По теории физической культуры и спорта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физического воспитания

В.А.Богданова

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

по теории физической культуры и спорта

Издательство «Вектор Бук»

Тюмень

 

 

В.А.Богданнова Словарь специальных терминов по теории физической культуры и спорта – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005. – 136 с

 

Адаптация- (лат аdарtаtio - приспособление) - процесс приспособ­ления организма к меняющимся условиям среды; как международный тер­мин означает приспособление организма к общеприродным, производст­венным и социальным условиям [56].

Адаптация- приспособление органов чувств к особенностям дейст­вующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохра­нения рецепторов от излишней перегрузки [36].

Адаптация- приспособляемость организма человека к меняющимся условиям существования или нагрузок [3].

Адаптация- процесс приспособления (привыкания) организма, его функциональных систем, органов и тканей к меняющимся условиям внеш­ней среды, направленный к сохранению относительного постоянства внут­ренней среды организма — гомеостаза [27].

Адаптация- с биологической точки зрения представляет собой про­цесс внутренних (гомеостазис) и внешних быстрых и медленных реакций организма на изменение условий среды обитания. Возможность достиже­ния спортивных результатов определенным человеком, его адаптация к высоким физическим нагрузкам, обусловлены его наследственностью, со­стоянием здоровья и достижением психических форм отражения, возрас­том и степенью оптимальной тренированности. Важнейшей формой и ме­ханизмом социализации личности является социальная адаптация — спо­собность человека приспосабливаться к новым условиям социальной сре­ды, к ее быстрым изменениям (новые условия жизни, учебной деятельно­сти, общения и т.п.) [48].

Акробатика- система физических упражнений, связанных с выпол­нением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохра­нением равновесия (балансирование) одним, вдвоем или группами [53].

Активность— понятие, указывающее на способность живых су­ществ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов - раздражителей [36].

Активность- это мера или величина проявляемой человеком дея­тельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного ус­воения знаний, умений и навыков [58].

Активность учащихся на уроке физкультуры -познавательная и двигательная их активность, связанная с выполнением различных учебных заданий. Отношение времени, занятого полезной

(познавательной и двига­тельной) активностью, к общему времени урока характеризует его общую плотность, а отношение времени, занятого полезной двигательной актив­ностью, к общему времени урока — его моторную плотность. На актив­ность учащихся, на уроках физической культуры оказывает влияние и би ологический фактор: степень выраженности потребности в движении. Вы­сокий ее уровень и высокая двигательная активность наблюдается у уча­щихся с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Учащиеся с противоположным типологическим комплексом - слабой нервной системой и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу - характеризуются низкой двигательной активно­стью (Е. П. Ильин). Сочетание названных факторов определяет сущест­венные индивидуальные различия в двигательной и общей активности учащихся на уроках физкультуры [46].

Активные методы обучения- методы, при которых обучающийся ставится в положение активного участника добывания новых знаний в противоположность пассивному восприятию готовых знаний из уст препо­давателя. Обучение, основанное на активных методах, в наибольшей сте­пени соответствует критериям развивающего обучения и способствует как собственно интеллектуальному развитию обучаемых, так и более широко -раскрытию их психических возможностей, формированию психологиче­ских свойств личности. Активные методы обучения к ним относятся: ана­лиз конкретных ситуаций, групповая дискуссия, метод погружения, мозго­вая атака, различные виды деловых игр и др. [46].

Актуализация(филос.) - это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности [28].

Актуальный- это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности [28].

Акцептор результатов действия- психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Акцептор результатов действия представляет собой «информационный эк­вивалент», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обуслав­ливающий организацию двигательной активности организма в поведенче­ском

акте и осуществляющий сличение результата с его «опережающим отражением». В случае их совпадения осуществленный результат не по­вторяется, и организм может переходить к другому целенаправленному ак­ту поведения; в случае частичного несовпадения вводятся поправки в про­грамму действия; в случае же полного несовпадения развивается ориенти­ровочно-исследовательское поведение [46].

Алгоритм- точное предписание о выполнении в определенном по­рядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данно­го типа [57].

Амплитуда- размах колебания, наибольшее отклонение от нулевого значения величины (тело спортсмена, часть его тела, спортивный снаряд), совершающей колебания по определенному закону [3].

Амплитуда движений- размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу или всего тела по отношению к спортивному сна­ряду [53].

Анализ- логический прием познания, представляющий собою мыс­ленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявле­ния существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств [29].

Анализ- мысленное расчленение целого на составные части, ком­поненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений [45].

