоидного про­цесса стали достоянием прошлого. Камеру-обскуру заменили сна­чала примитивные, а затем и более совершенные камеры с хоро­шей оптикой. С 1879 до 1900 гг. использовались преимущественно несенсибилизированные слои; с 1884 до 1927 гг. — ортохроматиче­ские, а с 1924 г. и до настоящего времени панхроматические. Су­щественно возросла и общая светочувствительность фотомате­риалов. Если в гелиографических опытах Ньепса выдержка при съемке в камере-обскуре составляла 6-8 часов (при контактной пе­чати 2-3 часа), то для процесса дагерротипии (1839 г.) она сократи­лась до 30 мин, а при мокром коллоидном процессе (1851 г.) съем­ку можно было проводить за 10 сек. С появлением сухих броможелатиновых фотопластинок (1879 г.) выдержка сократилась для несенсибилизированных слоев до 1-1/50 с; для ортохроматиче­ских слоев (1900 г.) до 1/1000 с; а для панхроматических слоев (1937 г.) до 1/25 000 с.

С появлением сухих броможелатиновых светочувствительных материалов открывается новый этап развития фотографии. Изго­товлением светочувствительных слоев стала заниматься фотогра­фическая промышленности, совершенствуя технологию их произ­водства. Появляется возможность продолжить научные изыскания по совершенствованию фотографических процессов, светочувстви­тельных материалов, в широких пределах изменять уровень их общей и спектральной чувствительности, влиять на контрастность и структурные свойства.

Исходя из свойств новых светочувствительных материалов, требовавших кратковременных выдержек, создавалась и совер­шенствовалась аппаратура для съемочного процесса (разрабаты­вались новые системы фотокамер, затворов, объективов). Совер­шенствовались процессы съемки и лабораторной обработки фотоматериалов с целью объективной передачи объектов на изобра­жении. Все это привело к тому, что разные направления в фото­графии составили самостоятельную фотографическую науку, объ­единившую проблемы физики и химии твердого тела, физической химии, теории оптических приборов.


Вскоре после открытия фотография стала использоваться и в такой сфере деятельности человека, как борьба с преступностью.

Первые сведения об использовании дагерротипов в полиции от­носятся к 50-м годам XIX столетия. Фотографические изображения существенно дополняли словесное описание и к 1960 г. в наиболее развитых странах Бельгии, Швейцарии, Франции, Германии, США стали использоваться для целей розыска и опознания преступни­ков. Позднее фотография стала использоваться и для регистрации обстановки мест происшествий при расследовании уголовных пре­ступлений. В 1871 г. П. В. Макалинский в «Практическом руково­дстве для следователей» отмечал, что «как бы ни был добросове­стен и тщателен осмотр, как бы не было ясно, последовательно, картинно и даже художественно изложено, описание никогда не может дать того наглядного представления, как фотография». Не­смотря на отмеченные достоинства, фотография в судебных целях до начала 80-х годов XIX столетия применялась лишь эпизодически из-за несовершенства средств фиксации и трудоемкости фотогра­фического процесса.

История судебной фотографии начинается с момента разработ­ки специальных фотографических методов и принципов их приме­нения для решения криминалистических задач. В середине XIX в. следственный аппарат многих европейских государств начинает привлекать в качестве экспертов специалистов для совершенство­вания методов своей работы. Благодаря новым кадрам, специали­зировавшимся в различных отраслях науки, техники, ремесла, соз­даются учреждения, в которых наряду с экспертной деятельностью ведется и исследовательская работа по разработке криминалисти­ческой техники (в том числе и фотографической) и специальных методик их использования.

В 1874 г. Парижское полицейское управление создает собствен­ное ателье, в результате работы которого в течение нескольких лет была накоплена большая коллекция портретов преступников. Ра­ботая над проблемой уголовной регистрации, французский крими­налист А. Бертильон заложил основы судебно-оперативной фото­графии. Он предложил фотографировать преступников по строго определенным правилам; сконструировал несколько типов крупно­форматных камер и разработал приемы их применения при фикса­ции обстановки мест происшествий и трупов. Ему принадлежит приоритет изобретения способов измерительной фотографии. Ста­новлению и развитию судебно-оперативной фотографии способст-


вовали труды ученых-криминалистов Г. Гросса, Э. Локара, А. Рейса и др.

Фотография зародилась во Франции и Англии. Однако она бы­стро проникла во многое страны Европы и Америки. С первых дней существования она известна и в России. Центр ее изучения — это Русское техническое общество (РТО). С 1878 г. в нем создается новый (пятый) отдел фотографии и ее применения, в работе кото­рого активное участие принимают Д. И. Менделеев, В. И. Срезнев­ский, Н. Н. Захарьин, А. А. Поповицкий, С. Л. Левицкий и др. Уже в то время при экспертных исследованиях в этом отделе с успехом производилось макро- и микрофотографирование. Активно исполь­зовалась фотография и в экспедиции заготовления государствен­ных бумаг при исследовании документов и денежных знаков.

