Экономические основы специального образования

На Руси с незапамятных времен существовала мощная система церковной благотворительности, ставшая истокомэкономикиспециального образования. Формально ее начало было положено


согласно летописным материалам в 996 г., когда князь Владимир (Святославович) своим указом определил, чтобы церковь взяла на себяпризрение (присмотр и уход) убогих и неимущих. Этим же указом устанавливалось, что одна десятая часть казны (доходы от торговли, судебные доходы и другие поступления) передается церкви для монастырей, богаделен, в которых должны содержать­ся «убогие».

В эпоху Петра I благотворительность перестает быть только конфессиональной (церковной) принадлежностью, она распро­страняется и на светскую жизнь. По примеру монархов Западной Европы, открывавших благотворительные учреждения социаль­ной и педагогической помощи, российский императорский дом, традиционно его женская половина, вели активную благотвори­тельную деятельность.

В дальнейшем традиция светской благотворительности разви­валась. Так, в 1864 г. Президент США А. Линкольн утвердил реше­ние Конгресса о субсидировании и патронаже первого (не только в Америке, но и во всем мире) высшего учебного заведения для не­слышащих - Галлоудет-колледжа. С тех пор Президент США по традиции является патроном этого высшего учебного заведения.

В период недолгого царствования Павла I создается знаменитое Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (или Ма-риинское ведомство). Указом Павла I учреждалась и определялась деятельность этого ведомства, просуществовавшего более ста лет, вплоть до 1917 г. В Мариинском ведомстве были сосредоточены капиталы, составлявшиеся из пожертвований частных лиц, из личных средств членов императорского дома (достаточно сказать, что все личные средства, которыми располагала императрица Мария Федоровна, были вложены ею в эту благотворительную организацию). Например, в 1806 г. в г. Павловске близ Петербур­га на средства из личных капиталов императрицы Марии Федо­ровны была открыта первая в России школа для глухих детей.

Пополнение средств Мариинского ведомства шло также за счет прибылей от ссудных, сохранных касс - процентов от вложе­ния капиталов, доходов от сдачи внаем зданий и др.

К концу XIX в. в России насчитывалось более двухсот учрежде­ний Мариинского ведомства. Под его эгидой создавались и благо­творительные организации. Так, в 1898 г. было создано «Попечи­тельство государыни императрицы Марии Федоровны о глухоне­мых», которое финансировало различные стороны социальной и педагогической помощи лицам с нарушенным слухом. К моменту прекращения своей деятельности (1915) эта благотворительная ор­ганизация финансировала деятельность более 60 школ-интернатов для неслышащих детей, регулярную работу годичных педагогиче­


ских курсов по подготовке учителей для обучения глухих, издание периодического журнала «Вестник Попечительства гос. имп. Ма­рии Федоровны о глухонемых», а также сеть приютов для преста­релых и одиноких глухих, убежище для глухонемых девиц, где они после окончания школы могли жить и работать в мастерских.

Существовали и другие благотворительные общества и орга­низации.

Благотворительные акции были заметной чертой российской жизни конца XIX - начала XX в. Дворянство и купечество оказы­вали преимущественно материальную помощь, интеллигенция и люди низших сословий оказывали благотворительную помощь личным безвозмездным участием, в том числе и профессиональ­ного характера. Это благотворительные концерты и спектакли, это кружечные сборы и подписные листы, это большая безвоз­мездная работа в учреждениях педагогической и социальной по­мощи: дежурства, социально-бытовая помощь, уход. Большую помощь оказывала научная интеллигенция в проведении диагно­стики детей и консультировании их родителей, оказании медицин­ской, психиатрической, консультативно-педагогической помощи.

Одним из впечатляющих и малоизвестных примеров благотво­рительности российского купечества является помощь основателя картинной галереи П.М.Третьякова, которую он оказал в связи с учреждением Московского училища (школы) для глухих детей. В 1875 г. на средства П.М.Третьякова были построены здание и подсобные помещения для школы. В течение 25 лет училище фи­нансировалось из средств благотворителя. Лишь в 1900 г. Мос­ковская городская Дума приняла в свое ведение заботу об учили­ще, хотя прежняя благотворительная поддержка при этом про­должала поступать. Дочь П.М.Третьякова, Л.П.Гриценко, по­могла материально открытию в Москве в 1900 г. первого в России и в Европе детского сада для неслышащих детей. Подобных при­меров можно привести множество.

Таким образом, уже в XIX в. в период становления и развития системы социального призрения в ее структуре появились первые учреждения специального образования для детей с отклонениями в развитии. До конца XIX в. учреждения специального образования как в России, так и за рубежом существовали преимущественно на благотворительные средства. Средства эти были значительны и позволяли обеспечивать специальным образованием часть детей с ограниченными возможностями, относившуюся к социальной среде, в которой образование признавалось значимым. С началом принятия законов об обязательном бесплатном (т.е. финансируе­мом государством) начальном образовании в Западной Европе (на протяжении XIX в.) и в России (начало XX в.) число детей с


ограниченными возможностями, стремившихся получить школь­ное образование, резко возросло и система социального призре­ния и благотворительности была не в состоянии экономически обеспечить реализацию таких законов. Поэтому в целом ряде стран Западной Европы законы об обязательном начальном об­разовании включали статьи и об обязательности начального об­разования для детей с ограниченными возможностями, т.е. о включении системы специального образования страны в государ­ственный сектор финансирования. При этом благотворительная помощь не только не отменялась, но и составляла внушительную часть финансовых средств образовательного учреждения, обеспе­чивая необходимую материальную поддержку более дорогостоя­щей системе специального образования.

В России, несмотря на введение обязательного бесплатного на­чального образования в 1908 г., система специального образова­ния не была включена в государственный сектор финансирования. Вплоть до победы Октябрьской революции в 1917г. специальное образование фактически существовало на средства Мариинского ведомства, многочисленных благотворительных обществ и орга­низаций, на личные средства учредителей.

Ликвидация частной собственности, как результат Октябрь­ской революции, и репрессирование православной церкви закры­ли все возможные источники частной и конфессиональной благо­творительности. С начала 30-х гг. любая благотворительная дея­тельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения сис­темы социальной помощи и специального образования советское государство приняло на себя.

В первые годы советской власти было допущено немало ошибок и принято поспешных решений в становлении экономической поли­тики в области социальной помощи и специального образования. Выстраивалась иная система приоритетов (армия, промышлен­ность, ликвидация неграмотности) и при отсутствии необходимых средств у советского государства на цели специального образова­ния у этой системы оставалось очень мало возможностей для соб­ственного выживания и развития. По данным статистики, только через двадцать лет после Октябрьской революции удалось восста­новить ту инфраструктуру системы специального образования, которая существовала в дореволюционной России (на 1914 г.).

Материальное положение в стране к началу 30-х гг. улучши­лось. Тем не менее, когда кроме средств на традиционное призре­ние потребовались немалые материальные средства на проведение всеобуча, государство сняло с себя материальные обязательства перед системой специального образования: финансирование уч-


рождений специального образования, большинство из которых были учреждениями интернатного типа, стало осуществляться из местных бюджетов. В реальности проведение всеобуча детей с от­клонениями в развитии на местах нередко игнорировалось, а по­ложенные для специальных школ незначительные суммы не от­пускались под предлогом приоритетности проведения всеобуча нормальных детей. Социальный статус учителя специальной шко­лы был в 20-е и 30-е гг. крайне низким вследствие мизерности учи­тельской заработной платы и несоответствующего тяжести педа­гогического труда учителя специальной школы пенсионного обеспечения. О низком социальном статусе учителя специальной школы свидетельствовали и непопулярность дефектологических отделений в педагогических вузах, малое число желающих там обучаться.

Для повышения привлекательности профессии учителя-дефек-толога и в связи с необходимостью материальной компенсации ущерба здоровью вследствие значительных профессиональных вредностей в его труде с конца 30-х гг. была сделана 25%-ная над­бавка к заработной плате. Эта надбавка сохранялась до середины 80-х гг., в связи с очередным реформированием системы образо­вания она была снята.

Не было экономически благоприятным для системы специаль­ного образования и военное десятилетие (40-е гг.). Уничтоженная в значительной мере материальная база многих специальных школ, находящихся на европейской территории СССР, занятой врагом, восстанавливалась в течение нескольких послевоенных лет.

В послевоенный период материальное положение специальных образовательных учреждений стабилизировалось и несколько улучшилось. Было восстановлено финансирование специальных образовательных учреждений из государственного бюджета, уча­щиеся специальных школ-интернатов находились на полном го­сударственном обеспечении. Особенно благоприятными для сис­темы специального образования были 60-е и 70-е гг. Однако уже с конца 70-х гг. вследствие скрытой ползущей инфляции экономи­ческая поддержка системы специального образования, как и всей системы образования в СССР, уменьшалась. Например, доля на­ционального дохода СССР, направляемая на нужды образования за период 70-80-х гг., снизилась в 1,5 раза. За период 80-х гг. го­сударственные расходы на образование в развитых странах мира выросли более чем в 12 раз, в СССР - лишь в 4,5 раза.

