Диагностика в специальной психологии

Одной из важных практических задач специальной психологии является выявление детей с нарушениями в развитии, их диффе­ренциальная диагностика, разработка соответствующих психоди­агностических методик. При этом определены принципы, кото­рыми руководствуются в настоящее время при обследовании де­тей с нарушениями в развитии.

Основным является принцип комплексного изучения ребенка, ко­торый предполагает всестороннее обследование особенностей раз­вития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и т.д. Психологическое обсле­дование сопровождается анализом состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка. Психодиагностическое обследование является важной частью общей диагностической системы. В обследовании ребенка кроме психолога принимают участие врачи (психоневро­лог, отоларинголог, офтальмолог и др.), педагоги (логопед, сурдо­педагог, олигофренопедагог).

Следующим принципом является принцип целостного систем­ного изучения ребенка. Целостный анализ в процессе психодиагно­стического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушения психического развития, а установление связей между ними, определение их причин. Основополагающим здесь является положение Л.С.Выготского о структуре дефекта, которое и позволяет осуществить системный анализ того или ино­го нарушения. Целостное изучение ребенка может быть успеш­ным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности -предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой [5]. Это поможет лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка и его личности, в том числе интересы, целенаправлен­ность, состояние эмоционально-волевой сферы и т.д.

Существенное значение имеет принцип динамического изучения ребенка, согласно которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обуче­нии. Значимой для этого принципа является концепция Л.С.Вы­готского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудно­сти задач, решаемых ребенком самостоятельно) и зона ближайше-^ развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком под


руководством, с помощью взрослого). Реализация принципа ди­намического изучения предполагает не только применение диаг­ностических методик, соответствующих возрасту, но также мето­дик, позволяющих выявить его потенциальные возможности, т.е. определить зону ближайшего развития. Обследование детей с на­рушениями в развитии рекомендуется планировать и проводить с применением обучающего эксперимента.

Важно учитывать также принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологи­ческой диагностики. При реализации данного принципа предла­гается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения - способ, рацио­нальность, логическую последовательность операций, настой­чивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т.д. При этом количественные и качественные пока­затели выступают во взаимосвязи. Отсюда следует необходи­мость применения при диагностике многих методик, приводя­щих к сочетанию количественных и качественных подходов, к анализу результатов [7].

Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в созданиипсихологической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилакти­ческую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реа-билитационную работу с личностью. Такая психологическая служба, по мнению А.Г.Асмолова, уместна и необходима прежде всего в системе вариативного образования, открывающего мно­жество возможностей для индивидуального и полноценного развития личности любого ребенка, в том числе ребенка с огра­ниченными возможностями. С этой точки зрения вариативное образование понимается как процесс, направленный на расши­рение возможностей компетентного выбора личностью жизнен­ного пути и на саморазвитие личности. «Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в со­вместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая обеспечивала бы ориентацию личности в различного рода жиз­ненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности» [2, с. 342]. Для развития специальной психологии на современ­ном этапе это означаетпереход от диагностики отбора к диагно­стике специфических особенностей психического развития; стремле­ние к поиску оптимальных условий компенсации, расширяющих возможности развития личности, создающих различные обу­чающие и воспитывающие среды, дающих возможность по­строения развивающего образа жизни.