Соотношение между активным и пассивным запасом слов
Для детей с общим недоразвитием речи характерно то, что, обладая тем или иным словарным запасом, они
недостаточно активно им пользуются. Оперируя
и , уроке, ученики не прибегают к ним в обще
нии hoi... шет вопрос: не объясняется ли это трудно-
1(1 сшшппыми с необходимостью активизации сло-
" "" ' и........ 5ысоким уровнем осознания детьми тех
i 'чирью слово вступает в системе языка? Отш i i па поставленные вопросы мы не находим в
..... [штурс Имеете с тем следует отметить, что изуче-
.......... кшросов имеет существенное значение для по
мин патологии речи у детей.
Активизацию слова принято связывать с актами на-Н.1П.мши, нахождения нужного слова, которые протеками п.i пикше выбора одного слова из ряда других слов, ом.сшшсппых семантической связью. Одной из задач Hani- i" ik -следования и является анализ смысловых связей, п i mi попе которых происходит поиск и нахождение нуж-
•.... с.шша, и определение качественных различий про-
i поиска нужных слов на разных этапах обучения i' H-ii с общим недоразвитием речи.
1Li о.)1 юдения показывают, что для детей, имеющих
бокое недоразвитие речи, наибольшие трудности для
->|>.-| адекватного слова представляют такие группы
. поп, как глаголы и прилагательные. Именно исследова-
.... - путсп актуализации нужных слов из этих лексико-
! Iиммагических групп и стало предметом нашего изу-чения.
I l:i лингвистических работ известно, что глагол как
'ЛИ и. речи выполняет, с одной стороны, номинативную
и.пню, с другой стороны — синтаксическую. Он слу-
• '|.'1я называния действия и определяет структуру
ц|" i и 1/ксппя, так как несет в себе главную семантиче-
0 п.ирузку.
1 I.-тыкание — это не только обозначение предмета, но
ц функции, какую данный предмет выполняет, или дей-
ИМ, которому предмет подвергается. Важную функции, и ялике выполняют и прилагательные, способству-
..... '........ лес глубокому познанию предмета благодаря
что они позволяют дать качественную характери-иредмета.
I- и пс особенности при актуализации глаголов и при-
..... i.iи.|\ отмечаются у детей с общим недоразвитием
|.. чп '
I
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос был проведен эксперимент. Основным методом исследования избран метод направленной ассоциации, позволяющий изучить речевые реакции детей с общим недоразвитием речи.
Установлено, что человек на раздражитель, в частно-1 сти и на словесный, отвечает характерной для него определенной скоростью реагирования, преимущественно основывающейся на скорости актуализации ранее выработанных ассоциативных связей.
Детям предлагались отдельные слова-существительные и инструкция: «К каждому из данных слов подобрать ответное слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы что делает?, что делается с предметом? или какой? какая? какое?». Реакции детей на слово-стимул позволили определить степень сформированное™ умения составлять словосочетания, представляющие собой семантическое единство.
Слова-раздражители (ассоцианты) подбирались из числа слов, максимально знакомых детям, понимание которых не вызывало у них трудностей. В состав их входили слова как с конкретным значением, так и с более абстрактным; слова, часто употребляемые в обиходной речи и редко употребляемые. Вот перечень слов, которые были1 заранее отобраны: часы, мальчики, письмо, чернила, тень, молния, пень, дедушка.
В эксперименте приняли участие 136 учащихся I— IV классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. С каждым учащимся был проведен предваритель-< ный разбор инструкции. В протоколе фиксировалось слово-раздражитель, латентный период (время, затраченное ребенком на подбор слова) и ответное слово.
Анализ полученного материала позволил выявить у учащихся первых классов большие трудности (с какими-то индивидуальными различиями) в возникновении тех или иных речевых ассоциаций. Для группы учащихся подбор глаголов к данным словам-существительным оказался почти недоступным. Такие дети в ответ на слово-раздражитель либо отказывались отвечать, либо эхо-лалически повторяли слово-раздражитель, изменяя иногда его окончание, либо называли слова, обозначающие-предметы, находящиеся в поле их внимания, но не имен ющие никакого отношения к выполняемому заданию.
Hi г по указывает на то, что получить словесную на-ч|> ш.чпшую реакцию на произносимое слово у этой группы л г roii ока.чплось задачей неисполнимой. Дети не мо-i II мнит, произвольно пользоваться словом, так как
......... могут абстрагироваться от конкретных предме-
ГОИ ....... пич.чомых им. Слово для таких детей не приоб-
i........ .инш.нее важных своих особенностей, известных де-
|| ....... рмалыюй речью. Оно не вступило в разнообраз
им, tiuiiii и отношения с другими словами. Отсутствие
Ни i"i...... гпизи препятствует созданию у детей потребно-
• > и г. пользовании им.
Мпцппная картина была выявлена у детей, которые
при < к к-лсдовании их словарного запаса дали лишь до
•||',, правильных ответов, называя предъявленные им
i ipnniKii; они имели крайне ограниченный словарный
nine
У другой части учащихся, с более высоким уровнем |i,i ииггия словаря, которые дали более 50% правильных пиитов при назывании предъявленных им картинок, уже
шалось в ряде случаев актуализировать правильные
оцпации, но все же чаще можно было наблюдать при ном ошибочные ответы. Проиллюстрируем сказанное иыипекой из протокола эксперимента, проведенного по
...... цу направленной ассоциации, где ребенок в ответ
m.i г/юво-раздражитель (в данном случае существительное) должен был назвать соответствующий ему глагол.