Какая из культурных установок не характерна для просветительского мировосприятия?

а) вера во внутреннюю законосообразность мира;

б) исторический оптимизм ( представление о неизбежности общественного прогресса);

в) признание ограниченности возможностей рационального познания;

г) вера в достаточность науки для достижения социального благоденствия.

( в )

218. Просветители основную причину человеческих бедствий видели:

а) в несовершенстве мира;

б) в невежестве;

в) в антагонизме социума и природы.

( б )

219. Направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства ( ощущения), они же считаются критерием истины:

а) эмпиризм;

б) субъективизм;

в) материализм;

г) сенсуализм.

( г )

220. Согласно распространенной в ХVII-ХVIII веках натуралистической установке:

а) все свойства и потребности человека телесны и определены природой, а ум и здравый смысл подобны «естественному свету» в мире;

б) Вселенная представляется как сложная самоорганизующаяся система, чьим важнейшим элементом является человек.

( а )

221. В сфере социальной философии просветительские представления о человеке и обществе нашли свое выражение в учении:

а) о «разумном эгоизме»;

б) о «единстве града Земного и Небесного»;

в) о «идеальном монархе».

( а )

222. Монтескье характеризует социальную целостность как:

а) механический агрегат индивидов;

б) «общий дух народов», который дает основание «духу законов».

( б )

223. Значительным достижением социально-политической мысли Просвещения признан «географический детерминизм», основоположником которого являлся:

а) Монтескье;

б) Вольтер;

в) Кондорсе.

( а )

Какие факторы, по мнению Монтескье, влияют на «образы правления» различных народов?

а) климат;

б) почва;

в) рельеф местности;

г) все вышеперечисленные.

( г )

225. Условия жизни людей в определенной природной среде и характер их деятельности по обеспечению себя материальными благами, с точки зрения Монтескье:

а) формируют психологические особенности «человеческой природы»;

б) влияют на физический облик людей;

в) не имеют принципиального значения, поскольку «человеческая природа» уже сформирована Творцом.

( а )

226. Историю человечества Вольтер понимал :

а) с позиций провиденциализма – как осуществление промысла Божьего;

б) как реализацию космической судьбы человеческого рода;

в) как движение человечества от бессознательного существования к осмысленной социальной структуре, к цивилизации;

г) как процесс реализации социальных утопий.

( в )