По теории физической культуры и спорта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физической культуры Кафедра теоретических основ физического воспитания
В.А.Богданова
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
по теории физической культуры и спорта
Издательство «Вектор Бук»
Тюмень
В.А.Богданнова Словарь специальных терминов по теории физической культуры и спорта – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005. – 136 с
Адаптация- (лат аdарtаtio - приспособление) - процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям [56].
Адаптация- приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки [36].
Адаптация- приспособляемость организма человека к меняющимся условиям существования или нагрузок [3].
Адаптация- процесс приспособления (привыкания) организма, его функциональных систем, органов и тканей к меняющимся условиям внешней среды, направленный к сохранению относительного постоянства внутренней среды организма — гомеостаза [27].
Адаптация- с биологической точки зрения представляет собой процесс внутренних (гомеостазис) и внешних быстрых и медленных реакций организма на изменение условий среды обитания. Возможность достижения спортивных результатов определенным человеком, его адаптация к высоким физическим нагрузкам, обусловлены его наследственностью, состоянием здоровья и достижением психических форм отражения, возрастом и степенью оптимальной тренированности. Важнейшей формой и механизмом социализации личности является социальная адаптация — способность человека приспосабливаться к новым условиям социальной среды, к ее быстрым изменениям (новые условия жизни, учебной деятельности, общения и т.п.) [48].
Акробатика- система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия (балансирование) одним, вдвоем или группами [53].
Активность— понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов - раздражителей [36].
Активность- это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков [58].
Активность учащихся на уроке физкультуры -познавательная и двигательная их активность, связанная с выполнением различных учебных заданий. Отношение времени, занятого полезной
(познавательной и двигательной) активностью, к общему времени урока характеризует его общую плотность, а отношение времени, занятого полезной двигательной активностью, к общему времени урока — его моторную плотность. На активность учащихся, на уроках физической культуры оказывает влияние и би ологический фактор: степень выраженности потребности в движении. Высокий ее уровень и высокая двигательная активность наблюдается у учащихся с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Учащиеся с противоположным типологическим комплексом - слабой нервной системой и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу - характеризуются низкой двигательной активностью (Е. П. Ильин). Сочетание названных факторов определяет существенные индивидуальные различия в двигательной и общей активности учащихся на уроках физкультуры [46].
Активные методы обучения- методы, при которых обучающийся ставится в положение активного участника добывания новых знаний в противоположность пассивному восприятию готовых знаний из уст преподавателя. Обучение, основанное на активных методах, в наибольшей степени соответствует критериям развивающего обучения и способствует как собственно интеллектуальному развитию обучаемых, так и более широко -раскрытию их психических возможностей, формированию психологических свойств личности. Активные методы обучения к ним относятся: анализ конкретных ситуаций, групповая дискуссия, метод погружения, мозговая атака, различные виды деловых игр и др. [46].
Актуализация(филос.) - это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности [28].
Актуальный- это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности [28].
Акцептор результатов действия- психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Акцептор результатов действия представляет собой «информационный эквивалент», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обуславливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом
акте и осуществляющий сличение результата с его «опережающим отражением». В случае их совпадения осуществленный результат не повторяется, и организм может переходить к другому целенаправленному акту поведения; в случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действия; в случае же полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение [46].
Алгоритм- точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа [57].
Амплитуда- размах колебания, наибольшее отклонение от нулевого значения величины (тело спортсмена, часть его тела, спортивный снаряд), совершающей колебания по определенному закону [3].
Амплитуда движений- размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу или всего тела по отношению к спортивному снаряду [53].
Анализ- логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств [29].
Анализ- мысленное расчленение целого на составные части, компоненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений [45].
Анаэробная производительность— способность человека работать в условиях недостатка кислорода. Анаэробную производительность можно измерить, определяя величину максимально возможного кислородного долга, который у людей, не занимающихся спортом, не превышает 2-7л; у высококвалифицированных спортсменов он может достигать 20-22 л [34].
Анкетирование- разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов [14].
