Идеологического противостояния и политической конфронтации двух последних десятилетий «холодной войны».
Речь идет об обвинениях СССР в злоупотреблениях психиатрией с политическими целями. Первые публикации на эту тему появились на Западе в 1960-х гг. (Интересно, что в это же время немало западных психиатров в своих работах положительно оценивали достижения советской психиатрии, особенно систему ухода, лечения, социально-трудовой реабилитации психически больных.) Был выдвинут тезис о существовании в СССР «карательной психиатрии», суть которой, по мнению западных критиков, состояла в следующем.
Граждане Союза ССР, не согласные с официальной идеологией, привлекались органами государственной безопасности к уголовной ответственности за антигосударственную деятельность (по статьям 70 и 190-1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик1).
Обвиняемых направляли на судебно-психиатрическую экспертизу, где якобы специально подобранные для этой цели психиатры либо просто эксперты-психиатры, на которых оказывалось соответствующее давление, выносили заключение о невменяемости, хотя обвиняемый был психически здоров, с рекомендацией подвергнуть его принудительному лечению в психиатрической больнице специального типа МВД СССР. Суды, также покорно исполнявшие волю «всесильного КГБ», «соглашались» с экспертами и направляли заведомо здоровых лиц в больницы, которые предназначались для душевнобольных, особо опасных для общества2.
Обвинения в злоупотреблениях предъявлялись официальному руководству советской психиатрии, т.е. Минздраву СССР, Всесоюзному обществу невропатологов и психиатров, Всесоюзному НИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербского и ряду других психиатрических учреждений, а также отдельным психиатрам, прежде всего руководителям перечисленных учреждений и организаций. В официальных заявлениях советской стороны эти обвинения отвергались и квалифицировались как грубая политическая провокация.
В 1977 г. на VI Конгрессе Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА), в состав которой входило Всесоюзное общество невропатологов и психиатров, вопрос об использовании в СССР психиатрии в политических целях был одним из основных в повестке. Многие участники конгресса выступили с резкими нападками на своих советских коллег; были предложены резолюции, осуждающие практику злоупотребления психиатрией в СССР. Зная о том, что на конгрессе будет поставлен вопрос об исключении из ВПА Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, последнее заявило о своем выходе из этой международной организации.
1 Ст. 7 «Антисоветская агитация и пропаганда», ст. 190-1 «Распространение заведомо ложных из
мышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».
2 В качестве примеров злоупотребления психиатрией западные критики приводили также случаи
недобровольной психиатрической госпитализации граждан, приезжавших в Москву в высшие партийные
и государственные учреждения с жалобами на действия местных властей; недобровольное помещение
в психиатрическую больницу определенного контингента граждан к государственным праздникам и
важным мероприятиям (съезды КПСС, Московская Олимпиада и т.п.). Однако такого рода случаи, как
правило, не имели отношения к судебной психиатрии.
Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии
Положение дел изменилось во второй половине 1980-х гг., когда провозглашенная в нашей стране политика открытости и гласности затронула и психиатрию. В советской печати появились статьи, где критиковались разные стороны отечественной психиатрии. Сначала речь шла преимущественно об отдельных случаях необоснованной постановки психиатрического диагноза; необоснованных ограничениях, налагаемых на людей с таким диагнозом (например, профессиональные ограничения); трудностях, с которыми столкнулись эти люди, пытавшиеся защитить свои права, и т.п. Чуть позже в публичных выступлениях и публикациях появились высказывания об использовании советской психиатрии в политических целях — для борьбы с инакомыслием и подавления политической оппозиции.
В конце 1980-х гг. в СССР организуются психиатрические объединения, заявившие о своей независимости от государственных органов управления здравоохранением и от Всесоюзного общества психиатров.
Ряд шагов в области государственного управления и правотворчества свидетельствовал об изменении политического курса в СССР в рассматриваемой сфере. В 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР принимается «Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи». Специальные психиатрические больницы передаются из МВД СССР в ведение органов здравоохранения. Предусматривается уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу. Годом позже отменяется уголовная ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 70 УК РСФСР) и распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 1901 УК РСФСР). Лица, осужденные по названным статьям, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания.
На Конгрессе Всемирной психиатрической ассоциации в Афинах (октябрь 1989 г.) от СССР в эту организацию были приняты Всесоюзное общество психиатров и оппозиционная ему Независимая психиатрическая ассоциация (НПА). Представитель МИД СССР публично признал, что существовавшие в Советском Союзе политические условия привели к использованию психиатрии в немедицинских, в том числе политических, целях. Однако ряд членов Всесоюзного общества не разделял таких оценок прошлого, утверждая, что злоупотреблений психиатрией в СССР не было.
Направленная против советской психиатрии обличительная кампания достигла своего апогея на рубеже 1980—1990-х гг. В средствах массовой информации психиатров стали именовать «преступниками в белых халатах». Говорилось о существовании особой «психиатрической мафии», на счету которой будто бы множество преступлений. Резко возросла напряженность между психиатрами и частью их пациентов. Увеличилось число нападений на психиатров со стороны психически больных. Они приводили к тяжелым последствиям — увечьям и гибели жертв.
События последующих лет (августа 1991 г. и октября 1993 г., распад Советского Союза, война на Кавказе и пр.) несколько заслонили собой психиатрические проблемы, снизили интерес к ним со стороны общественного мнения. Одновременно наступила и пора более спокойных, взвешенных оценок.
