Распространенность и выявляемость умственной отсталости

Умственная отсталость широко распространена среди населения Земного шара. По данным ВОЗ, она выявляется у 1-3 % населения всех возрастов и этот по­казатель незначительно варьирует в различных странах [Ковалев В. В., Марини-чева Г. С, 1988; Клименко Т. В., 1998; Вроно М. Н., 1999]. На настоящий момент считается, что умственной отсталостью страдают больше мужчины, чем женщины. Различия в выявляемости умственной отсталости между мужчинами и женщи­нами могут быть связаны с тем, что юноши чаще, чем девушки, направляются на обследование, например в связи с призывом на военную службу. Установленным является также тот факт, случаи умственной отсталости более распространены среди социальных групп с низким социально-экономическим статусом. Это каса­ется в основном детей с легкой умственной отсталостью; более тяжелые степени умственной отсталости распространены практически одинаково в различных ре­гионах и социальных группах.

В США насчитывается 2,5 млн лиц с умственной отсталостью. По данным А. А. Чуркина, в России насчитывается 608 лиц с умственной отсталостью на 100 тыс. населения, при этом они составляют значительную часть (31,3 %) психически боль­ных, признанных инвалидами по психическому заболеванию [Чуркин А. А., 1998]. В последние годы рост числа лиц с умственной отсталостью характеризуется уве­личением ее легких форм. Среди причин роста заболеваемости умственной отста­лостью отмечается злоупотребление ПАВ, ухудшение социальной и экологической ситуаций.

С учетом степени тяжести и выраженности общего психического недоразвития в диагностике умственной отсталости можно отметить несколько пиков выявляе­мости.

Первый пик относится к периоду раннего детства и связан с диагностикой тя­желых форм умственной отсталости. При этом всегда обнаруживаются сложные формы физических и соматических дефектов с признаками общего психического недоразвития, что отражено в медицинской документации и данных индивидуаль­ного развития ребенка.

Второй пик выявления относится к возрасту 6-7 лет, когда проводится оценка готовности ребенка к школьному обучению. С учетом медицинских данных об инди­видуальном развитии ребенка и психолого-педагогической характеристики делается вывод о готовности ребенка к обучению или о необходимости дифференцирован­ной формы его обучения, например в школе для детей с нарушениями интеллекта. Как правило, при этом выявляются формы умственной отсталости умеренной и частично легкой степени общего психического недоразвития. При этом могут от­сутствовать тяжелые формы физических, соматических дефектов, признаки общего недоразвития речи и наблюдаются сформированные навыки общения и регуляции поведения.


604 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии

Третий пик выявления относится к подростково-юношескому периоду. Наиболее актуален этот вариант для мальчиков-подростков и юношей призывного возраста. Выявляются случаи умственной отсталости в легкой степени, так как определяется возможность усвоения несовершеннолетним учебно-профессиональных навыков или способность юноши к такой социальной деятельности, как военная служба.

В клиническом аспекте наибольшее значение имеет оценка лиц с умственной отсталостью преимущественно легкой и частично умеренной степени выражен­ности. При этом оценка форм и вариантов общего психического недоразвития или умственной отсталости легкой и умеренной степени проводится на основании со­циально-клинического анализа психического состояния с использованием психо­патологического метода исследования и экспериментально-психологической диаг­ностики.

Общие психопатологические признаки в диагностике умственной от­сталости

Лица с умственной отсталостью после рождения часто обнаруживают заметные патологические признаки физического и соматического состояния: непропорцио­нальное телосложение, уменьшенная или увеличенная форма черепа (микро- или макроцефалия), деформированные уши, полуоткрытый рот с выступающей нижней челюстью, расщелины губы и нёба, короткие верхние и нижние конечности с на­рушениями координации движений. Часто наблюдаются дефекты слуха, зрения, речи, пороки развития внутренних органов. Это связано с тем, что многие формы умственной отсталости связаны с патологическим генетическим, наследственным фактором или повреждающим воздействием многочисленных органических, ток­сических, инфекционных воздействий на плод и организм ребенка в первые 3 года его жизни.