Анкетирование- это метод, в основе которого лежит получение письменных ответов на поставленные вопросы. От содержания анкеты, формы задаваемых вопросов, количества заполненных анкет", умелого подбора респондентов во многом зависит достоверность результатов исследования [48].
return false">ссылка скрытаАнкетирование- это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты [30].
Анкетирование личное - предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии [30].
Анкетирование сплошное - предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным [30].
Антропометрия- система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и др. физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и т.п.) [53].
Аттракция(от лат. аttractic - притяжение) - способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым [48].
Аутогенная тренировка— комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением [36].
Аутогенная тренировка (в спорте) - система сознательно применяемых спортсменами психологических приемов, которые помогают изме-
Б
Базисный учебный план— основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в образовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет [49].
Безотметочное обучение- обучение, предполагающее оценку деятельности учащихся без выставления отметок (баллов) [13].
Беседа- вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися [58].
Беседа- исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы [14].
Блицтурнир- спортивное соревнование, проводимое в укороченное (по сравнению с обычным) время [3].
Боевая готовность спортсмена- активное психическое состояние, демонстрирующее решительность и умение спортсмена вступить в соревнование, в том числе при наличии сбивающих факторов (сильная конкуренция соперников, трудные погодные и соревновательные условия и др.). Боевая готовность спортсмена приобретается в процессе тренировки и основывается на умении спортсмена мобилизовать свои функциональные возможности для достижения желаемого результата [46].
Быстрота- способность совершать движения с определенной скоростью, обусловленная способностью мышц преодолеть сопротивление с большим ускорением, и определяется скоростью движения [3].
Быстрота- способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Простая двигательная реакция - характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т.п.). Сложная двигательная реакция — реакция выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных
ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект (реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например, мяч, шайбу, спортивное оружие и т.п.) [32].
Быстрота- это свойства человека, обеспечивающие ему возможность совершать движения (двигательные действия) за минимальное короткое время. Быстрота проявляется в скорости двигательной реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве. Существует два вида двигательной реакции: простая и сложная. Простая двигательная реакция представляет собой ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный), например старт в беге на выстрел или команду. Сложная двигательная реакция делится на два вида: 1) реакция на движущийся объект (например, на полет мяча); 2) реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия (спортивные игры, единоборства и т. д.) [27].
Быстрота- комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции [53].
Быстрота движений— быстрота, проявляющаяся в частоте движений, измеряется числом движений в единицу времени [53].
Быстрота простой реакции- скоростная характеристика спортсмена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия заранее известного раздражителя (сигнала) до начала определенного ответного движения или действия спортсмена [53].
Быстрота сложной реакции— скоростная характеристика спортсмена, определяемая интервалом времени от внезапного начала действия одного из ряда заранее известных раздражителей (сигналов) до начала определенного ответного движения или действия спортсмена [53].
В
Вариативное содержание образования- содержание образования, учитывающее национальные, региональные, местные, социокультурные особенности, а также интересы и потребности учеников в соответствии с их склонностями и способностями [40].
Возраст биологический - определяется степенью физической (соматической) и, прежде всего, половой зрелости человека. Он в значительной мере отражает физические возможности человека, поэтому учитывается при отборе в некоторые виды спорта. Несовпадение возраста биологического и паспортного наиболее ярко проявляется в подростковый период, где индивидуальные различия в сроках полового созревания могут достигать 3-4 лет. Учитывая, что школьные классы и спортивные команды обычно комплектуются по паспортному возрасту детей, различия их в биологическом возрасте обуславливают ряд дополнительных трудностей в работе учителя физкультуры, тренера, т.е. требуют как минимум дифференцированного подхода (в дозировке нагрузки, критериях оценки достижений и т.д.) к акселератам, ретардантам, «биологическим ровесникам» паспортного возраста [46].
Возраст спортивный- хронологический (паспортный) возраст спортсмена, взятый в связи с принятой в спорте возрастной структурой спортивных соревнований. В нашей стране функционирует
следующая система соревнований по возрастным группам: 1 группа - мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12, 13-14 лет; 2 группа-юноши и девушки 15-16 и 17-18 лет; 3 группа- молодежь (юниоры) 19-21 и 22-24
Воспитание- крайне сложный процесс, фактически это вся совокупность организационной и целенаправленной деятельности учителей, родителей и общественности по формированию человека с учетом его индивидуальных качеств, социального заказа общества и конкретных обстоятельств [44].