По мере совершенствования технологии фотографических про­цессов формировалась и новая отрасль криминалистической фото­графии — исследовательская.

Общепризнано, что одним из основоположников научной фотогра­фии считается выдающийся русский ученый-криминалист Е. Ф. Бу-ринский. В результате кропотливого пятнадцатилетнего труда он разработал метод цветоделения, при помощи которого в 90-е годы XIX столетия восстановил невидимые (угасшие) письмена грамот XIV в. на сыромятных кожах, считавшихся безнадежно утраченны­ми. Этот метод исследования по значению считается равным изо­бретению микроскопа. За эту работу Российская академия наук удостоила Е. Ф. Буринского премии им. Ломоносова (рис. 8).

Рис. 8. Евгений Федорович Буринский (1849-1912)


Щ^Ф


В 1889 г. при непосредственном участии Е. Ф. Буринского созда­ется первая судебно-фотографическая лаборатория при Петер­бургском окружном суде. За короткий срок ее существования, не­смотря на сложность и трудоемкость мокрого коллоидного процесса, ограниченность в средствах, Е. Ф. Буринский провел в ней ряд талантливых фотографических экспертиз по судебным де­лам, связанным с исследованием документов (Рокоссовского и Юнггерца, Богомолова — Добродеева, купца Соловьева и др.).

На первом съезде русских деятелей по фотографическому делу, состоявшемся в марте — апреле 1896 г., Е. Ф. Буринский выступил с докладом «О судебной фотографии», в котором определил ос­новные ее направления и задачи, выдвинул положение о судебной фотографии как о самостоятельной отрасли криминалистики, фото­графии не только фиксирующей, но и исследующей. Позднее, в 1905 г., теоретические основы судебной фотографии и технологию восстановления невидимых текстов он изложил в своем печатном труде «Судебная экспертиза документов».

В области судебной фотографии работали многие отечествен­ные ученые-криминалисты. Ими совершенствовались известные методы и разрабатывались новые для решения задач, возникаю­щих в практике расследования уголовных преступлений. А. А. По-повицкий, считавший себя в области судебно-исследовательской фотографии учеником Е. Ф. Буринского, усовершенствовал метод цветоделения, использовав вместо мокрого коллоидного процесса сухие броможелатиновые пластинки. В 1908 г. он выступает на за­седании пятого отдела РТО с докладом о первоочередности при­менения фотографических методов при исследовании документов, поскольку в результате обработки химическими реактивами они не только изменяют свои свойства, но и могут быть утрачены как объ­екты исследования. А. И. Захарьин предложил использовать в су­дебных целях стереофотографию. В. Л. Русецкий разработал новые приемы измерительной фотографии. В. И. Фаворский занимается проблемой'выявления угасших и вытравленных записей в докумен­тах, используя ультрафиолетовое излучение. Для ослабления по­мех при восстановлении содержания документов он предложил ис­пользовать и цветную фотографию (рис. 9).


 

a 6

Рос. 9. Восстановление угасших текстов на куске кожи методом цветоделения: а — до цветоделительной съемки; б — после цветоделительной съемки

Зарубежный и отечественный опыт использования фотографии для решения криминалистических задач обобщался в печатных тру­дах. В 1908 г. В. И. Лебедев издает пособие «Судебно-полицейская фотография». В 1912 г. выходит в свет книга А. А. Громова «О су­дебной фотографии».

Е. Ф. Буринский и его лаборатория положили начало формирова­нию криминалистических экспертных учреждений в России. С января 1893 г. по постановлению Государственного Совета учреждена но­вая судебно-фотографическая лаборатория, преобразованная в 1912 г. в кабинет научно-судебной экспертизы. С 1913 по 1014 гг. кабинеты научно-судебной экспертизы создаются в Москве, Киеве, Одессе. Кабинеты включали три отдела, один из которых был фо­тографический. Его сотрудники выезжали на места происшествий для осмотра и фотографирования. При проведении экспертиз при­менялись репродукционная и проекционная фотография, макро- и микрофотографирование, исследования в ультрафиолетовых лучах.

Для подготовки квалифицированных кадров по инициативе спе­циалистов в области фотографии и фототехники академика П. П. Ла­зарева, профессора В. С. Игнатовского, В. Я. Курбатова, А. А. По-повицкого и др. в 1918 г. в Петрограде создается институт фотографии и фототехники. Программа вуза наряду с подготовкой специалистов в области научной фотографии предусматривала и под­готовку экспертов-криминалистов. Обучение Проводилось на кафедре судебно-фотографической энциклопедии под руководством снача-


ла В. Л. Русецкого, а затем А. А. Захарьина. Первым ректором ин­ститута был А. А. Поповицкий.