return false">ссылка скрыта

Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи, что может быть выражением недостаточного развития моторики и сочетаться с нарушениями артикуляции. В таких случаях понимание речи может быть более сформированным, чем способность говорить. В большинстве случаев умственной отсталости легкой степени недостаточность речи преимущественно связана с дефектом высших, преж­де всего когнитивных, функций. Речь при этом бедна запасом слов, отмечается не­правильное согласование между отдельными частями предложения, аграмматичное построение фраз. Такая речь дополняется неправильным произношением отдельных звуков, бедностью интонаций. При достаточно развитой устной речи, как правило, наблюдается замедленное формирование способностей к чтению и письму.

Для умственной отсталости также характерна недостаточность развития таких предпосылок интеллекта, как внимание и память, а также высших функций: способ­ность к обобщениям, анализу и синтезу, к творческому или креативному мышлению и самостоятельности суждений.

Процесс восприятия часто ограничен различными дефектами органов чувств, но и при хорошем зрении и слухе восприятие внешних впечатлений затрудняется из-за недостаточности активного внимания. Обычно при выраженном психическом напряжении лица с умственной отсталостью значительно быстрее, чем их здоровые в психическом отношении сверстники, устают и теряют интерес к занятиям.


Глава 19. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости



Нарушения памяти у лиц с умственной отсталостью могут быть обусловлены неспособностью удержать в памяти воспринятые образы или устанавливать связь с прошлым опытом. Даже при хорошей механической памяти, что в виде исключения может отмечаться у пациентов с умственной отсталостью, они проявляют способ­ность только к фрагментарному восстановлению отдельных деталей, испытывают затруднения при необходимости воспроизвести целостную и сложную картину со­бытий или сложный комплекс впечатлений, что связано с недостаточностью ассо­циативных процессов и возможности к обобщениям.

Для эмоционально-волевых процессов лиц с умственной отсталостью характер­ны бедность и малая дифференцированность эмоционально-чувственных реакций, недостаточность их мимического сопровождения, преобладание не столько тонких дифференцированных чувств, сколько аффектов. Эмоциональные переживания от­личаются выраженной эгоцентричностью, ограниченностью личных интересов. Чем сильнее выражено общее психическое недоразвитие, тем менее дифференцирован­ными и более интенсивными являются желания, направленные на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, сексуальное влечение). При этом они редко испытывают недовольство собой и сознание вины за содеянное. Недоразви­тие и несовершенство волевых процессов проявляются в сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости с упрямством, импульсивностью действий.

Вследствие недоразвития высших психических функций, связанных с форми­рованием когнитивных процессов, у лиц с умственной отсталостью отмечается не­развитость процессов обобщения, доминирует неспособность отделять второсте­пенное от главного, делать умозаключения и выводы и, следовательно, приобретать новые знания, умения и навыки. Запас общеобразовательных знаний и социальных представлений у них всегда ограничен. Вследствие трудностей в переходе от кон­кретно-наглядных к представлениям и суждениям отвлеченного характера лицам с умственной отсталостью всегда сложно улавливать переносный смысл пословиц и простых или сложных понятий. Их неспособность к обобщениям и отвлеченным представлениям в элементарной форме может проявляться уже в том, что такие операции, как счет, они стараются производить с опорой на наглядные предметы, например пальцы рук. Слабо выражена и возможность фантазировать, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений. Если такие фантазии наблюдаются, то они поражают бедностью и элементарностью, случайным и необдуманным содержанием.

К существенным нарушениям психической деятельности у лиц с умственной отсталостью следует отнести недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понимать и давать объяснение своим поступкам, предви­деть их последствия, что имеет существенное значение при оценке их способности понимать значение своих действий и руководить ими.