Воспитание- процесс воздействий педагога, коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, многих внешних условий, направленных на сознание и психику спортсмена, с целью формирования его личности и характера, высоких идейных убеждений и нравственных качеств, способности к проявлению мужества и трудолюбия, воли и стремления к победе [35].
Воспитание— процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям, с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества [46].
Воспитание- целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности [13]
лет (в боксе, борьбе, гребле, фехтовании и др.);
группа — взрослые спортсмены [46].
Воспитание— это специально организованная деятельность учителя по формированию основ самоорганизации личности его учеников как базы для становления социально-профессиональных качеств (трудолюбия, патриотизма, творчества, справедливости, порядочности и т.д.) [28].
Воспитание- это специально организованная деятельность учителя по развитию основ самоорганизации и личностно окрашенного, ценностного отношения его учеников к трудолюбию, патриотизму, творчеству, справедливости, порядочности и т.д. [28].
Воспитание (как педагогическое явление) - 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных
учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок - объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности [19].
Воспитание нравственное — целенаправленная и планомерная деятельность людей, способствующая формированию убеждений, черт характера, норм и правил поведения, определяющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу [48].
Воспитание умственное - предполагает целенаправленную и планомерную деятельность людей, способствующую развитию у них интеллектуальных способностей, их вооруженность системой знаний о природе, обществе, человеческом мышлении. Умственному воспитанию человека придается большое значение, так как оно обеспечивает возможность достижения высоких результатов при овладении профессиями [48].
Воспитание физическое - педагогический процесс формирования личности средствами физической культуры и спорта, с учетом закономерностей физического развития и функционирования организма человека, в различные возрастные периоды[46]
Воспитание физическое — процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность людей [48].
Воспитание физическое - система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании [19].
Воспитание эстетическое - целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе [48].
Воспитательная система- комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами .воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом [49].
Воспитательный процесс- это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция») в интересах
соответствующих воспитательным целям и задачам [58].
Врачебный контроль- система медицинского наблюдения за занимающимися физкультурой и спортом, включающая в себя медицинский отбор и постоянное систематическое врачебное наблюдение с целью определения как положительного, так и отрицательного влияния этих занятий на организм, внесения соответствующих коррективов. В содержание врачебного контроля входит определение состояния здоровья, физического развития и уровня функционального состояния с целью определения возможности занятий тем или иным видом спорта, изучения влияния физических нагрузок на организм и внесения необходимых коррекций в построение тренировочного процесса, совершенствования и разработки методов функционального исследования, диагностики, лечения и предупреждения возможных отрицательных влияний физических нагрузок при нерациональном их применении, а также оказания помощи тренеру в организации индивидуальных тренировок [46].
Выносливость— способность к длительному выполнению заданной статической и динамической работы. При мышечной работе выносливость характеризуется удлинением времени сохранения человеком работоспособности и повышенной сопротивляемостью организма утомлению [34].
Выносливость- способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объем работы за меньшее время [53].
Выносливость- способность человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению [32].
Выносливость- это сопротивляемость утомлению при спортивной двигательной деятельности, т.е. способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке [3].
Выносливость- это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, например, длительно бежать без снижения скорости бега [27].
Выносливость- способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы [16].
Выносливость- двигательное качество, отражающее возможность спортсмена длительное время выполнять работу на заданном уровне интенсивности и качества [46].
Выносливость анаэробная - компонент специальной выносливости, способность выполнять работу преимущественно за счет анаэробных источников энергообеспечения (в условиях недостатка кислорода) [53].
Выносливость аэробная — компонент общей и специальной выносливости, способность выполнять работу за счет аэробных источников энергообеспечения (за счет использования кислорода) [53].
Выносливость координационная - проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.) [58].
Выносливость общая — совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [32].
Выносливость общая - способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности [6].
Выносливость общая - способность человека совершать динамическую работу в течение длительного времени [34].
Выносливость общая - это способность организма противостоять утомлению при продолжительной физической нагрузке сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости [23].
