Чтоб брат учился в музыкальной школе.

Долженствовательное накл. Брат, учись, а я, работай.

 

В синтаксисе последнего десятилетия предпринимается попытка выявить весь набор структурных схем, по которым строятся предложения русского языка. В «Русской грамматике»-80 представлены и описаны 34 структурные схемы; из них 29 схем – это свободные схемы и 5 фразеологизированные. Свободные схемы предполагают свободное лексическое наполнение, а фразеологизированные обязательно имеют лексико-фразеологизированный (закрытый) компонент. Например: Лес как лес. Всем праздникам праздник. День как день. Все свободные схемы делятся на двухкомпонентные и однокомпонентные. Затем идет группировка в зависимости от морфологической природы и формы структурных компонентов (РГ, с.85-97). Построение структурных схем позволит инвентаризировать весь набор отвлеченных образцов, по которым строится простое предложение.

 

2. Семантическая структура предложения –это его абстрактное языковое значение, представляющее собой отношение семантики компонентов, формируемых взаимным действием грамматического и лексического значения членов предложения.

N 1 ←→ V f (3 л.)

подл. сказ.

Для описания предложения в семантическом аспекте используются следующие синтаксические категории: субъект предложения, объект предложения и действие (или состояние).

Завод работает. Семантика данных предложений такова:

Мальчик бежит. субъект и его конкретное действие:

Колесо крутиться.

 

Ребенок радуется. Семантика данных предложений такова:

Отец сердится. субъект и его эмоциональное состояние:

Толпа негодует.

Субъект обозначает деятеля, носителя признака, а этот носитель признака может быть определенным и неопределенным: Студенты пишут. Разговаривают. Субъект довольно часто совпадает с подлежащим, однако на семантическом уровне он понимается значительно шире, чем форма имени в И.п.

Ср.: Гордиться нехорошо.

S ←→ D

Односоставные в структурном отношении предложения на уровне смысловой структуры могут восприниматься как двусоставные. Ср.: Мне больно. Саду цвесть. Народу много. (S ←→ D).

Объект – это семантическая категория, которая обозначает предмет, на который направлено действие.

Студенты пишут лекцию.

S ←→ D → О

В основе разграничения актива и пассива (active – passive) положено соответствие/несоответствие семантических категорий субъекта и объекта, подлежащего и сказуемого. Эти же конструкции позволяют охарактеризовать залоговое значение глагола.

Студенты пишут лекцию.

S ←→ D → О

Лекция пишется студентами.

О ←→ D → S

Если субъект и подлежащее совпадают, то налицо конструкция актива; если же эти категории не совпадают, – конструкция пассива. Например:

Рабочие строят дома. или Рабочие строятся зимой.

S ←→ D → О S ←→ D

и

Домастроятся рабочими.

О ←→ D → S

В отличие от структурной схемы предложения, семантическая структура предложения многозначна. Одна и та же формальная сторона предложения может иметь разные семантические структуры, и в то же время различные структуры могут иметь и имеют одинаковую семантику.