Динамика умственной отсталости. При общем психическом недоразвитии отсутствует динамика, типичная для болезни как патологического процесса, с вы­здоровлением или различным типом исхода, например в дефект.

Для умственной отсталости, особенно легкой и умеренной степени, характер­на динамика, связанная с процессами компенсации и декомпенсации. Компенса-


606 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии

ция при легких степенях умственной отсталости может быть связана с действием социальных факторов, например развивающего обучения или устойчивой и по­ложительной семейной поддержки. Как правило, обучение в специальных школах для детей с нарушениями интеллекта дает им возможность усвоить элементар­ные общеобразовательные знания и навыки, освоить отдельные поведенческие нормы.

Причины декомпенсаций могут быть экзогенными (инфекционные болезни, ин­токсикации, травмы, переутомление, различного рода психогении) и эндогенными (возрастная гормональная перестройка, вегетативные нарушения).

Наиболее частыми проявлениями декомпенсаций являются:

• усиление церебрастенической симптоматики (головная боль, повышенная утомляемость, непереносимость вестибулярных нагрузок и метеоколеба­ний);

• появление и усиление аномально-личностных, психопатоподобных поведен­ческих реакций;

• появление и учащение аффективных колебаний, чаще дисфорического ха­рактера (злобность, гневливость на фоне пониженного настроения с раздра­жительностью, недовольством окружающим);

• появление или возобновление судорожных состояний.

После употребления алкоголя, наркотических и токсичных веществ, при за­болеваниях, сопровождающихся высокой температурой тела, у лиц с умственной отсталостью могут также возникать быстро проходящие психотические расстрой­ства. Психозы могут протекать с галлюцинациями в виде зрительных или, реже, слуховых обманов восприятия, с двигательным возбуждением, страхами, депрес­сиями. В условиях психотравмирующей ситуации, например после ареста, в ходе следствия, может наблюдаться усугубление признаков интеллектуальной недоста­точности с нарастанием проявлений психической беспомощности и совершением импульсивных действий, иногда в виде самоповреждений.

Судебно-психиатрическая оценка. Лица, страдающие умственной отсталос­тью, составляют 22-29 % от числа прошедших СПЭ по уголовным делам, в том чис­ле: из лиц, признанных невменяемыми, — 29 %; из лиц, подпадающих под действие ст. 22 УК РФ, — 41,1 %; из лиц, имеющих психические расстройства и признанных вменяемыми, — 23,7 %. По гражданским делам лица с умственной отсталостью, преимущественно умеренно выраженной и тяжелой форм, составляют около 40 % случаев. Этот высокий показатель частично связан с тем, что по группе гражданских дел наибольший процент случаев составляют СПЭ в связи с оценкой дееспособ­ности/недееспособности.

Противоправное поведение характерно преимущественно для лиц с легкой и умеренной формами умственной отсталости. Наиболее часто они склонны совер­шать преступления с корыстной целью. Обычно это мелкие кражи, чаще продуктов питания, спиртного, сигарет из ларьков, магазинов розничной торговли, реже кражи из автомашин личных вещей или радиоаппаратуры, еще реже квартирные кражи. Как правило, эти кражи совершаются ситуационно («шел мимо, увидел во дворе стоит машина... дверь ее была полуоткрыта, я открыл дверь, вытащил сумку с про-


Глава 19. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости 607

дуктами, магнитофон.... продукты решил оставить себе, а магнитофон продать со­седу») или под влиянием малозначимых внешних стимулов («я приехал из деревни в город... весь день ходил по городу, устал, проголодался... зашел в поликлинику... один кабинет был открыт, на столе увидел сумку.... взял ее себе, нашел в ней деньги... когда осматривал сумку, был задержан»).