Выносливость общая - это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля) [27].
Выносливость общая - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности [16].
Выносливость общая - способность выполнять продолжительную работу с невысокой интенсивностью за счет аэробных источников энергообеспечения [53].
Выносливость сенсорная - способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма [16].
Выносливость силовая - представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений [32].
Выносливость силовая — способность сохранять работоспособность при динамической работе со значительными нагрузками [34].
Выносливость силовая — разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному выполнению упражнений, требующих значительного проявления силы [53].
Выносливость скоростная - способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром или максимально быстром передвижении на короткие дистанции [34].
Выносливость скоростная — это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т.д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена [32].
Выносливость скоростная - разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному выполнению скоростных упражнений [53].
Выносливость скоростная - способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определенного времени без снижения эффективности профессиональных действий [16].
Выносливость специальная - это способность переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами деятельности. Особое значение при этом имеет возможность продолжать работу при возникновении утомления благодаря волевым усилиям (способность терпеть). Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей [23].
Выносливость специальная - это способность человека выполнять работу, несмотря на возникающее утомление в определенном виде деятельности (например, длительный бег, спортивные игры) [27].
Выносливость специальная - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных ее компонентов [16].
Выносливость статическая - способность к длительному непрерывному поддержанию мышечных усилий [34].
Выносливость статическая — способность, связанная с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства [16].
Выносливость статическая - разновидность специальной выносливости, способность к продолжительному поддержанию позы или продолжительным статическим напряжениям [53].
Г
Гандикап - преимущество в условиях при состязаниях; предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех
[53].
Гетерогенный класс- класс, в котором учатся дети, имеющие широкий спектр индивидуальных особенностей. Класс формируется по случайным признакам [40].
Гибкость- свойство опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев, относительно друг друга, что обуславливается амплитудой движения в суставе, который в свою очередь, зависит от строения сустава, суставной капсулы, связок, силы и эластичности мышц. Дает возможность выполнять движения с широкой амплитудой [53].
Гибкость- свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы
амплитуды движений звеньев тела [32]. '
Гибкость— способность человека выполнять с наибольшей амплитудой движения в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата [3].
Гибкость- способность человека к достижению большой амплитуды в выполняемом движении [41].
Гибкость- это анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большой амплитудой [27].
Гибкость- это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела [16].
Гибкость активная — характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям [16].
Гибкость активная - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих сустав. Проявляется в активном выполнении движений [3].
Гибкость активная - гибкость, проявляемая в движениях, совершаемых благодаря мышечным усилиям человека, выполняющего их [3].
Гибкость активная - проявляется за счет собственных мышечных усилий человека (наклон вперед, назад, мах ногой и др.) [27].
Гибкость активная — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий [41].
Гибкость активная — способность выполнять движение с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц [58].
Гибкость динамическая — гибкость, проявляемая в упражнениях динамического характера [41].
Гибкость общая - способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях [41].
Гибкость общая - характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном и др.) [58].
Гибкость общая — характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой [16].
Гибкость пассивная - реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил. Пассивная гибкость всегда больше активной [27].
Гибкость пассивная - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил: тяжести, партнера и т.п. Величина пассивной гибкости выше соответствующих показателей активной гибкости [41].
Гибкость пассивная - способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил (вес собственного тела, снаряда и др.) [3].
Гибкость пассивная - способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. [58].
Гибкость пассивная - характеризуется максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т.п.) [16].
Гибкость специальная - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации [41].
Гибкость специальная - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности [16].
Гибкость специальная - характеризуется амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия [58].
Гибкость статическая - гибкость, проявляемая в упражнениях статического характера [41].
Гимназия- среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Гимназия дает углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от
его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися [19].
Гимнастика- система специальных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития организма. Включает различные виды: атлетическая, военно-прикладная, гигиеническая, лечебная, основная, спортивно-прикладная, производственная, профессионально-прикладная, спортивная, спортивно-прикладная гимнастика [53].
