Принцип условий свободы развития ребенка

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразу­мевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду.Воспитание свобод­ной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личностиявляется главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессо­ри: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори пола­гала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос са­мостоятельный и ответственный человек.


Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может при­вести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюми­нутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вер­нуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ниче­го не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до кон­ца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу пере­движения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения позна­вательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми.

В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором мате­риала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.