Ответ: Асинхрония развития: акселерация функций речи и счета, задержка в формировании моторики.

Задача 8. Таня М., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на своеобразное поведение девочки. В отсутствие педагога она стремится занять учительский стул, строго следит за дисциплиной в классе. В то же время, если учительница пытается сделать заме­чание Тане на уроке, та может заплакать, выбежать из класса, от­казаться вообще работать и выполнять задания. В целом, девочка справляется с программой, не страдает особыми нарушениями поведения.

Ответ: . По теории Э. Берна в поведении Тани актуа­лизируются части Родителя (стремление занять место учи­тельницы) и Ребенка (в реакциях на замечания). 2. По тео­рии А. Адлера девочка чувствует неуверенность на уроке, что проявляется в ее реакциях, а авторитарное поведение служит механизмом компенсации.


Задача 1. Наташа С., 3 года, обследуется в условиях психиатри­ческого стационара с целью установления места дальнейшего пре­бывания. Из истории болезни известно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обсле­довании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз, хро­нический тонзиллит. В настоящее время девочка должна быть пе­реведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятель­но ест, использует фразы из двух-трех слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна кон­такту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять й положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возмож­но повторение фразы из 4 — 5 слов. Составление рассказа по кар­тинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне кара­куль. Доступно выполнение 1-й «Доски Сегена» методом проб и ошибок. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

Ответ: 1. Сочетание соматогенной задержки психичес­кого развития и педагогической запущенности. 2. Рекомен­довано пребывание в детском доме-интернате общего типа, наблюдение психолога, психотренинговые мероприятия.

Задача 2. Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в условиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с мате­рью известно, что ребенок родился недоношенным, в течение пер­вого месяца жизни находился в отделении патологии новорожден­ных. Отставало формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 мес., ходить в 1 год и 3 мес., отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 мес., фразовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерывный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жа­луется, что он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учеб­ной программой старшей группы, с трудом одевается, не умеет за­вязывать шнурки, застегивать пуговицы. При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий пре­рывается шумной игрой, беганием по кабинету. Доступно выполне­ние 2 «Досок Сегена». Рисунок человека на уровне «головонога». Ребенок может собрать разрезанные картинка из двух фрагментов, с помощью экспериментатора — из трех. Механическое запомина­ние — нижняя граница нормы, смысловое (построение фразы) — значительно лучше. Доступны простые обобщения: «игрушки», «еда», «животные». Для выполнения всех заданий необходимо по­стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Само­оценка завышена, представление о мнении окружающих не сфор­мировано.

Ответ: 1. Задержка психического развития, органичес­кий инфантилизм. 2. Желательно продолжение лечения и по­вторное исследование через год. Дома надо повторить заня­тия по развитию мелкой моторики и концентрации внима­ния (застегивание пуговиц, нанизывание крупных бус и т. д.).

Задача 3. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ре­бенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом всту­пает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запомина­ние успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запомина­ние значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «по­суда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домаш­него адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уров­не «головонога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.