Гимнастика лечебная - система физических упражнений, используемых в лечебных и профилактических целях в связи с той или иной патологией. Широко применяются специально подобранные и строго дозированные комплексы гимнастических упражнений как средство воздействия на определенные органы и системы организма с целью профилактики и лечения различных заболеваний [53].
Гипердинамия- гиперкинезия - двигательная активность, способная привести к нарушению функций организма или отдельных его систем. Чрезмерные нагрузки - это нагрузки, степень которых превышает возможности выполняющего их лица [46].
Гиподинамия- гипокинезия — чрезмерно низкая двигательная активность, способная привести к нарушениям функций организма или отдельных его систем и органов [46].
Гипотеза- научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмпирическом научном исследовании [38].
Гипотеза- научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения [14].
Гипотеза- основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности [19].
Гипотеза- предположение, требующее научного доказательства, проверки, подтверждения [13].
Гипотеза(от гр. ЬуроШез!» — основание, предположение) - научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Гипотеза как метод развития научного знания заключается в выдвижении предположения, экспериментальной проверке, которая или подтверждает гипотезу и она становится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза [12].
Гипотеза- система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипо-
теза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат [57].
Гипотеза эксперимента- подробная теоретическая модель педагогического процесса, взаимодействия, методики, технологии или механизма управления - создается затем в педагогической действительности [43].
Главное звено (или звенья) техники движений- это наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи [32].
Государственный образовательный стандарт- 1) основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально - региональный компоненты; 2) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты государственного образовательного стандарта определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [19].
Группа контрольная - та группа испытуемых, с которой сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в экспериментальной группе с целью вывода о том, подтвердилась ли проверяемая в данном исследовании гипотеза [38].
Группа экспериментальная - та группа испытуемых, на которой проводится исследование с целью проверки некоторой гипотезы [38].
Групповая работа на уроке- форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над ошибками, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества [19].
Д
Двигательная активность- естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие [56].
Двигательная активность- один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств физической культуры и спорта [11].
Двигательная активность- это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). Нормой ежедневной двигательной активности школьника принято считать 15-30 тыс. шагов. В оздоровительных целях школьник должен активно двигаться 14-21 ч в неделю [27].
Двигательная задача- совокупность требований к организации движений, для обеспечения позы или перемещения звеньев тела [46].
Двигательная память- представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков [36].
Двигательная реакция- это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями [16].
Двигательное действие- поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений и поз [41 ].
Двигательное действие— это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определенной целью [27].
Двигательное умение- представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций [32].
Двигательное умение- приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления и управления движениями [41].
Двигательное умение- сознательное состояние владения техникой двигательного акта, переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов [11].
Двигательное умение— характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи [56].
Двигательное умение- это такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов [58].
Двигательное умение- это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех основных опорных точках, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания [5].
Двигательно-координационные способности -это способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [58].
Двигательные способности- индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [31].
Двигательный навык- выполнение двигательного действия автоматизировано, т.е. при минимальном контроле со стороны сознания за основами спортивной техники [53].
Двигательный навык- индивидуально приобретенный двигательный акт, формирующийся на основе механизма временных связей [34].
Двигательный навык- подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически [11]. |
Двигательный навык- приобретенная способность к осуществлению двигательного действия, характеризующаяся автоматизированныуправлением движениями и их устойчивой системностью [41].
Двигательный навык- сложнокоординационный двигательный акт. Основу двигательного навыка составляют ранее выработанные двигательные умения. В процессе тренировки, двигательное умение преобразуется в двигательный навык [46].
Двигательный навык- такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью [56].
Двигательный навык- форма реализации двигательных возмож
ностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения -
[32].
Двигательный навык- это оптимальная степень владения техни- 1 кой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при мини- I мальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения [58].
Двигательный навык- это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точках (действие выполняется, автоматизировано), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания [5].
Двигательный навык- это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом [45].
Детали техники движений- отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера [32].
Детско-юношеская спортивная школа- одна из форм организации детско-юношеского спорта в стране. Обеспечивает начальную и базовую подготовку юных спортсменов для специализации в определенном виде спорта. Как правило, имеет несколько отделений по видам спорта [3].
Деятельность- форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира [49].