В ряде случаев кражи лицами с умственной отсталостью совершаются при их пассивном участии в группе с криминальной активностью. Вовлечение в группу и преступные действия достаточно часто у лиц с умственной отсталостью носит слу­чайный или ситуационный характер, а также может определяться предложением друзей с более высокой личностной активностью и самостоятельностью («сидел дома... ко мне пришел мой друг — несовершеннолетний К. Я., предложил забраться в магазин и обещал за это деньги... я пошел вместе с ним, мы забрались в магазин, он собирал в сумку водку и искал деньги, а я увидел зажигалку и батарейки... мне надо было батарейку для часов, и я взял ее.... После кражи К. Я. денег мне не дал, через несколько дней нас задержали»).

Противоправные действия с насильственной направленностью (грабеж, разбой) совершаются чаще всего теми лицами с умственной отсталостью, у которых допол­нительно отмечаются стойкие нарушения поведения в связи со злоупотреблением алкоголем, повышенной конфликтностью при общении. Насильственные действия причиняются обычно при ситуациях внешнего конфликта, ссоры или в состоянии опьянения. При этом, как правило, наблюдается несоответствие между провоциру­ющим поводом, который может носить малозначимый, с точки зрения окружающих, характер, и тяжестью последствий.

Обвиняемый Б. А. В., 17 лет, имеет вторую группу инвалидности с детства; после 2-го класса не учится, время проводит бесцельно, не работает, с 14 лет постоянно злоупотребляет алкоголем. Дома ведет себя агрессивно по отношению к матери, отличается неуравновешенным, вспыльчи­вым характером и возбудимостью, которая усиливается в состоянии опьянения. Относительно правонарушения пояснил следующее: «Ко мне пришел друг, вместе с ним мы выпили... он мне рассказал, что в соседний дом переехала хорошая девчонка... мы пошли с ней знакомиться... я по­дошел к калитке и стал звать Наталью... во двор вышел ее отец и стал нас ругать.... друг убежал, а я взял палку и стал бить этого мужчину... потом приехала милиция». Потерпевшему были нанесены множественные удары палкой, ногами и руками в жизненно-важные части тела с причинением тяжкого вреда здоровью.

В ряде случаев насильственные действия, в том числе и с сексуальной направ­ленностью, а также преступления против личности могут совершаться лицами с умственной отсталостью вне связи с каким-либо мотивом, т.е. протекать по типу импульсивных действий, неожиданно развивающихся для окружающих.

Необходимо выделить следующие психопатологические особенности психи­ческого состояния лиц с умственной отсталостью, обусловливающие возможность совершения ООД.

1. Личностные психологические особенности, связанные с чертами внушаемости и повышенной подчиняемости лиц с умственной отсталостью. Наиболее часто этот вариант наблюдается при так называемой астенической форме общего психического недоразвития, которая сочетается с признаками утомляемости, медлительности пси-


608 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии

хических процессов и затруднениями в целостной оценке ситуации. Лица с такими чертами характеризуются невыносливостью к психическому напряжению, поэтому в новой ситуации, или при настойчивом предложении, или если это предложение поступает от эмоционально значимых для них лиц, им трудно и даже невозможно сформулировать свой отказ и они пассивно соглашаются на совершение противо­правных действий, даже если понимают их недопустимость.

2. Другой вариант психопатологических особенностей больше связан с харак­тером влияния эмоционально-волевых процессов на поведение лиц с умственной отсталостью. При этом варианте для больных с умственной отсталостью более типичны аффективно-личностные особенности реагирования. Часто они имеют дисфорический характер, т.е. отличаются постоянным напряженным фоном на­строения с признаками повышенного недовольства окружающими, чертами вы­раженной аффективной возбудимости, которая проявляется по незначительным ситуационным поводам. У этих больных наблюдаются стойкие нарушения пове­дения с конфликтностью, сопровождающейся двигательной расторможенностью и повышенной поведенческой активностью. Достаточно часто в их поведении повы­шенная аффективная возбудимость может сменяться проявлениями нелепой или чрезмерно выраженной дурашливости, бездумности поступков, усиливающихся в состояниях алкогольного опьянения.

