Псевдокомпенсация.

Большой вклад в это понятие внес Альфред Адлер. В первую очередь, это психологическое понятие.

Псевдокомпенсация фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации и сужающей адаптационные возможности человека. Именно приставка "псевдо" подчеркивает, что человек в данном случае стремится к компенсации, но делает это не путем прямого преодоления проблем, а с помощью окольных способов.

Альфред Адлер выделил три ситуации, которые способствуют невротической компенсации. Эти проблемы лежат в детстве, в свете неблагоприятных ситуаций:

1. Врожденное несовершенство органов приводящее к недомоганию и психической перегрузке. В особенности оно будет особо патогенным в том случае, когда ребенка за его врожденный дефект унижали, оскорбляли. Такие дети, как правило, теряют уверенность в себе. У них теряется интерес к людям, к учебе, к работе. Создается негативное ощущение себя. Отсутствие желания исправлять что-либо.

2. Избалованный ребенок. Ребенок, который привык жить в избытке ласки и заботы. Соответственно, эти дети становятся очень эгоистичными и капризными. Эти дети не способны к равноправному сотрудничеству. Когда такой ребенок попадает в новоокружение, где его уже не считают кумиром, он теряется, чувствует себя обиженным и хочет отомстить, стремится к господству и т.д. Они живут в постоянной конфронтации со своим окружением.

3. Пренебрегаемый ребенок. Такие дети не знают что такое любовь, душевная близость. Ребенок начинает думать что всегда все будут к нему так относиться. Присутствует недоверие к людям.

Кроме этих распространенных ситуаций существует много других.

Наличие подобной ситуации еще не значит, что будет развиваться псевдокомпенсация.

Способы псевдокомпенсации по Адлеру:

1. Уход в болезнь. В этом объясняется механизм генезисов невроза, психосоматических расстройств. В случае болезни человек заболевает. Симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:

-Неудачи человека становятся оправданными и человек получает способ избегать проблем.

-Увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими.

-Человек может рассчитывать на помощь и сочувствие других.

По мнению Адлера, человек может доминировать.

2. Уход в слабость. Такие люди пытаются ограничить поле своей деятельности и больше заняты тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Люди, которые строят из себя жертв. Выбирают в жизни самое худшее. Они ищут превосходства в том, чтобы доказать свою слабость и несчастность. Внутри поддерживают чувство морального превосходства.

3. Леность (лень)

4. Лживость

5. Жестокий тиран. Высокая избалованность ребенка с принципом реальности. Ребенок в детстве привык, что он король и все его прихоти исполняются. Он начинает мстить этому миру. Манипулирует слабыми сторонами других людей. Жестокость такого рода является тайной слабостью.

6. Комплекс превосходства. Чувство незаменимости. Присуще вождям, преподавателям. "Анестезия" своего чувства недостаточности и, одновременно с другой стороны, это стимулятор.

7. Самореклама. Человек стремиться завоевать одобрение и признание окружающих людей. Данный вид не имеет психоэффекта стимуляции. Самореклама ведет к зависимости от мнения окружающих.

Последние два вида псевдокомпенсации являются даже полезными в какой-то степени. Могут быть достаточно результативными. Проблема в вопросе меры. Поэтому они считаются нулевыми.

Гиперкомпенсация (сверхкомпенсация) - 1) всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции гораздо более энергичные и сильные, чем те которые нужны, чтобы парализовать непосредственно опасность. 2) модель поведения, при котором компенсация имеющегося недостатка (реального или воображаемого) происходит путем переориентации деятельности на достижение цели, которая является мало или вовсе недоступной как раз из-за этого недостатка (в психологическом смысле). 3) тенденция психиатрических больных заниматься чем-либо, чем им противопоказано (в психиатрии).

Это понятие тоже введено Альфредом Адлером.

Классический пример - эффект прививки. Ребенку вводят, например, оспу в очень маленькой дозе и он реагирует на этот вредоносный фактор на всю жизнь. На маленькое воздействие человек дает очень сильную реакцию.

Таким путем, организм не только компенсирует причиненный ему вред, но и всегда вырабатывает излишек. Перевес над опасностью, приводящий его в более высокое состояние защищенности, чем то, которое было у него до возникновения опасности.

При сверкомпенсации достигается такой результат, который позволяет занять доминирующую позицию по отношению к другим. Человек чувствует превосходство, крайний случай даже комплекс превосходства.

Работа сверхкомпенсации определяется двумя моментами (Выгодский):

1. Сверхкомпенсация определяется социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспитанию. Угол расхождения поведения ребенка и предъявляемых к его воспитанию социальных требований.

2. Компенсаторный фонд. Богатство и разнообразие функций.

Излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Иногда данный термин в связи с его негативным аспектом (в сторону минуса) используется как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств защиты, становления и т.д. Но все же они указывают на разные моменты.

Соотношение компенсации и адаптации.

И то и другое является процессом восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида.

Адаптация Компенсация
Процесс приспособления организма или личности к изменяющимся условиям или требованиям окружающей среды. Процесс полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций.
Срабатывает, когда равновесие между индивидом и средой нарушается за счет средовых изменений. Поэтому при адаптации возникают изменения, направление которых уводит индивида от исходного неблагоприятного состояния, тем самым восстанавливая равновесие. При компенсации происходит обратный процесс. Компенсация срабатывает, когда равновесие между индивидом и средой за счет изменений в самом индивиде, поэтому компенсационные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному состоянию.
Адаптация развивается при увеличении интенсивности действия обычных факторов внешней среды. Т.е. повреждение еще не произошло, а показатели гомеостаза прибывают на крайних границах нормы. Гомеостаз в данном случае сохранен. Адаптация действует, когда идет норма. Компенсация развивается только при действии патогенных факторов, когда происходит повреждение. Т.е. показатели гомеостаза выходят за крайние границы нормы.
Т.о., адаптация обеспечивает сохранение гомеостаза и предупреждает повреждения в условиях действия факторов окружающей среды. Компенсация обеспечивает восстановление гомеостаза.

Адаптация и компенсация единые, но разнонаправленные процессы. Хотя цель у них одна. Есть точка зрения, что адаптация - это один из видов компенсации.

Адаптация и компенсация в онтогенезе развиваются неравномерно. В самом начале адаптационные процессы обгоняют формирование компенсаторных. По мере взросления они приблизительно уравниваются.