С 1927 г. по инициативе С. М. Потапова организованы курсы подготовки экспертов-криминалистов для научно-технических от­делов (НТО) милиции. С 30-х годов XX столетия экспертная работа проводится и в криминалистических лабораториях при юридиче­ских высших учебных заведениях. Наряду с экспертной деятельно­стью в НТО и кабинетах научно-судебных экспертиз велась и науч­но-исследовательская работа по использованию в криминалистике фотографических и физических методов исследования. Результаты экспериментов отражались на страницах периодической печати, например, в «Известиях института фотографии и фототехники», «Архиве криминалистики и научно-судебной экспертизы» Харьков­ского института криминалистики и научно-судебной экспертизы и др. Издавалась монографическая литература. Здесь следует отме­тить труд Н. С. Бокариуса «Первоначальный наружный осмотр тру­па при милицейском и розыскном дознании» (1925 г.), криминали­стику И. Н. Якимова (1925 г.), в которых авторы значительное место уделяют вопросам фотографической регистрации.

Со времен Ньепса исторически сложилось так, что развитие фо­тографического процесса развивалось по двум направлениям: серебряному и бессеребряному. В криминалистике наибольшее распространение нашло первое. Однако для проведения кримина­листических исследований использовалось и другое направление. Например, возможности технического исследования документов расширили методы электрографии (И. В. Постика), термокопирова­ния (Н. А. Селиванов, В. С. Сорокин, В. И. Черкашин). Помимо ре­продукционной съемки электрография позволяла усиливать ярко-стный контраст, устанавливать изменения в первом экземпляре копии документов, выполненных через копировальную бумагу, в ультрафиолетовой зоне спектра. Термография давала возмож­ность исследовать криминалистические объекты в инфракрасной области спектра контактным способом, выявлять залитые тексты, дифференцировать красители.

Длительное время перед криминалистами стояла проблема преобразования посредством электронных приборов энергии ин­фракрасного излучения в видимое изображение.

Идея создания электронно-оптического преобразователя при­надлежит А. Н. Салькову. Опытный образец прибора был сконст­руирован им уже в конце 30-х годов. Над созданием такого прибора работал А. А. Эйсман совместно с инженером Ю. А. Малышевым.


В 1965-1957 гг. они предлагают электронно-оптический преобразо­ватель ВНИИК-1, а затем усовершенствованную его модель. Позднее Н. М. Зюскин и Н. М. Кочегура показали возможность использования данных приборов для преобразования изображений, получаемых в ультрафиолетовой зоне спектра, и для регистрации люминесцен­ции в дальней красной и инфракрасной областях. Над созданием электронно-оптических преобразователей, чувствительных к ульт­рафиолетовым излучениям, работал и О. М. Глотов. Созданные им приборы (УФ-2, УФ-5) с сурмяно-цезиевыми фотокатодами позво­ляли проводить исследования документов как в ультрафиолетовой, так и инфракрасной областях спектра. В настоящее время данными приборами оснащены все криминалистические лаборатории. С их помощью в экспертной практике стало возможным быстро обнару­живать дописки, исправления в документах, выявлять залитые и зачеркнутые записи, дифференцировать красители в штрихах ис­следуемого документа.

Оптико-электронные системы разрабатывались и для изменения яркостного контраста. В 1947 г. А. А. Эйсман предложил прибор, позволявший суммировать оптические изображения нескольких негативов и в значительной степени упрощавший методы Бурин-ского и Поповицкого. Опытные образцы электронных систем усиле­ния слабовидимого предлагались А. А. Эйсманом, Б. А. Букатиным в 50-60-х годах. Так, электронно-оптический селектор А. А. Эйсмана и Ю. А. Малышева позволял выявлять слабовидимые записи, пре­образовывать незначительные различия в цветовых оттенках, ис­ключать помехи при исследовании документов. Однако реальное воплощение в криминалистике такие приборы получили с развити­ем электроники и вычислительной техники. С появлением таких светочувствительных устройств, как ПЗС-линейки и ПЗС-матрицы, стало возможным оптическое изображение подвергать цифровой обработке в редакторе компьютера, изменяя в широких пределах яркостный и цветовой контраст объекта, упрощать такие трудоем­кие методы, как суммирование изображений, фотографическое маскирование, спектрозональную съемку, фильтрацию деталей (Е. Н. Дмитриев).

Теоретические основы применения фотографии в криминали­стике заложены С. М. Потаповым. Он является автором учебника «Судебная фотография» (1926), который был переиздан в 1936 и в 1948 гг. В 1939 г. учебник с аналогичным названием опубликовал Н. Д. Боровский. В 1955 г. вышла в свет «Судебно-оперативная фо­тография» Н. А. Селиванова. Спустя пять лет Н. С. Полевой и Ус-


тинов публикуют работу «Судебная фотография и ее применение в криминалистической экспертизе». В 1961-62 гг. появляются рабо­ты, посвященные методам судебной исследовательской фотографии: «Физические методы выявления невидимых текстов» А. А. Эйсмана, В. М. Николайчика «Фотографические и физические методы иссле­дования вещественных доказательств». Большой вклад в развитие судебной фотографии внесли Е. Ю. Брайчевская, Н. М. Зюскин, А. И. Манцветова, Н. Н. Анфилов, М. В. Салтевский, П. Ф. Силкин, Е. П. Ищенко, П. П. Ищенко и другие ученые-криминалисты.