Анаэробная производительность— способность человека работать в условиях недостатка кислорода. Анаэробную производительность можно измерить, определяя величину максимально возможного кислородного долга, который у людей, не занимающихся спортом, не превышает 2-7л; у высококвалифицированных спортсменов он может достигать 20-22 л [34].

Анкетирование- разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов [14].

Анкетирование- это метод, в основе которого лежит получение письменных ответов на поставленные вопросы. От содержания анкеты, формы задаваемых вопросов, количества заполненных анкет", умелого под­бора респондентов во многом зависит достоверность результатов исследо­вания [48].

return false">ссылка скрыта

Анкетирование- это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандар­тизированных ответов анкеты [30].

Анкетирование личное - предусматривает непосредственный кон­такт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его при­сутствии [30].

Анкетирование сплошное - предусматривает опрос всей генераль­ной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опра­шивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным [30].

Антропометрия- система измерений и исследований в антрополо­гии линейных размеров и др. физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и т.п.) [53].

Аттракция(от лат. аttractic - притяжение) - способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым [48].

Аутогенная тренировка— комплекс специальных упражнений, ос­нованных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением [36].

Аутогенная тренировка (в спорте) - система сознательно приме­няемых спортсменами психологических приемов, которые помогают изме-

 

 

Б

Базисный учебный план— основной государственный норматив­ный документ, содержащий перечень изучаемых в образовательном учре­ждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минималь­ное недельное количество часов на каждый учебный предмет [49].

Безотметочное обучение- обучение, предполагающее оценку дея­тельности учащихся без выставления отметок (баллов) [13].

Беседа- вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися [58].

Беседа- исследовательский метод, позволяющий познать особенно­сти личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и пред­варительно продуманные вопросы [14].

Блицтурнир- спортивное соревнование, проводимое в укороченное (по сравнению с обычным) время [3].

Боевая готовность спортсмена- активное психическое состояние, демонстрирующее решительность и умение спортсмена вступить в сорев­нование, в том числе при наличии сбивающих факторов (сильная конку­ренция соперников, трудные погодные и соревновательные условия и др.). Боевая готовность спортсмена приобретается в процессе тренировки и ос­новывается на умении спортсмена мобилизовать свои функциональные возможности для достижения желаемого результата [46].

Быстрота- способность совершать движения с определенной ско­ростью, обусловленная способностью мышц преодолеть сопротивление с большим ускорением, и определяется скоростью движения [3].

Быстрота- способность экстренно реагировать в ситуациях, тре­бующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспе­чивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредст­венно зависят скоростные характеристики движений. Простая двига­тельная реакция - характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить напа­дающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т.п.). Сложная двигательная реакция реакция выбора (способность в ходе реагирова­ния срочно выбрать из ряда возможных

 

 

ответных действий одно адекват­ное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект (реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например, мяч, шай­бу, спортивное оружие и т.п.) [32].

Быстрота- это свойства человека, обеспечивающие ему возмож­ность совершать движения (двигательные действия) за минимальное ко­роткое время. Быстрота проявляется в скорости двигательной реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве. Существует два вида двигательной реакции: простая и сложная. Простая двигатель­ная реакция представляет собой ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный), например старт в беге на выстрел или команду. Сложная двигательная реакция де­лится на два вида: 1) реакция на движущийся объект (например, на полет мяча); 2) реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из не­скольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия (спортивные игры, единоборства и т. д.) [27].

 

Быстрота- комплекс морфофункциональных свойств человека, не­посредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции [53].

Быстрота движений— быстрота, проявляющаяся в частоте движе­ний, измеряется числом движений в единицу времени [53].

Быстрота простой реакции- скоростная характеристика спортсме­на, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия зара­нее известного раздражителя (сигнала) до начала определенного ответного движения или действия спортсмена [53].

Быстрота сложной реакции— скоростная характеристика спорт­смена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия одного из ряда заранее известных раздражителей (сигналов) до начала оп­ределенного ответного движения или действия спортсмена [53].

 

В

 

Вариативное содержание образования- содержание образования, учитывающее национальные, региональные, местные, социокультурные особенности, а также интересы и потребности учеников в соответствии с их склонностями и способностями [40].

Возраст биологический - определяется степенью физической (сома­тической) и, прежде всего, половой зрелости человека. Он в значительной мере отражает физические возможности человека, поэтому учитывается при отборе в некоторые виды спорта. Несовпадение возраста биологиче­ского и паспортного наиболее ярко проявляется в подростковый период, где индивидуальные различия в сроках полового созревания могут дости­гать 3-4 лет. Учитывая, что школьные классы и спортивные команды обычно комплектуются по паспортному возрасту детей, различия их в биологическом возрасте обуславливают ряд дополнительных трудностей в работе учителя физкультуры, тренера, т.е. требуют как минимум диффе­ренцированного подхода (в дозировке нагрузки, критериях оценки дости­жений и т.д.) к акселератам, ретардантам, «биологическим ровесникам» паспортного возраста [46].

