Из истории тифлопедагогики

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­таетсяВ.Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышлен­ник и последователь Д. Дидро, основатель первых образователь-


Hbix учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л.Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем воз­расте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского нацио­нального института слепых, стал автором изобретения, изменив­шего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шес-титочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно чи­тать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России было организо­вано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Де­тей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.). Обучение велось по единому учебному плану и програм­мам, действовали Единые правила приема в училища. Для боль­шинства обучающихся обучение было платным и стоимость дос­таточно высока (до 300 рублей в год).

После Октябрьской революции в 1917г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д.Жа-ринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах слепых обогаща­ется предметами, которые с начала возникновения мирового опы­та обучения слепых считались ненужными и недоступными сле­пым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеоб­разовательным предметам сделал профессор Ленинградского пе­дагогического института им. А.И.Герцена Б.И.Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И.Земцова, Б.И.Кова­ленко, Н.Б.Коваленко,А.С.Ганджий, Н.Г.Крачковская, Н.В.Сер-покрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ер­маков, А.И.Каплан, А.Б.Гордин, Р.С.Муратов, Б.В.Сермеев, В.А.Феоктистова, Э.М.Стернина, И.С.Моргулис и др.