3. Следующий вариант психопатологических особенностей, определяющих со­вершение ООД, больше связан с тяжестью признаков интеллектуальной дефици-тарности и нарушением способности критически оценивать ситуацию и прогнози­ровать последствия своих действий. В этих случаях, оказавшись в сложной для себя обстановке или перед необходимостью делать выбор, больные с умственной отста­лостью могут совершить действия, представляющие общественную опасность.

Больной с умственной отсталостью, характеризующийся признаками медлительности, асгюн-танным и малосамостоятельным поведением, не имевший асоциальных установок, занимавший­ся бродяжничеством, проник в ночное время в помещение детского сада. Пытаясь согреться, не включив обогревательного устройства, которое там было, разжег в виде костра на полу найденную бумагу. Из-за задымленности в помещении пришел сторож и начал свистеть в свисток. В ответ на это испытуемый нанес ему удар бутылкой по голове, а потом осколком бутылочного стекла удар в область шеи с причинением тяжких телесных повреждений. В ходе следствия свои действия по­яснил тем, что «забрался в помещение детского сада, чтобы переночевать... костер развел, так как ночью стало холодно... когда услышал свисток, испугался и ударил бутылкой по голове того, кто вошел в комнату». Почему нанес множество ударов пояснить не смог.

Больные с легкой и умеренной умственной отсталостью, в психическом со­стоянии которых ведущее значение имеют признаки такой степени интеллектуаль­ной дефицитарности, при которой у них нарушена способность к планированию действий, страдает целостная оценка ситуации, отсутствует прогноз последствий совершенных действий и динамики развития ситуации, как правило, в судебно-пси-хиатрическом аспекте оцениваются как лица, не способные осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и/или руководить ими. В су­дебном порядке они признаются невменяемыми. При СПЭ таких патологических состояний ведущим является оценка интеллектуального критерия невменяемости.


Глава 19. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости 609

В других случаях легкой умственной отсталости с нарушениями поведения и умеренной умственной отсталости ведущими в судебно-психиатрической оценке могут быть критерии эмоционально-волевых расстройств, сочетающихся с различ­ной степенью выраженности интеллектуальной дефицитарности. Здесь ведущи­ми психопатологическими признаками наряду с интеллектуальным дефектом вы­ступают неадекватный по интенсивности характер эмоционального реагирования, стойкость аффективных расстройств с измененным настроением, ситуационная обусловленность аффективных реакций и импульсивность совершенных действий. При СПЭ патологических состояний общего психического недоразвития с домини­рованием эмоционально-волевых и поведенческих нарушений ведущей может стать оценка степени выраженности эмоционально-волевых расстройств и особенностей их патологического воздействия на нарушение способности руководить своими дей­ствиями. При судебно-психиатрическом анализе таких патологических состояний основное значение приобретает оценка волевого критерия невменяемости.

В случаях, когда лицо, страдающее умственной отсталостью, в судебном по­рядке признается невменяемым, ему определяются меры медицинского характе­ра. В зависимости от общественной опасности эти меры могут осуществляться в принудительном порядке в условиях психиатрического стационара общего или специализированного типа, реже в условиях амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.

В случаях легкой умственной отсталости для обоснования судебно-психиатри­ческой оценки нарушения или сохранности способности осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и/или руководить ими в пол­ной мере интеллектуальный и волевой критерии используются в ином контексте. В данном случае в соответствии с методическими основаниями оценки психических расстройств применительно к ст. 22 УК РФ анализ интеллектуального и волевого критериев осуществляется в триаде понятий «ситуация — личность — состояние».

При этом в одних случаях особенности развития ситуации преступления при­водят к тому, что лицо с легкой умственной отсталостью, несмотря на сохранность способностей осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и/или руководить ими, не может в полной мере оценить ситуацию в целом и связанные с ней обстоятельства, планировать и осуществлять выбор действий, со­ответствующих развивающейся ситуации, прогнозировать их последствия. Следова­тельно, интеллектуальная способность в рамках общего психического недоразвития в условиях быстроты развития событий, связанных с преступными действиями, их сложности становится несостоятельной при ограниченных интеллектуальных ресурсах личности. В этой ситуации опосредованные, сложные действия упроща­ются, принимают характер ригидных, повторяющихся или импульсивноподобных, теряют свою мотивацию.