Возраст спортивный- хронологический (паспортный) возраст спортсмена, взятый в связи с принятой в спорте возрастной структурой спортивных соревнований. В нашей стране функционирует

 

следующая система соревнований по возрастным группам: 1 группа - мальчики и де­вочки 7-8, 9-10, 11-12, 13-14 лет; 2 группа-юноши и девушки 15-16 и 17-18 лет; 3 группа- молодежь (юниоры) 19-21 и 22-24

 

 

Воспитание- крайне сложный процесс, фактически это вся сово­купность организационной и целенаправленной деятельности учителей, родителей и общественности по формированию человека с учетом его ин­дивидуальных качеств, социального заказа общества и конкретных обстоя­тельств [44].

Воспитание- процесс воздействий педагога, коллектива, общест­венных организаций, средств массовой информации, многих внешних ус­ловий, направленных на сознание и психику спортсмена, с целью форми­рования его личности и характера, высоких идейных убеждений и нравст­венных качеств, способности к проявлению мужества и трудолюбия, воли и стремления к победе [35].

Воспитание— процесс передачи старшими поколениями обществен­но-исторического опыта новым поколениям, с целью подготовки их к жиз­ни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общест­ва [46].

Воспитание- целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности [13]


лет (в боксе, борьбе, гребле, фехтовании и др.);

группа — взрослые спортсмены [46].

 

 

Воспитание— это специально организованная деятельность учителя по формированию основ самоорганизации личности его учеников как базы для становления социально-профессиональных качеств (трудолюбия, пат­риотизма, творчества, справедливости, порядочности и т.д.) [28].

Воспитание- это специально организованная деятельность учителя по развитию основ самоорганизации и личностно окрашенного, ценност­ного отношения его учеников к трудолюбию, патриотизму, творчеству, справедливости, порядочности и т.д. [28].

Воспитание (как педагогическое явление) - 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной куль­туры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педаго­гический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных

учреждениях специально подготовленными специалиста­ми; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательно­го взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является па­ритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) измене­ния, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитан­нику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, остав­ляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат це­ленаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, ка­честв, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой пози­ции ребенок - объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и при­родной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стиму­лирования его саморазвития и самостоятельности [19].

Воспитание нравственное целенаправленная и планомерная дея­тельность людей, способствующая формированию убеждений, черт харак­тера, норм и правил поведения, определяющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу [48].

Воспитание умственное - предполагает целенаправленную и пла­номерную деятельность людей, способствующую развитию у них интел­лектуальных способностей, их вооруженность системой знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Умственному воспитанию человека придается большое значение, так как оно обеспечивает возможность дос­тижения высоких результатов при овладении профессиями [48].

Воспитание физическое - педагогический процесс формирования личности средствами физической культуры и спорта, с учетом закономерностей физического развития и функционирования организма человека, в различные возрастные периоды[46]

Воспитание физическое процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность лю­дей [48].

Воспитание физическое - система совершенствования человека, на­правленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физи­ческом самосовершенствовании [19].

Воспитание эстетическое - целенаправленная и планомерная дея­тельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе [48].

Воспитательная система- комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами .воспи­тания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспи­тательной системы и развитие этой системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом [49].

Воспитательный процесс- это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств лич­ности (потребности, характер, способности и «Я-концепция») в интересах

соответствующих воспитательным целям и задачам [58].

Врачебный контроль- система медицинского наблюдения за зани­мающимися физкультурой и спортом, включающая в себя медицинский отбор и постоянное систематическое врачебное наблюдение с целью опре­деления как положительного, так и отрицательного влияния этих занятий на организм, внесения соответствующих коррективов. В содержание вра­чебного контроля входит определение состояния здоровья, физического развития и уровня функционального состояния с целью определения воз­можности занятий тем или иным видом спорта, изучения влияния физиче­ских нагрузок на организм и внесения необходимых коррекций в построе­ние тренировочного процесса, совершенствования и разработки методов функционального исследования, диагностики, лечения и предупреждения возможных отрицательных влияний физических нагрузок при нерацио­нальном их применении, а также оказания помощи тренеру в организации индивидуальных тренировок [46].

Выносливость— способность к длительному выполнению заданной статической и динамической работы. При мышечной работе выносливость характеризуется удлинением времени сохранения человеком работоспо­собности и повышенной сопротивляемостью организма утомлению [34].



