ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА ДЕТЕЙ

Чем раньше будет начато воспитание и обучение ребенка с на­рушенным слухом, тем более высоких результатов можно достиг­нуть в общем и речевом его развитии, в сближении его с уровнем, характерным для детей с нормальным слухом.

В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от

 

 

23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожден­ных и детей 1-го года жизни» и Указание Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденное™ и их реабилитации». В соответствии с этими документами предложе­на государственная система раннего выявления детей с подозре­нием на снижение слуха, которая предусматривает:

• в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; при этом отмечается наличие у новорож­денного фактора (факторов) риска из тех, что перечислены выше
(см. с. 94),

• в детских поликлиниках по месту жительства — обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрининг-методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ) — специального портативного аудиометра; в случаях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соответствуют возрастной норме, то это дает основание подозревать у ребенка снижение слуха, в связи с чем он направляется в специа­лизированное медицинское учреждение — сурдологический каби­нет (центр, отделение),

• в сурдологических кабинетах — проведение комплексного ме­дико-педагогического обследования с целью установления диаг­ноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи (в стране около 120 сурдокабинетов, которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во многих крупных городах).

Каждый ребенок с подозрением на снижение слуха нуждается в своевременном комплексном медико-педагогическом обследо­вании слуха.

Медицинское обследованиепредполагает отиатрический осмотр (осмотр врачом-отоларингологом) и аудиологическое исследование. Если отиатрический осмотр, как правило, не вызывает каких-либо затруднений, то аудиологическое исследование детей, особенно первых трех лет жизни, в силу их возрастных особенностей сопря­жено с определенными трудностями. Однако существуют специаль­ные методики исследования слуха, которые позволяют установить факт его снижения и оценить уровень и характер его нарушения у детей, начиная с периода новорожденное™. К ним относятся:

регистрация вызванной отоакустической эмиссии, позволяю­щей зафиксировать даже незначительное — на уровне 10—15 дБ — снижение слуха;

регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки — порог дискомфорта; эти данные крайне важ­ны при слухопротезировании;

 

тимпанометрия, позволяющая оценить состояние среднего уха, что дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивная, смешанная, сенсоневральная;

регистрация слуховых вызванных потенциалов -— объективная аудиометрия, в результате которой определяются пороги сниже­ния слуха (слуховой чувствительности).

Эти методы исследования слуха называются объективными и не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и уровня его общего и речевого развития. Однако они требуют использова­ния специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожале­нию, не всегда оборудованы сурдологические кабинеты. Поэтому при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства его направляют в крупные сурдологические центры, например, Мос­квы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.

С 2—3 лет, по мере выработки у ребенка условной двигательной реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игро­вое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование дошколь­ника широко используемым методом игровой пороговой тональ­ной аудиометрии по условнорефлекторной методике. Этот метод относится уже к субъективным методам, так как основан на дея­тельности самого ребенка.

Педагогическое обследованиеслуха предполагает:

• регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низ­
ко-, средне- и высокочастотных игрушек и речи (произносится
имя ребенка, слоги типа папаш, пупупу, сисиси), при этом:

в первые 1,5 года регистрируются реакции на уровне безус­ловно-ориентировочного рефлекса: вздрагивание, торможе­ние движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника звука и т. п.,

с 1,5 лет у неговорящих детей регистрируется условная дви­гательная реакция: в ответ на звук ребейок выполняет опре­деленное игровое действие;

• у говорящих детей выявление возможности воспринимать на
слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом

звукоподражания (типа у_ \ ква-ква-ква, пи-пи-пи), лепетные слова

(типа ляля, утя, бобо), полные слова и фразы2.

Все педагогические методы исследования слуха детей относят­ся к субъективным, так как основаны на непроизвольных или про­извольных реакциях самого ребенка.


 

 

Данные объективного и субъективного исследований сопостав­ляются между собой, и в том случае, если они согласуются, мож­но быть уверенным, что состояние слуха ребенка оценено верно.

Педагогическое обследование слуха проводит учитель-дефектолог (сурдопедагог) сурдологического кабинета. Он же обследу­ет и уровень общего и речевого развития ребенка. Кроме того, в функции учителя-дефектолога сурдологического кабинета входит подготовка ребенка (старше 1,5 лет) к игровой пороговой то­нальной аудиометрии, уточнение режима работы индивидуаль­ных слуховых аппаратов, рекомендованных врачом-сурдологом и разработка индивидуальной программы коррекционной помощи ребенку (совместно с психологом, работающим в сурдологическом кабинете). Педагог знакомит родителей с особенностями раз­вития детей с нарушенным слухом и обучает их общению с ре­бенком, приемам и методам его воспитания и обучения в усло­виях семьи. Он также проводит диагностические занятия с детьми, не посещающими специальные учреждения, участвует в работе ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения для глухих, для слабослышащих и позднооглохших.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМС НАРУШЕНИЯМИСЛУХА

Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слу­хом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор-отделениях крупных больниц) и образования (дошкольные обра­зовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для слабо­слышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты существуют отдельные учреждения для детей со сложной (комбинированной) структурой нарушения в развитии, например, специализированное учреждение для еле-глухих в Сергиевом Посаде (Московская обл.). При отдельных научных центрах медицинских (например, в С.-Петербурге) и пе­дагогических (например, в Москве) и при некоторых дефектоло­гических факультетах пединститутов (например, в С.-Петербурге) функционируют экспериментальные и консультативные группы. В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратко­временного пребывания, а также создаются разнообразные центры (медико-психолого-педагогические, психолого-педагогичесюяе и социальные, центры диагностики и консультирования, психоло-

 

го-медико-педагогической реабилитации и коррекции и т. п.), в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в

том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям.