С точки зрения гуманистов эпохи Возрождения, по отношению к фортуне возможна ли свобода воли?

а) да;

б) нет;

в) такой вопрос ими не рассматривался, так как относился к богословским вопросам и не представлял философского интереса.

( а )

157. В трактовке одного из гуманистов, в частности, К.Салютати, представленной в его сочинении « О роке, судьбе и случае», фортуна есть:

а) сила, исходящая из неба;

б) провидение;

в) результат взаимодействия социальных нужд, капризов торговли, игр конкуренции, обстоятельств личного порядка и пр.;

г) порядок причин, восходящий к первой причине.

( в )

Что почитается как высшая форма деятельности в эпоху Возрождения?

а) созерцание выше всякой деятельности;

б) производительный труд;

в) религиозное делание ( молитва, изучение Библии, отправление религиозных обрядов и т.д.);

г) художественное творчество;

д) научная деятельность.

( г )

159. Антропологическую позицию Макиавелли можно выразить словами:

а) «человек – самое возвышенное существо в этом мире»;

б) «две главные силы движут людьми – любовь и страх»;

в) « причина испорченности и безбожия людей в засилье логики и диалектики».

( б )

160. С точки зрения Макиавелли, основу всякого государства составляют:

а) религия и философия;

б) законы и войско;

в) «царство божие» на земле.

( б )

161. Самое известное произведение Эразма Роттердамского, в котором содержится сатира на современное ему общество, это:

а) « Об ученом незнании»;

б) «Похвала глупости»;

в) «Ярмарка тщеславия»;

г) «На всякого мудреца довольно простоты».

( б )

162. В соответствии с философией Мартина Лютера, о промысле божьем знать нельзя, но есть знак предопределения, осязаемый знак избранности человека. Это:

а) внешняя красота, эстетическое совершенство человека;

б) жизненный успех;

в) набожность и аскетизм.

( б )

163. Теоретиком протестантской реформы, автором идеи спасения через личную веру и только веру являлся:

а) Фома Аквинский;

б) Эразм Роттердамский;

в) Мартин Лютер.

( в )

164.Моральная доктрина Эразма Роттердамского опирается на один из древнейших принципов:

а) «око за око»;

б) «ничего сверх меры».

( б )

165. Дух предпринимательства получил свое обоснование :

а) в этике протестантизма;

б) в «макиавеллизме»;

в) в ренессансном эпикуреизме.

( а )