Выносливость- способность противостоять утомлению, поддержи­вать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, вы­полнять нужный объем работы за меньшее время [53].

Выносливость- способность человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению [32].

Выносливость- это сопротивляемость утомлению при спортивной двигательной деятельности, т.е. способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке [3].

Выносливость- это способность противостоять физическому утом­лению в процессе мышечной деятельности, например, длительно бежать без снижения скорости бега [27].

Выносливость- способность поддерживать заданную, необходи­мую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения рабо­ты [16].

Выносливость- двигательное качество, отражающее возможность спортсмена длительное время выполнять работу на заданном уровне ин­тенсивности и качества [46].

Выносливость анаэробная - компонент специальной выносливости, способность выполнять работу преимущественно за счет анаэробных ис­точников энергообеспечения (в условиях недостатка кислорода) [53].

Выносливость аэробная компонент общей и специальной вынос­ливости, способность выполнять работу за счет аэробных источников энергообеспечения (за счет использования кислорода) [53].

Выносливость координационная - проявляется в основном в двига­тельной деятельности, характеризующейся многообразием сложных тех­нико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.) [58].

Выносливость общая совокупность функциональных свойств ор­ганизма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливо­сти в различных видах деятельности [32].

Выносливость общая - способность длительно проявлять мышеч­ные усилия сравнительно невысокой интенсивности [6].

Выносливость общая - способность человека совершать динамиче­скую работу в течение длительного времени [34].

Выносливость общая - это способность организма противостоять утомлению при продолжительной физической нагрузке сравнительно не­высокой интенсивности. Общая выносливость служит основой для разви­тия специальной выносливости [23].

Выносливость общая - это способность человека к продолжитель­ной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плава­ние, гребля) [27].

 

Выносливость общая - совокупность функциональных возможно­стей организма, определяющих его способность к продолжительному вы­полнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности [16].

Выносливость общая - способность выполнять продолжительную работу с невысокой интенсивностью за счет аэробных источников энерго­обеспечения [53].

Выносливость сенсорная - способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессио­нальных действий в условиях физической перегрузки или утомления сен­сорных систем организма [16].

Выносливость силовая - представляет собой способность противо­стоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами сило­вых напряжений [32].

Выносливость силовая способность сохранять работоспособность при динамической работе со значительными нагрузками [34].

Выносливость силовая разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному выполнению упражнений, требующих значительного проявления силы [53].

Выносливость скоростная - способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром или максимально быстром передвиже­нии на короткие дистанции [34].

Выносливость скоростная это выносливость, проявляемая в дея­тельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т.д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена [32].

Выносливость скоростная - разновидность специальной выносли­вости, способность к продолжительному выполнению скоростных упраж­нений [53].

Выносливость скоростная - способность к поддержанию предель­ной и околопредельной быстроты движений в течение определенного вре­мени без снижения эффективности профессиональных действий [16].

Выносливость специальная - это способность переносить длитель­ные нагрузки, связанные со специфическими видами деятельности. Особое значение при этом имеет возможность продолжать работу при возникно­вении утомления благодаря волевым усилиям (способность терпеть). Спе­циальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного ап­парата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей [23].

Выносливость специальная - это способность человека выполнять работу, несмотря на возникающее утомление в определенном виде дея­тельности (например, длительный бег, спортивные игры) [27].

Выносливость специальная - это способность к длительному пере­несению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствова­ния отдельных ее компонентов [16].

Выносливость статическая - способность к длительному непре­рывному поддержанию мышечных усилий [34].

Выносливость статическая способность, связанная с длитель­ным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства [16].

Выносливость статическая - разновидность специальной вынос­ливости, способность к продолжительному поддержанию позы или про­должительным статическим напряжениям [53].

Г

Гандикап - преимущество в условиях при состязаниях; предостав­ляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех

[53].

Гетерогенный класс- класс, в котором учатся дети, имеющие ши­рокий спектр индивидуальных особенностей. Класс формируется по слу­чайным признакам [40].

Гибкость- свойство опорно-двигательного аппарата, большая сте­пень подвижности его звеньев, относительно друг друга, что обуславлива­ется амплитудой движения в суставе, который в свою очередь, зависит от строения сустава, суставной капсулы, связок, силы и эластичности мышц. Дает возможность выполнять движения с широкой амплитудой [53].

Гибкость- свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы
амплитуды движений звеньев тела [32]. '

Гибкость— способность человека выполнять с наибольшей ампли­тудой движения в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата [3].

Гибкость- способность человека к достижению большой амплиту­ды в выполняемом движении [41].

Гибкость- это анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большой ам­плитудой [27].

Гибкость- это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звень­ев тела [16].

Гибкость активная характеризуется величиной амплитуды дви­жений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям [16].

Гибкость активная - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих сустав. Прояв­ляется в активном выполнении движений [3].

Гибкость активная - гибкость, проявляемая в движениях, совер­шаемых благодаря мышечным усилиям человека, выполняющего их [3].

Гибкость активная - проявляется за счет собственных мышечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.) [27].

Гибкость активная способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий [41].


 

Гибкость активная способность выполнять движение с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц [58].

Гибкость динамическая гибкость, проявляемая в упражнениях динамического характера [41].

Гибкость общая - способность выполнять движения с большой ам­плитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях [41].

Гибкость общая - характеризуется высокой подвижностью (ампли­тудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном и др.) [58].

Гибкость общая характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой [16].

Гибкость пассивная - реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил. Пассивная гибкость всегда больше ак­тивной [27].

Гибкость пассивная - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил: тяжести, партнера и т.п. Вели­чина пассивной гибкости выше соответствующих показателей активной гибкости [41].

Гибкость пассивная - способность к достижению наивысшей под­вижности в суставах в результате действия внешних сил (вес собственного тела, снаряда и др.) [3].

Гибкость пассивная - способность выполнять движения под воз­действием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отя­гощения, специальных приспособлений и т.п. [58].

Гибкость пассивная - характеризуется максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т.п.) [16].

Гибкость специальная - способность выполнять движения с боль­шой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенно­стям спортивной специализации [41].

Гибкость специальная - предельная подвижность в отдельных сус­тавах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности [16].

Гибкость специальная - характеризуется амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия [58].

Гибкость статическая - гибкость, проявляемая в упражнениях ста­тического характера [41].

Гимназия- среднее общеобразовательное учебное заведение, обыч­но гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Гимназия дает углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от

его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися [19].

Гимнастика- система специальных физических упражнений и ме­тодических приемов, применяемых для укрепления здоровья и гармониче­ского физического развития организма. Включает различные виды: атле­тическая, военно-прикладная, гигиеническая, лечебная, основная, спортив­но-прикладная, производственная, профессионально-прикладная, спортив­ная, спортивно-прикладная гимнастика [53].

Гимнастика лечебная - система физических упражнений, исполь­зуемых в лечебных и профилактических целях в связи с той или иной па­тологией. Широко применяются специально подобранные и строго дози­рованные комплексы гимнастических упражнений как средство воздейст­вия на определенные органы и системы организма с целью профилактики и лечения различных заболеваний [53].

Гипердинамия- гиперкинезия - двигательная активность, способ­ная привести к нарушению функций организма или отдельных его систем. Чрезмерные нагрузки - это нагрузки, степень которых превышает возмож­ности выполняющего их лица [46].

Гиподинамия- гипокинезия — чрезмерно низкая двигательная ак­тивность, способная привести к нарушениям функций организма или от­дельных его систем и органов [46].

Гипотеза- научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончатель­ного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза прове­ряется на истинность в экспериментальном или эмпирическом научном ис­следовании [38].

Гипотеза- научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного ут­верждения в качестве теоретического положения или его опровержения [14].

Гипотеза- основание, предположение, выдвигаемое с целью объяс­нения причин, свойств и существования явлений действительности [19].

Гипотеза- предположение, требующее научного доказательства, проверки, подтверждения [13].

Гипотеза(от гр. ЬуроШез!» — основание, предположение) - научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обосно­вания, подтверждения. Гипотеза как метод развития научного знания за­ключается в выдвижении предположения, экспериментальной проверке, которая или подтверждает гипотезу и она становится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза [12].

Гипотеза- система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипо-


 

теза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказатель­ства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный ре­зультат [57].

Гипотеза эксперимента- подробная теоретическая модель педаго­гического процесса, взаимодействия, методики, технологии или механизма управления - создается затем в педагогической действительности [43].

Главное звено (или звенья) техники движений- это наиболее важ­ная часть данного способа выполнения двигательной задачи [32].

Государственный образовательный стандарт- 1) основной доку­мент, определяющий образовательный уровень, который должен быть дос­тигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Вклю­чает в себя федеральный и национально - региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образо­вания по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образова­ния. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компонен­ты государственного образовательного стандарта определяют обязатель­ный минимум содержания основных образовательных программ, макси­мальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [19].

Группа контрольная - та группа испытуемых, с которой сравнива­ются результаты, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе с целью вывода о том, подтвердилась ли проверяемая в данном ис­следовании гипотеза [38].

Группа экспериментальная - та группа испытуемых, на которой проводится исследование с целью проверки некоторой гипотезы [38].

Групповая работа на уроке- форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирова­ние разных малых групп, работающих как над ошибками, так и над специ­фическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества [19].

 

Д

Двигательная активность- естественная и специально организо­ванная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие [56].

Двигательная активность- один из важнейших компонентов здо­рового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответст­вующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использова­ние средств физической культуры и спорта [11].

Двигательная активность- это количество движений, выполняе­мых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). Нормой еже­дневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тыс. шагов. В оздоровительных целях школьник должен активно двигаться 14-21 ч в неделю [27].

Двигательная задача- совокупность требований к организации движений, для обеспечения позы или перемещения звеньев тела [46].

Двигательная память- представляет собой запоминание и сохра­нение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двига­тельных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков [36].

Двигательная реакция- это ответ на внезапно появляющийся сиг­нал определенными движениями или действиями [16].

Двигательное действие- поведенческий двигательный акт, созна­тельно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений и поз [41 ].

Двигательное действие— это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определенной целью [27].

Двигательное умение- представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтомати­зированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций [32].

Двигательное умение- приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления и управления движе­ниями [41].

Двигательное умение- сознательное состояние владения техникой двигательного акта, переходящее в навык при использовании тренировоч­ных средств и методов [11].

Двигательное умение— характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами ре­шения двигательной задачи [56].



 

Двигательное умение- это такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движени­ем, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов [58].

Двигательное умение- это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательно­го контроля за действием во всех основных опорных точках, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сби­вающих факторов и малой прочностью запоминания [5].

Двигательно-координационные способности -это способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совер­шенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [58].

Двигательные способности- индивидуальные особенности, опре­деляющие уровень двигательных возможностей человека [31].

Двигательный навык- выполнение двигательного действия авто­матизировано, т.е. при минимальном контроле со стороны сознания за ос­новами спортивной техники [53].

Двигательный навык- индивидуально приобретенный двигатель­ный акт, формирующийся на основе механизма временных связей [34].

Двигательный навык- подсознательный уровень владения техни­кой действия, при котором управление двигательными актами осуществля­ется практически автоматически [11]. |
Двигательный навык
- приобретенная способность к осуществлению двигательного действия, характеризующаяся автоматизированныуправлением движениями и их устойчивой системностью [41].

Двигательный навык- сложнокоординационный двигательный акт. Основу двигательного навыка составляют ранее выработанные двига­тельные умения. В процессе тренировки, двигательное умение преобразу­ется в двигательный навык [46].

Двигательный навык- такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и дей­ствия отличаются высокой надежностью [56].

Двигательный навык- форма реализации двигательных возмож­
ностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения -
[32].

 

 

Двигательный навык- это оптимальная степень владения техни- 1 кой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при мини- I мальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высо­кой прочностью и надежностью исполнения [58].

Двигательный навык- это такой уровень владения действием, ко­торый отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точках (действие выполняется, авто­матизировано), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания [5].

Двигательный навык- это целостное, сознательное, автоматизиро­ванное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом [45].

Детали техники движений- отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального ха­рактера [32].

Детско-юношеская спортивная школа- одна из форм организации детско-юношеского спорта в стране. Обеспечивает начальную и базовую подготовку юных спортсменов для специализации в определенном виде спорта. Как правило, имеет несколько отделений по видам спорта [3].

Деятельность- форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира [49].

Деятельность аналитическая - это анализ результатов педагогиче­ской деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учеб­но-воспитательный процесс [43].

Деятельность коммуникативная - это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми [43].

Деятельность коррекционная - это поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью достижения оптимальных резуль­татов обучения, воспитания и развития учащихся [43].

Деятельность организационная - предусматривает систему дейст­вий учителя и учащихся по выполнению разнообразных видов воспитания и обучения [43].

Деятельность педагогическая профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных усло­вий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основ­ная проблема деятельности педагогической - совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление деятельности педагогической обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической тех­нологией, педагогической техникой. Три модели педагогической деятель­ности: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества [19].



 

Дидактический рассказ- представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить об­щее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко при­меняется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста [58].

Дисквалификация- лишение спортсмена или команды права уча­ствовать в соревнованиях, аннулирование результата спортсмена или ко­манды за серьезные нарушения правил соревнований, этических норм. Лишение по этим же причинам тренера или судьи права выполнять свои обязанности [53].

Диспансеризация- метод систематического врачебного контроля за соблюдением здоровья определенных групп лиц с целью предупреждения и раннего выявления предпатологических состояний и патологических изменений в органах и системах, своевременного лечения и профилактики заболеваний и повреждений [46].

Дифференциация— учет индивидуальных особенностей учащихся ^. той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения [54].

Дифференциация внутренняя ~ дифференциация, реализуемая на уровне класса, предполагающая в разнородном по составу классе выделение временных меняющихся групп учеников по какому-либо основанию}(уровню общих, специальных способностей, интересам и т.д.) [40]. '
Дифференциация внутренняя - понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся ;учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке [51].
Дифференциация обучения— это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактиче­ских условий, учитывающий типологические (индивидуальные) особенно­сти учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обу­чаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбира­ются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и мето­ды обучения [2].

Дифференциация обучения- это способ организации учебного процесса, базирующийся на учете индивидуально-типологических особен­ностей личности и организуемый в форме специального создания различий в процессе обучения и соответственно в получении конкретных результа­тов [10].

Дифференциация селективная - жесткое разделение учащихся на группы (чаще по способностям) и различное обучение их в этих группах [40].

З

Задатки- в буквальном смысле потенциальная возможность стать кем-то. При отсутствии наследственной патологии набор задатков у всех представителей вида в принципе одинаков, однако степень их выраженно­сти, соотношение и качественный состав, зависящие от генотипа, различ­ны у разных индивидов, что и определяет уже к моменту рождения нера-. венство потенциальных возможностей людей. К задаткам относятся врож-^ денные особенности строения и функционирования всех органов и систем человеческого организма и, прежде всего, центральной нервной системы и анализаторов. Под влиянием обучения и воспитания задатки развиваются в способности, и этот процесс идет тем успешнее, чем ярче выражена на­следственная предрасположенность к тому или иному виду деятельности [46].

Задатки- предпосылки к развитию способностей. Могут быть вро­жденными и приобретенными при жизни [36].

Задатки- анатомо-физиологические особенности организма, глав­
ным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками
развития способностей [49]. :

Задатки способностей- врожденные анатомические и психофизио-1
логические особенности человека (строение тела, двигательного аппарата,
нервной системы, мозга, органов чувств и т.п.), которые могут превратить­
ся или не превратиться в способности в зависимости от его воспитания и ',
деятельности [53]. '

Задача- представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Это ' цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. За-; дача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неиз-1 вестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения , поставленной проблемы [14].

Задача (проблема) цель деятельности, данная в определенных ус­ловиях и требующая для своего достижения адекватных этим условиям средств [46].

Задача педагогическая - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых дейст­вий [19].


Задачи воспитательные обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств лич­ности учащегося [58].

Задачи образовательные вооружают учащихся знаниями по физи­ческой культуре, умениями и навыками выполнять физические упражне­ния [58].

Задачи оздоровительные - предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физической подго­товленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм зани­мающихся [58].

Закаливание организма- это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внеш­ней среды [27].

Закрепление двигательного действия- совершенствование двига­тельного действия на уровне двигательного навыка, при котором управле­ние движениями происходит, автоматизировано, с высокой надежностью [53].

Здоровый образ жизни- типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма [56].

Здоровый образ жизни- типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют ре­зервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное вы­полнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций [59].

Здоровый образ жизни- это процесс соблюдения определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих со­хранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональ­ной деятельности [27].

Здоровый стиль жизни- определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, ма­неры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях [56].

Здоровье- нормальное психосоматическое состояние человека, от­ражающее его полное физическое, психическое и социальное благополу­чие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [56].

Здоровье- состояние организма, характеризующееся его уравнове­шенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных



 


Дифференциация элективная - предоставление учащимся права выбора ряда предметов для изучения в дополнение к обязательным учеб­ным предметам [40].

Дифференцированный подход- педагогический метод объедине­ния в учебно-тренировочные группы, с учетом их спортивно важных ка­честв и использование для каждой группы определенных способов трени­ровки, адекватных их типическим особенностям (полу, возрасту, свойств темперамента и нервной системы, уровня тренированности) [46].

Дошкольный возраст- период детства от 3 до 6 лет, основное со­держание которого составляет подготовка детей к школе. Ведущей дея­тельностью в дошкольном возрасте становится игра, которая проходит путь развития от функциональных (с игрушками) и конструктивных («строительство») игр к сюжетно-ролевым играм и играм с правилами (подвижным, дидактическим, играм-соревнованиям) [46].




 

изменений; представляет собой не только биологическую, но и социаль­ную категорию, т.е. здоровье - это состояние полного телесного, душевно­го и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью [19].

Здоровье- состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия [53].

