Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков»
«Виды поведенческих расстройств у детей и подростков с УО»
Побеги из дома (интерната) и бродяжничество
Побеги из дома (интерната) и бродяжничество выявляются у 4 % от всей популяции умственно отсталых детей. Среди выпускников вспомогательных школ их 16,5 %, а среди направленных в сихиатрическую больницу 70% детей и подростков с побегами. В трети случаев уходы из дома сочетаются с делинквентностью. Большая часть из убегающих детей – мальчики.
Первые побеги происходят из страха наказания или как реакция против чрезмерных требований, жестокого обращения, расправ со стороны родителей или товарищей, а также из-за опасной для ребенка ситуации в семье.
Позже уходы преобретают условно-рефлекторный стереотип. В редких случаях у детей с УО, обычно вызванной органическим поражением ЦНС, уходы из дома являются выражением истинной дромомании.
Дети начинают убегать в 8-10 лет, максимальное же количество уходящих из дома падает на младший подростковый возраст.
Агрессия
Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 2,5% учеников выпускного класса вспомогательной школы. Часто их агрессивное поведение — прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей. Упрочению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в интернате или школе.
Аутоагрессия
Аутоагрессия, как правило, возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще наблюдается удевочек, чем у мальчиков.
Повышенная аффективная возбудимость
Встречается у 11,8% всех детей с умственной отсталостью, обычно сочетается с проявлениями общей психомоторной расторможенности. Среди учеников последнего класса вспомогательной школы это нарушение поведения отмечается в 23,7% случаев. Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманными поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушением поведения не увеличивается.
Грубость
Грубость, как правило возникающая на фоне аффективной неустойчивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в состоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость старшие дети и подростки.
Недисциплинированность
Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений просьб и нежеланием обслуживать себя.
Отказ от обучения
Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные задания, затем появляется тенденция избежать под благовидными предлогами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распространено больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают мальчики.
Параутистическое поведение
Параутистическое поведение — своеобразное стойкое девиантное поведение. Характерная особенность этого состояния — снижение активности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам деятельности, выраженная интравертированность, формальное общение с окружающими лицами, общая или избирательная потеря контактов (преимущественно речевых), пассивный протест (негативизм), сопровождающийся гримасами. Ограничение представлений, недостаточность чувственной насыщенности. Отсутствие эмоциональных реакций при общении с окружающими сочетается с эпизодически возникающими состояниями двигательного возбуждения, развязным и дурашливым поведением. Развивается это состояние у умственно отсталыхдетей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недостаточность. Этот синдром снижает возможности приобретения знаний, увеличивает интеллектуальную и речевую недостаточность (Була-хов Л. А. и сотр., 1984).
Дисфорическое расстройство поведения
Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти постоянным эмоциональным напряжением с нарастающей раздражительностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью или хмурым недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося напряжения в форме бурных аффективных вспышек с разрушительными действиями или агрессией.
Неустойчивое расстройство поведения
Неустойчивое расстройство поведения отличается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выраженной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие самостоятельности и инициативы, повышенная внушаемость приводят, как правило, к антиобщественным формам поведения: бродяжничеству, алкоголизации, воровству, раннему началу половой жизни, возникающим главным образом по механизму имитации.
Патологически измененные влечения
Патологически измененные влечения обнаруживаются у 21,3% выпускников вспомогательной школы. В популяции умственно отсталых детей наиболее часто выявляются агрессивные садистические проявления (1,3%). Другие патологически измененные влечения, клептомания и пиромания, встречаются реже. Воровство
Воровство у мальчиков отмечается в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом количество детей, берущих чужие вещи, возрастает вдвое. Меняется и характер краж. Старшие воруют более ценные вещи и делают это нередко совместно с другими. Вначале уносят из дома мелкие деньги или малоценные вещи. Затем воруют продукты и вещи в магазинах и на рынках, угоняют велосипеды. Умственно отсталые дети первоначально выполняют пассивную роль, поддаваясь уговорам старших. В дальнейшем некоторые подростки сами пытаются «организовать» младших на ограбление киосков, пустующих дач или других объектов. Как правило, в процессе любого воровства или грабежа умственно отсталые берут малоценные безделушки, а не дорогостоящие вещи. Они не могут распорядиться попавшими в их руки вещами, бросают, выменивают с убытком для себя или отдают случайным людям.
Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение
Наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у мальчиков. Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Девочек младшего школьного возраста с сексуально распущенным поведением поступаете психиатрическую больницу в три раза больше, чем мальчиков. Это девочки, мастурбирующие, обнажающиеся, стремящиеся к лицам противоположного пола в состоянии сексуального возбуждения, рассказывающие о своем сексуальном опыте или забирающиеся в постели к другим девочкам. В подавляющем большинстве случаев они сами в прошлом подвергались совращению. Наряду со сверстниками или старшими мальчиками умственно отсталых девочек развращают взрослые, в том числе и в собственной семье. Среди старших девочек — чаще отмечается раннее начало половой жизни, промискуитет. Как правило, их половая жизнь начинается после изнасилования.
Госпитализация мальчиков нередко также бывает связана с сексуальной активностью, проявляемой в отношении представителей того же пола. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях. У младших подростков эта девиация может обуславливаться совращением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у женского. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. Однако чаще это следствие совращения старшими подростками и даже взрослыми. Истинный сексуальный интерес этих подростков, как правило, сосредотачивается на лицах противоположного пола. В отличие от девочек, мальчики меньше ведут разговоров на сексуальные темы. Они предпочитают действие: раздевают других, рисуют картинки порнографического содержания.
Начало половой жизни до полного физического созревания также рассматривается как девиация. К сексуальным девиациям относят и подростковый промискуитет.
Алкоголизация
Первая проба алкогольных напитков обычно происходит в 13-14 лет, причем у умственно отсталых мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом аддиктивное поведение охватывает в три раза больше старших подростков, чем вначале. В связи с тем, что у умственно отсталых подростков плохая переносимость алкоголя, у них дольше сохраняются защитные реакции (рвота, тошнота и т. д.). Этим, по-видимому, отчасти можно объяснить, что только у пятой части госпитализированных подростков обнаруживается зависимость от алкоголя.
Токсикоманическое поведение
Вдыхание паров бензина, клея, гуталина и зубной пасты, как полагают, встречается только у умственно отсталых мальчиков. При этом у младших школьников это пристрастие наблюдается чаще, чем у подростков.
Возрастные и другие особенности поведения умственно отсталых
В младшем дошкольном возрасте поведенческие нарушения обнаруживаются лишь у 0,3% детей. При этом преобладают импульсивно-эпилептоидные проявления и повышенная аффективная возбудимость.
В старшем дошкольном возрасте число таких детей увеличивается до 2,9%. Возрастает число детей с повышенной аффективной возбудимостью (76,9%). Наряду с импульсивными и эпилептоидными проявлениями возникают психическая неустойчивость, «клептомания», бу-лимия, агрессивно-садистическое поведение.
Во многих случаях этиология нарушенного поведения — те же последствия органических повреждений головного мозга, которые вызвали и интеллектуальную неполноценность. Аффективная возбудимость у многих умеренно и тяжело умственно отсталых лиц именно такого происхождения.
3. А.В. Чудов
«Психолого-педагогическое изучение готовности школе учащимися с нарушениями интеллектуального развития»
1 группа (10 учащихся)
Без опыта специальной подготовки (домашние дети), нигде не обучались
2 группа (13 учащихся)
Дети, поступившие в первый класс из специальных детских садов
3 группа (12 учащихся)
Дети из общеобразовательных школ
Задания:
1. повторение заданного ритма
2. Картинки с нелепыми ситуациями
3. Методика оценки первоначальных математических представлений у детей
4. Задания для определения уровня сформированности первоначальных математических у детей с нарушением интеллекта
5. Срисовка с доски и самостоятельное продолжение узора
6. Классификационный анализ сюжетной картинки
7. Чтение схем-слов (звуко-буквенный анализ)
Таким образом получилось:
1 группа – 3,8 баллов – самый низкий
2 группа – 2 балла – самый высокий
4.
Схема развития продуктивных видов деятельности
В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.
Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка (у нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных).
В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.