Деятельность аналитическая - это анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс [43].
Деятельность коммуникативная - это организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми [43].
Деятельность коррекционная - это поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся [43].
Деятельность организационная - предусматривает систему действий учителя и учащихся по выполнению разнообразных видов воспитания и обучения [43].
Деятельность педагогическая — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема деятельности педагогической - совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление деятельности педагогической обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой. Три модели педагогической деятельности: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества [19].
Дидактический рассказ- представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста [58].
Дисквалификация- лишение спортсмена или команды права участвовать в соревнованиях, аннулирование результата спортсмена или команды за серьезные нарушения правил соревнований, этических норм. Лишение по этим же причинам тренера или судьи права выполнять свои обязанности [53].
Диспансеризация- метод систематического врачебного контроля за соблюдением здоровья определенных групп лиц с целью предупреждения и раннего выявления предпатологических состояний и патологических изменений в органах и системах, своевременного лечения и профилактики заболеваний и повреждений [46].
Дифференциация— учет индивидуальных особенностей учащихся ^. той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения [54].
Дифференциация внутренняя ~ дифференциация, реализуемая на уровне класса, предполагающая в разнородном по составу классе выделение временных меняющихся групп учеников по какому-либо основанию}(уровню общих, специальных способностей, интересам и т.д.) [40]. '
Дифференциация внутренняя - понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся ;учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке [51].
Дифференциация обучения— это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические (индивидуальные) особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения [2].
Дифференциация обучения- это способ организации учебного процесса, базирующийся на учете индивидуально-типологических особенностей личности и организуемый в форме специального создания различий в процессе обучения и соответственно в получении конкретных результатов [10].
Дифференциация селективная - жесткое разделение учащихся на группы (чаще по способностям) и различное обучение их в этих группах [40].
З
Задатки- в буквальном смысле потенциальная возможность стать кем-то. При отсутствии наследственной патологии набор задатков у всех представителей вида в принципе одинаков, однако степень их выраженности, соотношение и качественный состав, зависящие от генотипа, различны у разных индивидов, что и определяет уже к моменту рождения нера-. венство потенциальных возможностей людей. К задаткам относятся врож-^ денные особенности строения и функционирования всех органов и систем человеческого организма и, прежде всего, центральной нервной системы и анализаторов. Под влиянием обучения и воспитания задатки развиваются в способности, и этот процесс идет тем успешнее, чем ярче выражена наследственная предрасположенность к тому или иному виду деятельности [46].
Задатки- предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни [36].
Задатки- анатомо-физиологические особенности организма, глав
ным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками
развития способностей [49]. :
Задатки способностей- врожденные анатомические и психофизио-1
логические особенности человека (строение тела, двигательного аппарата,
нервной системы, мозга, органов чувств и т.п.), которые могут превратить
ся или не превратиться в способности в зависимости от его воспитания и ',
деятельности [53]. '
Задача- представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Это ' цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. За-; дача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неиз-1 вестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения , поставленной проблемы [14].
Задача (проблема) — цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения адекватных этим условиям средств [46].
Задача педагогическая - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий [19].
Задачи воспитательные — обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося [58].
Задачи образовательные — вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения [58].
Задачи оздоровительные - предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся [58].
Закаливание организма- это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды [27].
Закрепление двигательного действия- совершенствование двигательного действия на уровне двигательного навыка, при котором управление движениями происходит, автоматизировано, с высокой надежностью [53].
Здоровый образ жизни- типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма [56].
Здоровый образ жизни- типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций [59].
Здоровый образ жизни- это процесс соблюдения определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности [27].
Здоровый стиль жизни- определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях [56].
Здоровье- нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [56].
Здоровье- состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных
Дифференциация элективная - предоставление учащимся права выбора ряда предметов для изучения в дополнение к обязательным учебным предметам [40].
Дифференцированный подход- педагогический метод объединения в учебно-тренировочные группы, с учетом их спортивно важных качеств и использование для каждой группы определенных способов тренировки, адекватных их типическим особенностям (полу, возрасту, свойств темперамента и нервной системы, уровня тренированности) [46].
Дошкольный возраст- период детства от 3 до 6 лет, основное содержание которого составляет подготовка детей к школе. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игра, которая проходит путь развития от функциональных (с игрушками) и конструктивных («строительство») игр к сюжетно-ролевым играм и играм с правилами (подвижным, дидактическим, играм-соревнованиям) [46].
изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью [19].
Здоровье- состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия [53].
Знания- это факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся, составляющие их личное достояние, которым они могут пользоваться по необходимости [42].
Зона ближайшего развития- одно из основных понятий теории развивающего обучения, введенное Л.С.Выготским. Оно обозначает тот круг теоретических и практических задач, которые ребенок пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого. Зона ближайшего развития характеризует «не сегодняшний, а завтрашний день» детского развития, «не созревшие, а созревающие функции», т.е. те психические новообразования, которые будут у него формироваться в данный возрастной период. То, что лежит в зоне ближайшего развития, в ходе обучения и воспитания переходит на уровень актуального развития, т.е. становится достоянием собственного жизненного опыта ребенка [46].
Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) - уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчивость к помощи - признак того, что педагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития [13].
И
Игра- деятельность, занятия детей и взрослых, обусловленные правилами, приемами и служащие для заполнения досуга и для развлечений. В педагогике может выступать в качестве средства и метода воспитания [48].
Игра- один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [19].
Игры подвижные- вид физической активности, средство физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лаза-нием и другими физическими упражнениями. Проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер [53].
Идеомоторное упражнение- многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся операциях, эмоциональная самонастройка на предстоящее действие [32].
Идея- мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала [14].
Импровизация- умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки [14].
Индивид(от лат. ниКуМишп - неделимое, особь) - человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности [49].
Индивид- конкретный человек как отдельный представитель человеческой общности, единичное природное и социальное существо, обладающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной психофизиологической организацией. Индивид - первая ступень восхождения человека к индивидуальности [9].
Индивид- совокупность природных свойств человека, его биологическая сущность. Если личностью человек становится, то индивидом рож дается. Свойства человека как индивида определяют его темперамент и могут рассматриваться в качестве задатков способностей [46].
Индивидуализация- использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей [32].
Индивидуализация- это деятельность учителя и учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в нем от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте [43].
Индивидуализация обучения- организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения [19].
Индивидуализация обучения- такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого [13].
Индивидуализация подготовки спортсменов -психолого-педагогический принцип, в соответствии с которым в учебно-воспитательном процессе учитываются индивидуальные особенности занимающихся. Индивидуализация подготовки спортсменов содействует более полному раскрытию их способностей, адекватной реализации их возможностей, более быстрому спортивному обучению и росту спортивных результатов. В практической работе тренеров индивидуализация подготовки спортсменов осуществляется, как правило, на основе учета анатомо-морфологических и психологических особеннаботе тренеров индивидуализация подготовки спортсменов осуществляется, как правило, на основе учета анатомо-морфологических и психологических особенностей спортсменов, уровня их физической и технической подготовленности [46].
Индивидуализация спортивной техники- процесс приспособления техники упражнений к особенностям телосложения, физическим качествам, психическим свойствам спортсмена с целью наиболее эффективного использования их для достижения максимального спортивного результата [53].
Индивидуальное обучение- форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно [13].
Индивидуальность- уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания [19].
Индивидуальность— неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека [57].
Индивидуальность- своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека [49].
Индивидуальность педагога- совокупность самобытных, неповторимых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности [13].
Индивидуальность спортсмена- неповторимое своеобразие личности спортсмена, проявляющееся в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и двигательной сферах [53].
Индивидуальные особенности- это устойчивые и существенные особенности направленности личности, ее интересов, характера, умственной и двигательной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других [42].
Индивидуальный контроль(самоконтроль) - это система наблюдений за состоянием своего здоровья, физического развития, физической работоспособности и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом [24].
Индивидуальный подход- учет индивидуальности спортсмена, т.е. присущих ему индивидуальных особенностей (психологических, морфо-конституциональных) в учебно-тренировочном процессе. Индивидуальный подход в основном используют при тренировке спортсменов высокого