Знания- это факты, сведения, научные теории, законы, понятия, за­крепленные в определенной системе в сознании учащихся, составляющие их личное достояние, которым они могут пользоваться по необходимости [42].

Зона ближайшего развития- одно из основных понятий теории развивающего обучения, введенное Л.С.Выготским. Оно обозначает тот круг теоретических и практических задач, которые ребенок пока не в со­стоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руково­дством взрослого. Зона ближайшего развития характеризует «не сего­дняшний, а завтрашний день» детского развития, «не созревшие, а созре­вающие функции», т.е. те психические новообразования, которые будут у него формироваться в данный возрастной период. То, что лежит в зоне ближайшего развития, в ходе обучения и воспитания переходит на уровень актуального развития, т.е. становится достоянием собственного жизненно­го опыта ребенка [46].

Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) - уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчи­вость к помощи - признак того, что педагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития [13].

И

Игра- деятельность, занятия детей и взрослых, обусловленные пра­вилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. В педагогике может выступать в качестве средства и метода воспитания [48].

Игра- один из видов деятельности, значимость которой заключает­ся не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через вос­произведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [19].

Игры подвижные- вид физической активности, средство физиче­ского воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лаза-нием и другими физическими упражнениями. Проводятся как в помеще­нии, так и на местности по определенным правилам и имеют соревнова­тельный характер [53].

Идеомоторное упражнение- многократное мысленное воспроизве­дение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся операциях, эмоциональная самона­стройка на предстоящее действие [32].

Идея- мысль о содержании и способах преобразования действи­тельности в направлении достижения желаемой цели, идеала [14].

Импровизация- умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки [14].

Индивид(от лат. ниКуМишп - неделимое, особь) - человек как цело­стный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности [49].

Индивид- конкретный человек как отдельный представитель чело­веческой общности, единичное природное и социальное существо, обла­дающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной пси­хофизиологической организацией. Индивид - первая ступень восхождения человека к индивидуальности [9].

Индивид- совокупность природных свойств человека, его биологи­ческая сущность. Если личностью человек становится, то индивидом рож дается. Свойства человека как индивида определяют его темперамент и могут рассматриваться в качестве задатков способностей [46].



 

Индивидуализация- использование частных средств и методов фи­зического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные ус­ловия для развития индивидуальных способностей [32].

Индивидуализация- это деятельность учителя и учащегося по под­держке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте [43].

Индивидуализация обучения- организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать опти­мальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллек­тивной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения [19].

Индивидуализация обучения- такая организация обучения, кото­рая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого [13].

Индивидуализация подготовки спортсменов -психолого-педагогический принцип, в соответствии с которым в учебно-воспитательном процессе учитываются индивидуальные особенности за­нимающихся. Индивидуализация подготовки спортсменов содействует бо­лее полному раскрытию их способностей, адекватной реализации их воз­можностей, более быстрому спортивному обучению и росту спортивных результатов. В практической работе тренеров индивидуализация подготов­ки спортсменов осуществляется, как правило, на основе учета анатомо-морфологических и психологических особеннаботе тренеров индивидуализация подготов­ки спортсменов осуществляется, как правило, на основе учета анатомо-морфологических и психологических особенностей спортсменов, уровня их физической и технической подготовленности [46].

Индивидуализация спортивной техники- процесс приспособле­ния техники упражнений к особенностям телосложения, физическим каче­ствам, психическим свойствам спортсмена с целью наиболее эффективно­го использования их для достижения максимального спортивного резуль­тата [53].

Индивидуальное обучение- форма организации обучения, преду­сматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно [13].

Индивидуальность- уникальное, неповторимое своеобразие лично­сти, совокупность только ей присущих индивидуально-психических осо­бенностей. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, ха­рактера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосыл­кой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрыва­ются в процессе воспитания [19].


Индивидуальность— неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека [57].

Индивидуальность- своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмо­циональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребно­стях и способностях человека [49].

Индивидуальность педагога- совокупность самобытных, неповто­римых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности [13].

Индивидуальность спортсмена- неповторимое своеобразие лич­ности спортсмена, проявляющееся в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и двигательной сферах [53].

Индивидуальные особенности- это устойчивые и существенные особенности направленности личности, ее интересов, характера, умствен­ной и двигательной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других [42].

Индивидуальный контроль(самоконтроль) - это система наблю­дений за состоянием своего здоровья, физического развития, физической работоспособности и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом [24].

Индивидуальный подход- учет индивидуальности спортсмена, т.е. присущих ему индивидуальных особенностей (психологических, морфо-конституциональных) в учебно-тренировочном процессе. Индивидуальный подход в основном используют при тренировке спортсменов высокого