Вопросы и задания
1. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?
2. Что такое параллельная терминология? Приведите примеры.
3. Употребление каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики?
4. Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
5. Каковы современные классификации ограниченных возможностей человека? Каковы основания этих классификаций? Каково основание педагогической классификации ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии?
6. Постройте диаграмму, иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования.
7. Охарактеризуйте современную структурную организацию специальной педагогики, укажите основные пути ее развития.
Литература для самостоятельной работы
1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.10. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.
3. Дефектологический словарь. - М., 1970.
4. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1996.
5. Коркуное В.В., ЛернерД. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е.В.Ткачен-ко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.
6.Леднев B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е.В.Ткаченко. - Екатеринбург, 1996.-Вып. 2.
7. Кумарина Г.Ф.. Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М.А.Галагузовой. - Екатеринбург, 1997. -Вып. 3.
8. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР // Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. -СПб., 1999.
9. Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной педагогики и ее современных лингвосемантических проблемах // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е.В.Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. -Вып. 1.
10. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. - Екатеринбург, 1997.
11. Петленко В.П. Основные методологические проблемы медицины. - Л., 1982.
12. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г., № 288. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
13. Терминология: дефектология (четырехъязычный глоссарий ЮНЕСКО). -ЮНЕСКО, 1977.
14. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». (Проект).