Кто такие древнерусские «книжники»?
а) торговцы книгами;
б) первые книгопечатники;
в) богословы и вообще ученые люди.
( в )
347. Два фактора: разделение христианства на православие и католицизм, а также политическое размежевание светской (великокняжеской) и духовной власти – сыграли решающую роль:
а) в усилении влияния мистических умонастроений на духовную сферу Руси;
б) в развитии наук, ремесел и торговли.
( а )
348. Исихазм это:
а) религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека;
б) политика, основанная на культе силы и пренебрежении моральными нормами;
в) учение о «фаворском свете», просиявшим афонским аскетам в награду за отшельническую жизнь.
( а, в )
349. С точки зрения исихаста Паламы, знанию противостоит:
а) мрак невежества;
б) инстинкт;
в) мудрость, «свет Фаворский».
( в )
350. Нестяжатели это:
а) сторонники религиозного течения ХV века, направленного против обмирщения церкви и забвения ее роли как духовного пастыря;
б) приверженцы такого образа жизни, при котором материальные блага добываются только собственным трудом.
( а )
351. «Первомыслие; проявление интереса к предмету; принятие интереса в качестве цели; пленение; порабощение» - так Нил Сорский сформулировал стадии процесса:
а) познания;
б) социального порабощения;
в) становления страсти.
( в )
352. Автором идеи «Москва- третий Рим» был:
а) Сергий Радонежский;
б) Филофей;
в) Варлаам.
( б )
353. Противников нестяжателей именовали:
а) «старцами»;
б) «иосифлянами»;
в) « книжниками».
( б )
354. Варианты теодицеи в богословии Руси были представлены в сочинениях:
а) Иосифа Волоцкого;
б) Нила Сорского;
в) Максима Грека.
( а )
Какие три вида законов существуют, с точки зрения Федора Карпова?
а) естественные;
б) законы Фортуны;
в) законы Моисея;
г) «закон Христов»;
д) закон сильного.
( а, в, г )
Как назывался назидательно-биографический жанр, в котором представлен человек-подвижник, проникнувшийся евангельскими заповедями, живущий не как хочет, а как должно, и достигший в итоге благодати?
а) Евангелие;
б) агиография;
в) сказание.
( б )
357. Высшая способность души, посредством которой, с религиозной точки зрения, человек входит в общение с Богом:
а) интуиция;
б) разум;
в) дух;
г) молитва.
( в )
358. Животное начало в человеке; по В.Соловьеву, «бытие, не владеющее собой»:
а) жажда жизни;
б) плоть.
( б )
359. Нравственное начало в человеке, идущее от Бога; то, что выше естественного начала и даже служит средством его совершенствования:
а) совесть;
б) благодать;
в) разумность.
( б )
Можно ли в целом охарактеризовать философскую мысль Руси ХI-ХVI веков как философию со сложившейся собственной метафизикой?
а) безусловно, да;
б) нет.
( б )