Со второй половины 80-х гг. экономикаСССР входит в пери­од затяжного кризиса, который не преодолен Россией и к концу 90-х гг. XX столетия. В кризисный период финансирование систе­мы специального образования вновь передается в ведение регио-


нальных и местных бюджетов. Как и в 30-е гг., благополучие уч­реждений специального образования прямо зависит от уровня компетентности и знания проблем и нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности представителями власти на местах. Однако в отличие от 30-х 90-е гг. характеризу­ются развитием России в условиях иного социально-политическо­го устройства. Происходит медленный возврат к утраченным много десятилетий назад духовным и нравственным ценностям -меценатству, благотворительности, участию церкви в социальной помощи населению. Специальное образование получает матери­альную поддержку от зарубежных благотворительных организа­ций через совместные проекты с российскими образовательными учреждениями. На протяжении трудных 90-х гг. функционирует Федеральная целевая программа «Дети России», в которой под­программа «Дети-инвалиды» предусматривала финансирование первоочередных потребностей детей с ограниченными возможно­стями здоровья и жизнедеятельности в социальной и медицинской помощи и специальном образовании. На эти цели государством были выделены сотни миллионов рублей.

Большое значение в укреплении экономических позиций учре­ждений системы специального образования имело принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании».

Экономические перспективы развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт, видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, получившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права. Перспективным представ­ляется введение в связи с этимгосударственного именного образо­вательного обязательства. Это именной документ, устанавливаю­щий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти по месту житель­ства осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможно­стями здоровья и жизнедеятельности при обучении их в образова­тельных учреждениях всех типов и видов независимо от форм ос­воения образовательных программ. Другими словами, средства на образование ребенка с ограниченными возможностями здоро­вья поступают целевым образом и «следуют» за ребенком в то об­разовательное учреждение, которое выбирают его родители или он сам. Это может быть как образовательное учреждение общего назначения, так и специальное (коррекционное) образовательное учреждение. Тем самым ребенок и его родители получают по-настоящему демократическоеправо выбора образовательного уч­реждения. Реализация этой идеи в жизнь в 90-е гг. не представля­


лась возможной из-за отсутствия необходимых средств, которые потребовались бы для одномоментного изменения системы финан­сирования учреждений специального образования.

Еще одна проблема, стоящая перед системой специального об­разования, - перестройка традиционной системы финансирования образования детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В современных условиях, когда резко активизировалась деятель­ность общественных организаций, объединений, ассоциаций ро­дителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, растет стремление родителей воспитывать таких детей в условиях семьи. В России начинается процессдеинституциализации, главными тенденциями которого являются желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в структуре закрытых интер-натных учреждений. Такой же процесс начался более 20 лет назад в США, в ряде развитых стран Европы. Опыт деинституциализа­ции положителен. Главные ее преимущества - более рациональ­ное расходование государственных средств и возможность не от­рывать ребенка от семьи. Соответственно возникают проблемы изменения финансовых потоков, направляемых в настоящее время в учреждения социального обеспечения. При наличии системы функционирования именных образовательных обязательств дан­ная проблема может быть решена.

История экономического развития системы специального об­разования в России и за рубежом показывает, что эта сфера обра­зования более ресурсоемка, чем система образования общего на­значения, а ее экономический эффект всегда ниже, чем в обычной системе. В связи с этим необходима научно обоснованная сбалан­сированность организации финансирования системы специально­го образования, чтобы, с одной стороны, отпускаемые средства использовались рационально, без потерь, и, с другой стороны, имели такой размер, который позволял бы удовлетворять особые образовательные потребности лиц с ограниченными возможно­стями в той мере, которая предусмотрена современными гумани­стически ориентированными международными стандартами, ка­сающимися условий жизнедеятельности, образования, всех видов абилитации и реабилитации человека с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности. Так, специалисты под­считали (об этом свидетельствует и зарубежный опыт), что эко­номически более выгодным является перенос приоритетов финан­сирования на систему ранней помощи и дошкольное образование детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевременная помощь позволит многим детям влиться в систему образования общего назначения. Соответственно меньшее число детей будет нуждать­ся в учреждениях специального образования. Именно таким обра-


зом за рубежом удалось значительно сократить число учреждений специального образования, которые являются более дорогостоя­щими, чем обычные. Точно так же зарубежными специалистами подсчитано, что экономически выгоднее обеспечить лиц с огра­ниченной трудоспособностью высококачественным профессио­нальным образованием по специальностям, востребованным на рынке труда, чем платить им в течение жизни мизерные пенсии, пособия по инвалидности.

Известно, что материальный уровень системы специального образования определяется общим текущим материальным поло­жением страны. Кризисные периоды резко снижают экономиче­скую стабильность в системе специального образования.

Для развития системы специального образования на основе гу­манистических принципов современной цивилизации необходимы:

гарантированность ее государственного финансирования, за­крепленная федеральным законодательством;

интеграция государственного и общественного (благотвори­тельного) финансирования;

признание личностных потребностей детей и их родителей;

экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество;

адресность и вариативность, гибкость финансирования систе­мы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с отклонениями в развитии и их спе­цифических потребностей, социально-экономических возможно­стей, социокультурных и этнокультурных условий.