Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп

Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возра­ста существуют различные образовательные учреждения.Их деятель­ность регулируется «Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети ран­него и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабо­ слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного количе­ства глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нару­шениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

2. Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наря­ду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимо­сти от состояния слуха и речи детей при дошкольных образова­тельных учреждениях создаются группы для глухих и/или для сла­бослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5—2 лет. Про­цессвоспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2 или 3 лет) рассчитан на 5 или на 4 года.

Данные дошкольные образовательные учреждения компенси­рующего вида работают в режиме круглосуточного пребывания (отдельные учреждения компенсирующего вида — круглогодично­го). Однако родители могут забирать детей домой ежедневно.

В детских садах компенсирующего или комбинированного вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (со­четание двух или более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име­ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабо­слышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из коми-

 

лекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.

3. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы
при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглох­ших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (груп­пы) могут приниматься дети с 2—3-х летнего возраста при нали­чии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуют­ся группы для детей старшего дошкольного возраста, специаль­ное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начина­ется в более поздние сроки — в 5—6 лет. В течение двухлетнего
периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в I классе школы для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глу­хих детей, рассчитанной на двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы, а также программами, рекомендованными для детских садов для глухих и для слабослышащих детей, разра­батывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы.

4. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад» компенсирую­щего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа -
детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только началь­ные классы, или все классы (с первого по 10-—12 классы) школы для слабослышащих или для глухих детей. В данных образователь­ных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышащих и поздонооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непре­рывного коррекционного воспитания и обучения детей с наруше­ниями слуха, построенные с учетом особенностей психофизичес­кого развития детей дошкольного или школьного возраста, веду­щих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, сво-

 

бодная деятельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

Таким образом, во всех перечисленных выше образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5 — 2 лет (или позже). Педагогическое воздействие направлено на обес­печение в соответствии с возрастными особенностями общего раз­вития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интел­лектуальной сферы), т. е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. Вместе с тем наличие сниже­ния слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использо­вания не только специфических методов работы, ориентирован­ных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания работы, направленного на коррек­цию отклонений в развитии. Кроме того, в ходе всего учебно-вос­питательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной сто­роны речи. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноцен­ное ее воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к 4—-4,5 годам. В старшем дошколь­ном возрасте особое внимание уделяется формированию читатель­ской деятельности по оригинальной методике, предложенной Б. Д. Корсунской, при этом широко используются ее книги для дошкольников «Читаю сам» (I—III выпуски).

Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворе­ние их особых образовательных потребностей, как специфичес­ких, так и общих.

Комплектование групп осуществляется медико-психолого-пе­дагогическими комиссиями с учетом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, если комплектуется несколько одновозрастных групп детей с нарушенным слухом, а также с учетом на­личия дополнительных отклонений в развитии (нарушения интел­лекта, опорно-двигательного аппарата, зрения и т. п.). Для детей с дополнительными отклонениями могут открываться специальные группы (такие группы уже долгие годы работают в Москве).

return false">ссылка скрыта

Большинство специальных дошкольных учреждений является учреждениями интернатного типа (с недельным или даже с кругло­годичным пребыванием ребенка), что связано с относительно не-

 

 

большим количеством детей со стойкими нарушениями слуха и с географическими и экономическими особенностями нашей страны. Однако и в этих условиях ведется целенаправленная работа с семь­ей: родители получают конкретные задания на выходные дни, на каникулы, систематически проводятся родительские собрания, кон­ференции, родители приглашаются на открытые занятия педагогов и воспитателей, могут посетить любое занятие той группы, в кото­рой находится их ребенок. Работая с ребенком, родители основное внимание уделяют не закреплению того материала, который отраба­тывался педагогом и воспитателями, а социально-бытовой ориен­тировке ребенка, знакомству с тем, что окружает его в семье, около дома, с жизнью детей и взрослых. Это крайне важно, так как в про­тивном случае ребенок знакомится лишь с жизнью специального, в известной мере закрытого учреждения и не сможет реализовать свою социальную роль в семье, в ближайшем детском окружении, и, следовательно, будут занижены возможности его социализации.

При всем положительном, что несет с собой для общего разви­тия ребенка его воспитание в специальном дошкольном учрежде­нии (группе), следует выделить и негативные последствия этого:

отрыв от семьи, так как большинство специальных дошколь­ных учреждений и групп являются круглосуточными или кругло­годичными;

постоянное нахождение среди плохо говорящих детей;

невозможность комплектования группы детьми, примерно с рав­ным слухо-речевым уровнем развития (проигрывают слабослыша­щие дети со средней и легкой тугоухостью, попадающие в неадек­ватную для них речевую среду — в группы еще не говорящих детей)»

Воспитание и обучение в условиях семьипод руководством специалиста

Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррек-ционная работа ведется главным образом родителями под руко­водством учителя-дефектолога. Дети, воспитывающиеся дома, мо­гут получать коррекционную помощь:

в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по мес­ту жительства;

в стационарах при лоротделениях крупных больниц по месту жительства;

в группах кратковременного пребывания при специальных дош­кольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах педвузов.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по

 

вопросам воспитания и обучения детей с отклонениями в разви­тии, в том числе и детей с нарушениями слуха, в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть в соответ­ствии с рекомендациями Министерства образования РФ («Об орга­низации в дошкольных образовательных учреждениях групп крат­ковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32—16) организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсиру­ющего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которого входят компенсирую­щие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших. Группа являет­ся структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Основным контингентом сурдологических кабинетов, стацио­наров, групп кратковременного пребывания являются:

• дети младенческого и раннего возраста (до 2 — 3 лет),

• дети с незначительным снижением слуха, как правило, вос­питывающиеся в общеобразовательных дошкольных учреждениях,

• оглохшие дошкольники, до потери слуха нормально слышав­шие и говорившие и сохранившие речь,

• дети с нарушенным слухом, имеющие комплексные отклоне­ния в развитии; эти дети в силу тяжести своего состояния не могут посещать специальный детский сад (группу), но остро нуждаются в коррекционной помощи,

• дети, которым противопоказано по состоянию здоровья по­сещение детского сада,

• дети, которым в связи с высоким уровнем их психофизичес­кого и речевого развития рекомендовано посещение общеобразо­вательных дошкольных учреждений (интегрированное обучение),

• дошкольники, родители которых хотят обучать их дома.