Другой вариант нарушений способности в полной мере осознавать фактиче­ский характер, общественную опасность своих действий и/или руководить ими связан с нарастанием интенсивности эмоционально-волевых нарушений и степени их влияния на направленность поведения. Ведущее значение при этом имеют такие факторы, как конфликтность ситуации, усиление интенсивности эмоционального


610Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии

реагирования в случаях состояний декомпенсации, при алкогольном, наркотиче­ском опьянении, которые в силу патологической почвы определяют большую вы­раженность эмоциональных нарушений и интеллектуальных затруднений. Оценка патологических состояний при рассмотренных вариантах осуществляется приме­нительно к положениям ст. 22 УК РФ.

Экспертиза потерпевших и свидетелей с умственной отсталостью. Роль потерпевшего и свидетеля в ходе расследования уголовного дела чрезвычай­но велика. В соответствии с законом они наделяются определенными правами и обязанностями, которые у потерпевших гораздо шире, чем у свидетелей. Для того что реализовать свои процессуальные права, потерпевший и свидетель должны об­ладать определенной психической сохранностью. При судебно-психиатрической оценке потерпевших с умственной отсталостью необходимо определить глубину интеллектуального дефекта, особенности эмоционально-волевых расстройств, в том числе наличие патологии влечений, выраженность нарушений поведения.

Вопросы, которые решаются в рамках КСППЭ в отношении потерпевших и свидетелей, страдающих умственной отсталостью, сводятся к следующим:

1. Определение способности воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания.

2. Определение способности понимать характер и значение совершаемых в от­ношении потерпевшего противоправных действий.

3. Определение способности оказывать сопротивление, что наряду с предыду­щим вопросом входит в оценку беспомощного состояния.

4. Определение психических расстройств, нарушающих уголовно-процессуаль­ную дееспособность.

Достаточно часто лица, страдающие умственной отсталостью, становятся жерт­вами различных форм насилия, и прежде всего сексуального,. При грубом психиче­ском дефекте, каковым является общее психическое недоразвитие, выделяется «па­топсихологический комплекс виктимности» (Н. Б. Морозова). Он характеризуется тем, что у несовершеннолетних лиц с умственной отсталостью, пострадавших от сексуального насилия, в результате взаимодействия возрастного, дизонтогенетиче-ского и психопатологического факторов страдает способность понимать характер и значение совершаемых по отношению к ним сексуально-насильственных действий, способность регулировать свое поведение в соответствии со сложившейся ситуа­цией. Виктимное или способствующее насилию поведение несовершеннолетних в данных случаях обусловлено, прежде всего, степенью выраженности интеллекту­альной недостаточности в сочетании с эмоционально-волевыми расстройствами. Наиболее постоянно в этих ситуациях у несовершеннолетних лиц с умственной отсталостью отмечается пассивно-подчиняемый тип виктимного поведения или, что отмечается реже, псевдопровоцирующий тип. Псевдопровоцирующие действия могут наблюдаться при легкой умственной отсталости с нарушениями поведения, включая раннее начало злоупотребления алкоголем или расторможенность сек­суального влечения (совместное распитие с насильником спиртных напитков, по­ощрение сексуальных действий).

В судебной практике по делам об изнасилованиях применительно к оценке пси­хического состояния потерпевших важным является также понятие беспомощного


Глава 19. Судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости 611

состояния. Состояние признается беспомощным, если потерпевшее лицо в силу физического или психического состояния (физические недостатки, малолетний возраст, расстройства психической деятельности и иное болезненное или бессозна­тельное состояние) не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление. Констатация беспомощного состояния от­носится к компетенции суда, выявление и оценка психических расстройств и психо­логических особенностей, которые в момент сексуального насилия обусловливают нарушения, определяющие данную категорию, относятся к задаче КСППЭ.