Сегодня очевидно, что для установления истины одинаково неприемлемо как огульное обвинение всех психиатров бывшего Советского Союза в злоупотреблениях
Глава 2. История судебной психиатрии
своими профессиональными знаниями, так и полное отрицание каких бы то ни было нарушений с их стороны. В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход с учетом сложностей рассматриваемой предметной области (возможная динамика течения некоторых психических заболеваний с постепенным утяжелением или ослаблением болезни; сочетание периодов обострения со светлыми промежутками и даже полным выздоровлением; давность исследуемого случая, способная сильно затруднить установление истины; различия в психиатрической квалификации отдельного клинического случая в пределах научно допустимых расхождений во мнениях между специалистами и т.д.).
С распадом СССР произошел разрыв налаженных за десятилетия профессиональных связей между научными и практическими учреждениями судебной психиатрии бывших союзных республик, что отрицательно сказалось на их деятельности. Положение дел усугубил тяжелейший экономический кризис, которого не избежало ни одно государство СНГ. В России недостаток финансирования осложнил работу правоохранительных органов по назначению судебно-психиатрической экспертизы, равно как и работу самих экспертов. В ряде мест месяцами не выделялись средства на содержание психически больных, находящихся на принудительном лечении. Все это приводило к грубейшим нарушениям закона, попранию конституционных прав граждан. Лишь в последние несколько лет наметился поворот к лучшему и в области финансирования, и в сфере организации судебно-психиатрической службы в стране. В начале XXI в. значительно усилилась социальная направленность политики Российского государства, включая политику в сфере усиления охраны здоровья граждан.
Указанные позитивные процессы соответствуют задачам правовой и судебной реформы, начатой в России еще полтора десятилетия назад. Реформа призвана существенно укрепить гарантии защиты основных прав и свобод человека, привести отечественное законодательство в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой области. Так, с 1993 г. вступили в действие Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Оба законодательных акта учитывают требования международно-правовых норм к деятельности по оказанию медицинской помощи. В 1995-2001 гг. было принято новое гражданское законодательство (ч. 1-3 Гражданского кодекса РФ). В 1997 г. вступили в действие Семейный кодекс России (заменивший Кодекс о браке семье и опеке РСФСР), новый Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (вместо предшествовавшего ему Исправительно-трудового кодекса РСФСР).
С июня 2001 г. действует Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» — законодательный акт, не имевший аналогов в нашей стране и существенно преобразивший организационно-правовую сторону государственной судебно-психиатрической экспертной службы. На его основе приняты подзаконные нормативные документы, которыми впервые введена специальность «судебно-психиатрическая экспертиза», организована система лицензирования государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений (отделений) на федеральном уровне и пр.
50 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии
В 2001-2003 гг. вступили в силу Трудовой кодекс РФ (вместо прежнего КЗоТ РСФСР), новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и новое процессуальное законодательство — Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ. С их принятием было завершено формирование обновленной законодательной базы всей судебно-психиатрической деятельности.
Наконец, за отмеченный период времени произошел переход отечественной психиатрии, включая судебную, на новую Международную классификацию болезней - МКБ-10.
Психиатрическая систематика в МКБ-10 претерпела заметные изменения по сравнению с предыдущими классификациями, которые касаются, прежде всего, введения некоторых новых рубрик, сужения границ шизофрении, использования гораздо более подробных характеристик психических расстройств и четких диагностических критериев, определяющих количество и соотношение симптомов, необхо. было принято новое гражданское законодательство (ч. 1-3 Гражданского кодекса РФ). В 1997 г. вступили в действие Семейный кодекс России (заменивший Кодекс о браке семье и опеке РСФСР), новый Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (вместо предшествовавшего ему Исправительно-трудового кодекса РСФСР).
С июня 2001 г. действует Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» — законодательный акт, не имевший аналогов в нашей стране и существенно преобразивший организационно-правовую сторону государственной судебно-психиатрической экспертной службы. На его основе приняты подзаконные нормативные документы, которыми впервые введена специальность «судебно-психиатрическая экспертиза», организована система лицензирования государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений (отделений) на федеральном уровне и пр.
50 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии
В 2001-2003 гг. вступили в силу Трудовой кодекс РФ (вместо прежнего КЗоТ РСФСР), новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и новое процессуальное законодательство — Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ. С их принятием было завершено формирование обновленной законодательной базы всей судебно-психиатрической деятельности.
Наконец, за отмеченный период времени произошел переход отечественной психиатрии, включая судебную, на новую Международную классификацию болезней - МКБ-10.
Психиатрическая систематика в МКБ-10 претерпела заметные изменения по сравнению с предыдущими классификациями, которые касаются, прежде всего, введения некоторых новых рубрик, сужения границ шизофрении, использования гораздо более подробных характеристик психических расстройств и четких диагностических критериев, определяющих количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Важно отметить, что в МКБ-10 применяется термин «расстройство» (а не «болезнь»), под которым подразумевается клинически определенная группа симптомов или поведенческих признаков, причиняющих в большинстве случаев страдание и препятствующих личностному функционированию. Изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств. Есть основания полагать, что переход к МКБ-10 будет способствовать более глубокой интеграции отечественной общей и судебной психиатрии в мировую психиатрическую науку.
ГЛАВА3