Кто такие древнерусские «книжники»?

а) торговцы книгами;

б) первые книгопечатники;

в) богословы и вообще ученые люди.

( в )

347. Два фактора: разделение христианства на православие и католицизм, а также политическое размежевание светской (великокняжеской) и духовной власти – сыграли решающую роль:

а) в усилении влияния мистических умонастроений на духовную сферу Руси;

б) в развитии наук, ремесел и торговли.

( а )

348. Исихазм это:

а) религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека;

б) политика, основанная на культе силы и пренебрежении моральными нормами;

в) учение о «фаворском свете», просиявшим афонским аскетам в награду за отшельническую жизнь.

( а, в )

349. С точки зрения исихаста Паламы, знанию противостоит:

а) мрак невежества;

б) инстинкт;

в) мудрость, «свет Фаворский».

 

( в )

350. Нестяжатели это:

а) сторонники религиозного течения ХV века, направленного против обмирщения церкви и забвения ее роли как духовного пастыря;

б) приверженцы такого образа жизни, при котором материальные блага добываются только собственным трудом.

( а )

351. «Первомыслие; проявление интереса к предмету; принятие интереса в качестве цели; пленение; порабощение» - так Нил Сорский сформулировал стадии процесса:

а) познания;

б) социального порабощения;

в) становления страсти.

( в )

352. Автором идеи «Москва- третий Рим» был:

а) Сергий Радонежский;

б) Филофей;

в) Варлаам.

( б )

353. Противников нестяжателей именовали:

а) «старцами»;

б) «иосифлянами»;

в) « книжниками».

( б )

354. Варианты теодицеи в богословии Руси были представлены в сочинениях:

а) Иосифа Волоцкого;

б) Нила Сорского;

в) Максима Грека.

( а )

Какие три вида законов существуют, с точки зрения Федора Карпова?

а) естественные;

б) законы Фортуны;

в) законы Моисея;

г) «закон Христов»;

д) закон сильного.

( а, в, г )

Как назывался назидательно-биографический жанр, в котором представлен человек-подвижник, проникнувшийся евангельскими заповедями, живущий не как хочет, а как должно, и достигший в итоге благодати?

а) Евангелие;

б) агиография;

в) сказание.

( б )

357. Высшая способность души, посредством которой, с религиозной точки зрения, человек входит в общение с Богом:

а) интуиция;

б) разум;

в) дух;

г) молитва.

( в )

358. Животное начало в человеке; по В.Соловьеву, «бытие, не владеющее собой»:

а) жажда жизни;

б) плоть.

( б )

359. Нравственное начало в человеке, идущее от Бога; то, что выше естественного начала и даже служит средством его совершенствования:

а) совесть;

б) благодать;

в) разумность.

( б )

Можно ли в целом охарактеризовать философскую мысль Руси ХI-ХVI веков как философию со сложившейся собственной метафизикой?

а) безусловно, да;

б) нет.

( б )