Общие требования к оптимальной учебной нагрузке на одного учащегося с нарушениями зрения в каждом классе в учебную неделю

В оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с нарушениями зрения в каждом классе в учебную неделю включаются учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 9.1.1, 9.1.2 настоящего образовательного стандарта, и учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий, в том числе стимулирующих, поддерживающих и иных занятий (далее – факультативных занятий)[1].

В общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местного бюджетов в учебную неделю в каждом классе, включены учебные часы, отводимые на изучение учебных предметов, перечень которых определен в подпунктах 9.1.1, 9.1.2 настоящего образовательного стандарта, учебные часы, отводимые на проведение коррекционных занятий, перечень которых определен в подпунктах 9.2.1 и 9.2.2, учебные часы, отводимые на изучение факультативных занятий.

Устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося с нарушениями зрения в каждом классе в учебную неделю:

с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования

Класс Количество учебных часов на проведение Общее количество учебных часов
учебных предметов коррекционных занятий факультатив-ных занятий
на I ступени общего среднего образования
I
II
III
IV
на II ступени общего среднего образования
V
VI
VII
VIII
на III ступени общего среднего образования
Х
ХI
                 

с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования

Класс Количество учебных часов на проведение Общее количество учебных часов
учебных предметов коррекционных занятий факультатив-ных занятий
на I ступени общего среднего образования
I
II
III
IV
V
на II ступени общего среднего образования
VI
VII
VIII
Х
на III ступени общего среднего образования
ХI
ХII
                 

При изучении учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся с нарушениями зрения в области отдельных видов искусства, в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания базовых школ-колледжей искусств, средних школ-колледжей искусств, гимназий-колледжей искусств допускается увеличение обязательной учебной нагрузки на одного учащегося в учебную неделю во II (III)[2]–IV (V) классах в объеме двух учебных часов, в V (VI)–ХI (XII) классах – в объеме трех учебных часов.

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного ученика с тяжелыми нарушениями психофизического развития или 4 учебных часа в неделю – на одного ученика с неглубокими нарушениями психофизического развития.

При обучении учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью в I–X классах устанавливаются следующие учебные часы, определяющие оптимальную учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю:

Класс Количество учебных часов на проведение Общее количество учебных часов
учебных предметов коррекционных занятий факультатив-ных занятий
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Х
                 

В учебных планах классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания, в которых в соответствии с законодательством не предусмотрено введение должности учителя-дефектолога, на проведение коррекционно-педагогических занятий выделяется 8 учебных часов в неделю на одного ученика.

9.4 Особенности организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения предусматривает четырехлетний или пятилетний срок обучения на І ступени общего среднего образования.

Изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура и здоровье» на всех уровнях общего среднего образования осуществляется по соответствующим учебным программам для специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения.

Образовательный процесс с четырехлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования осуществляется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения и учебным программам, учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения, за исключением учебных программ по учебному предмету «Адаптивная физическая культура и здоровье».

При организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования с пятилетним сроком обучения необходимо учитывать следующие особенности:

изучение учебного предмета «Беларуская мова» в учреждениях образования с русским языком обучения и учебного предмета «Русский язык» в учреждениях образования с белорусским языком обучения начинается со ІІ класса по соответствующим учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательного учреждения;

изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с IV класса по соответствующей учебной программе и учебно-методическому комплексу общеобразовательного учреждения;

изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Беларуская літаратура» в учреждениях образования с белорусским языком обучения, «Русский язык» и «Русская литература» в учреждениях образования с русским языком обучения, «Математика», «Человек и мир» может осуществляться по учебным программам и учебно-методическим комплексам специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (далее – с трудностями в обучении);

изучение учебных предметов на II и III ступенях общего среднего образования, за исключением учебного предмета «Адаптивная физическая культура и здоровье», осуществляется по учебным программам и учебно-методическим комплексам общеобразовательных школ.

Образовательный процесс для учащихся с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью организуется по учебному плану специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью, учебным программам и учебно-методическим комплексам вспомогательной школы.

10 Общие требования к обязательному минимуму содержания специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов в учреждениях, обеспечивающих получение образования учащимися с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

10.1.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Человек и мир», «Всемирная история. История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика. Астрономия», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение. Черчение», «Адаптивная физическая культура и здоровье».

10.1.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие учебные предметы: «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир», «История Беларуси», «География», «Биология», «Элементы компьютерной грамоты», «Социально-бытовая ориентировка», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Адаптивная физическая культура и здоровье».

10.2 Состав коррекционных занятий

10.2.1 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выделяются следующие коррекционные занятия: «Двигательная мобильность», «Социально-бытовая ориентировка», «Сенсорное развитие», «Социальное ориентирование», «Современные средства коммуникации».

10.2.2 В составе содержания специального образования учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие коррекционные занятия: «Развитие познавательной деятельности»,«Двигательная мобильность», «Сенсорное развитие», «Формирование игровой деятельности».