Расстройства рецептивной речи в МКБ-10

Данный вид патологии речи состоит в нарушении слухового восприятия и понимания речи при сохранном физическом слухе (от неспособности различать слова, близкие по звучанию до неспособности понимать обращенную речь).
Страдают все компоненты речи, что приводит к задержке психического и интеллектуального развития.
В данную группу включаются:

1. Сенсорная алалия.

2. Сенсорная афазия.

Сенсорная алалия (афазия) - это нарушения понимания речи вследствие недостаточности функционирования слухового анализатора, основной пораженной зоной мозга является височная доля доминантного полушария (при алалии – недоразвитие, при афазии – поражение).

В клинической картине имеется недостаточный анализ и синтез звуковых речевых раздражителей, что проявляется в непонимании обращенной речи. У детей-алаликов не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не формируется связь между словом и предметом, словом и действием. Ребенок может слышать, но не понимать обращенную речь. Диагностика сенсорной алалии вызывает определённые сложности, поскольку требует дифференциальной диагностики с состояниями нарушений слуха. В чистом виде сенсорная алалия встречается довольно редко.

Условия лечения:

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно- поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.

Принципы терапии:

Медикаментозная терапия:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.

Лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.

Логопедическая работа:
- развития фонематического восприятия;
- понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов;
- сознательного использования средств языка и способов речепроизводства.
Логопедические занятия носят строго индивидуальный характер, зависят от степени тяжести и выраженности речевых и интеллектуальных нарушений. Чаще они строятся в индивидуальной форме, начиная с пробного диагностического курса, рассчитанного на 10-20 занятий. Последующие курсы занятий могут проводиться по схеме курсов для детей с ОНР (моторной алалией). Таким образом, дети с сенсорной алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.
Логоритмика - 20-45 занятий на курс.
Занятия с психологом - 20-45 занятий на курс.

Длительность лечения

Срок коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.