Лица с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, выступающие в качестве потерпевших, вследствие грубых нарушений психического функционирования, выраженных интеллектуально-мнестических, эмоционально-волевых расстройств, отсутствия критических и прогностических функций не способны правильно вос­принимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать правильные по­казания, т.е. не понимают характера и значения совершаемых по отношению к ним противоправных действий, в связи с чем не могут оказывать сопротивление и на­ходятся в беспомощном состоянии. Они также не могут осуществлять свои процес­суальные функции, участвовать в судебно-следственных действиях.

Лица с легкой умственной отсталостью, несмотря на психическое недоразвитие, как правило, могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания, понимать характер и значение со­вершаемых с ними действий. Однако имеющееся у них отставание в психическом развитии препятствует возможности самостоятельно участвовать в предваритель­ном и судебном следствии.

Особые сложности возникают при судебно-психиатрической оценке потерпев­ших и свидетелей с умеренной умственной отсталостью. В зависимости от глубины интеллектуального дефекта больные могут по-разному осмыслять обстоятельства произошедшего противоправного деяния. Возможно несколько вариантов эксперт­ной оценки способности понимания, осознания лицами с умственной отсталостью юридически значимых ситуаций:

• понимание внешней стороны юридически значимых событий (место, время,
участники, их действия и т.п.);

• понимание фактической стороны событий, т.е. их внутреннего содержания.

Потерпевшим с умеренной умственной отсталостью недоступно понимание эти­ческих и личностных последствий, совершаемых в отношении них противоправных действий.

Экспертиза лиц с умственной отсталостью в гражданском процессе. Как показывает судебно-психиатрическая практика, среди лиц, признанных не­дееспособными, первое место занимают больные с тяжелыми, глубокими формами умственной отсталости. Обычно это «инвалиды детства», которым в судебном по­рядке определяется недееспособность для оптимального решения значимых для них социальных вопросов при достижении ими возраста совершеннолетия.

Судебно-психиатрическая оценка лиц с умеренной умственной отсталостью на предмет признания их недееспособными не всегда однозначна. В случаях со­четания интеллектуальной недостаточности и выраженных эмоционально-воле­вых расстройств с зависимостью от алкоголя или наркотических веществ, а также


612 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии

сопутствующими нарушениями поведения с социальной дезадаптацией больные признаются недееспособными.

При сохранных на определенном уровне социального функционирования на­выков самообслуживания, потребительских навыков и бытовой ориентировки, от­сутствии нарушений поведения и асоциальных тенденций возможно решение о способности этих лиц понимать значение своих действий и руководить ими.

Значительно реже в гражданском судопроизводстве проводятся СПЭ по делам о признании сделки недействительной, совершенной лицом с умственной отста­лостью. Согласно ст. 177 ГК РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспо­собным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими, может быть признана судом недействительной. Из положения этой статьи следует, что речь идет о лицах, не лишенных дееспособности. Как уже указывалось, лица с тяжелой, глубокой умственной отсталостью признаются недееспособными при достижении 18 лет. За них все юридические действия совершаются опекунами. Поэтому вопро­сы сделкоспособности решаются в основном в отношении лиц с легкой умственной отсталостью и гораздо реже с умеренной формой умственной отсталости. В качестве критериев несделкоспособности выступает интеллектуальная недостаточность в со­четании с выраженными волевыми расстройствами, поведенческими нарушениями, неспособностью к целенаправленной деятельности, резким снижением критических и прогностических функций, несформированностью мотивации, непониманием фактической и юридической стороны сделки.

Таким образом, судебно-психиатрическая оценка умственной отсталости как устойчивого патологического состояния с общим психическим недоразвитием име­ет свои методологические особенности, которые необходимо учитывать при про­ведении экспертизы в уголовном и гражданском процессах.


ГЛАВА 20