В сурдологических кабинетах, стационарах, группах кратковре­менного пребывания проводятся:

коррекционные занятия с детьми,

обучение родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи,

оказание родителям психотерапевтической помощи.

Основным содержанием работы в этих учреждениях является развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется обуче­нию грамоте и формированию читательской деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в сурдологических кабинетах, лорстационарах, группах кратковременного пребыва­ния, прежде всего, ориентирована на удовлетворение специфи-

 

 

ческих образовательных потребностей ребенка с нарушенным слу­хом. В связи с этим крайне важно, чтобы учитель-дефектолог по­стоянно давал родителям конкретные задания по всем разделам работы с неслышащими дошкольниками в условиях семьи.

Занятия в сурдологических кабинетах и группах кратковремен­ного пребывания проводятся при обязательном присутствии роди­телей. Частота занятий зависит от того, как близко от учреждения живет семья, и от типа самого учреждения. Так, в сурдологическом кабинете в соответствии с инструктивно-методическим письмом [14] с ребенком, не обучающимся в специальном учреждении (груп­пе), проводятся занятия из расчета 1 час в неделю. Если же семья живет далеко от сурдологического кабинета, то родители могут привозить ребенка на 1 — 2 недели 1 — 2 раза в год и посещать заня­тия ежедневно. В лорстационаре, как правило, организуются ежед­невные занятия в течение всего срока обследования и лечения. Группу кратковременного пребывания ребенок обычно посещает 2—3 раза в неделю (или чаще, например ежедневно, или реже — 1 раз в две недели). Кроме того, с детьми, обучающимися в группе кратковременного пребывания, могут организовываться также музыкальные и физкультурные занятия, индивидуальные или в малой группе — 2—3 человека; с ними также работает психолог.

Педагог группы кратковременного пребывания, в отличие от учителя-дефектолога сурдологического кабинета или стационара, 2—3 раза в год посещает детей дома (ребенка первого года жизни —-ежемесячно, так как коррекционная работа с ним организуется только в условиях семьи1), а также бывает в общеобразовательных учреждениях, где воспитываются неслышащие дети, с которыми он проводит коррекционные занятия. В ходе этих посещений педа­гог помогает рационально организовать их воспитание и обучение дома и в массовом дошкольном учреждении.

В целом группы кратковременного пребывания имеют большие возможности в организации коррекционной помощи, чем сурдологические кабинеты и тем более стационары.

В работе с детьми дошкольного возраста учитель-дефектолог сурдологического кабинета, лорстационара или группы кратковре­менного пребывания опирается на содержание и методику работы, изложенные в литературе, ориентированной на специальные дош­кольные учреждения, а также на различные авторские коррекци­онные программы и программы для слышащих дошкольников.

Позитивным в организации обучения в сурдологических кабине-тах3 стационарах и группах кратковременного пребывания является:

возможность оказания коррекционной помощи детям младен­ческого и раннего возраста,

 

предоставление родителям возможности воспитывать ребенка дома,

возможность максимальной индивидуализации воспитания и обучения,

пребывание ребенка в нормальной речевой среде.

Родитель детей, посещающих занятия в сурдологических каби­нетах и группах кратковременного пребывания, должны понимать, что именно на них лежит основная ответственность за уровень пси­хомоторного и слухоречевого развития.

К негативным последствиям обучения в условиях данных орга­низационных форм можно отнести следующее:

отсутствие ежедневных занятий со специалистом,

отсутствие целенаправленных систематических занятий по об­щему и физическому развитию ребенка,

отсутствие детского коллектива (в основном проводятся инди­видуальные занятия),

ориентация родителей на продвижение именно своего ребенка, а не группы детей того же возраста и с таким же состоянием слуха.

К сожалению, до настоящего времени неразработанными оста­ются содержание и методы работы с детьми, имеющими сложную структуру нарушений, а также отсутствует программно-методи­ческое обеспечение коррекционной работы с неслышащими деть­ми с учетом особенностей ее организации в учреждениях здраво­охранения ж в группах кратковременного пребывания (имеются лишь отдельные публикации).

В настоящее время создается множество медико-психолого-педа­гогических, психолого-педагогических и социальных центров, центров диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции разной ведомственной принадлежности. Они работают и как государственные, и как негосударственные учреждения и обычно создаются для оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии. Попадают в эти центры и дети с нарушенным слухом, но, как правило, они в них не полу­чают специализированной помощи. Исключение составляют лишь те центры, которые ориентированы на работу с глухими и слабо­слышащими детьми, например Центр раннего вмешательства в С.-Петербурге, центры при обществах глухих, создающиеся в ос­новном родителями,

В последние годы с целью организации медицинской и психо­лого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в раз­личных регионах России были открыты центры реабилитации слу­ха и речи. В центрах проводится диагностика нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывается ме­дицинская помощь, организуется индивидуальное слухопротези­рование детей. В структуре данных учреждений, как правило, су-

 

ществует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах реабилитации слуха и речи используется верботональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).