Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины «Физика»

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лабораторное помещение (проведение лабораторных работ по разделам «Физические основы механики», «Электричество», «Магнетизм», «Колебания и волны», «Волновая оптика»); компьютерный класс.

Материально-техническими средствами обучения дисциплины являются:

1. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, видеомагнитофон, графопроектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы, интерактивная
доска).

2. Лабораторное оборудование.

3. Наглядные пособия, иллюстрированные стенды, плакаты.

4. Учебный компьютерный курс «Физика в картинках» (рекомендовано ГУРОСО Министерства образования России, 1995):

1) Траектория движения.

2) Законы сложения скоростей.

3) Неравномерное движение.

4) Равномерное движение.

5) Равноускоренное движение.

6) Движение тела брошенного под углом к горизонту.

7) Вес тела при движении в лифте.

8) Падение тел.

9) Наклонная плоскость.

10) Движение ракеты.

11) Соударение шаров.

12) Упругие и неупругие соударения.

13) Течение жидкости.

14) Электрическое поле.

15) Закон Ома.

16) Магнитное поле.

17) Движение частиц в электрическом поле.

18) Движение частиц в магнитном поле.

19) Опыты Фарадея.

20) Свободные и вынужденные колебания.

21) Свободные колебания в RLC контуре.

22) Вынужденные колебания в RLC контуре.

23) Интерференция.

24) Зоны Френеля.

25) Дифракция в фокусе линзы.

26) Дифракционная решетка как спектральный прибор.

27) Поляризация света.

5. Современные виртуальные работы, разработанные с использованием среды Adobe Flash, что обеспечивает реалистичный интерфейс:

1) Определение показателя преломления вещества с помощьюрефрактометра.

2) Определение радиуса кривизны линзы интерферометрическим методом.

3) Определение длины волны при помощи дифракционной решетки.

4) Определение концентрации раствора при помощи сахариметра.

5) Изучение зависимости показателя преломления воздуха от давления с помощью интерференционного рефрактометра.

6) Изучение кинематики движения тела в поле силы тяжести в отсутствии силы вязкого трения.

7) Изучение динамики вращательного движения на маятнике
Обербека.

8) Изучение колебаний пружинного маятника.

9) Изучение свободных затухающих колебаний физического маятника.

10) Изучение колебательного движения математического маятника.

11) Определение скорости полета пули с помощью баллистического маятника.

12) Определение плотности тел правильной формы.

13) Изучение законов вращательного движения на маятнике
Обербека.

14) Изучение распределения Максвелла.

15) Изучение электрического сопротивления металлических проводников.

16) Изучение магнитного поля Земли.

17) Сложение электрических колебаний.

18) Изучение затухающих колебаний.

19) Изучение колец Ньютона.

20) Изучение явления поляризации света.

21) Изучение дифракционных решеток. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

Работы обладают рядом преимуществ:

1) Сочетание фотографий реальных физических приборов и их реального поведения во времени и пространстве обеспечивает эксперимент, визуально не отличающийся от реального аналога.

2) Ход работы и обработка результатов не отличаются от соответствующих для реальной работы: студенты производят калибровку установки и т. д.

3) Как и при работе с настоящей установкой, в виртуальной работе студенты сталкиваются с переходными процессами, необходимостью временной выдержки перед снятием показаний.

4) В моделях учтена случайная ошибка, вносящая погрешность в результат, благодаря чему результаты, полученные разными студентами отличны друг от друга, как и при проведении работы на реальных установках.

6. Плакаты (Учтехприбор, 1989).

1) Классификация и область применения физических методов исследования.

2) Принципиальная схема передачи размеров единиц от эталона к рабочим приборам.

3) Оценка погрешности измерений.

4) Структура механики и системы координат.

5) Модели кинематики поступательного движения.

6) Модели кинематики вращательного движения.

7) Модели динамики поступательного движения.

8) Модели динамики вращательного движения.

9) Электростатическое поле.

10) Электростатическое поле диполя.

11) Блок схема электронного осциллографа С1-17.

12) Магнитное поле соленоида.

13) Движение заряженных частиц в магнитном поле.

14) Эффект Холла.

15) Цилиндрический магнетрон.

16) Правило Ленца.

17) Опыт Эйнштейна-де-Гааза.

18) Плоские электромагнитные волны.

19) Интерференция.

20) Интерференция двух когерентных источников.

21) Кольца Ньютона.

22) Принцип Гюйгенса-Френеля.

23) Дифракция Френеля на круглом отверстии.

24) Дифракция Фраунгофера.

25) Дифракционная решетка.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 280705.65 «Пожарная безопасность» квалификация (степень) «Специалист»

 

Авторы:Звонов В.С., Медведева Л.В., Поляков А.С., Скребов В.Н.,
Трубилко А.И., Чумаченко А.А.

Рецензенты:кандидат технических наук, доцент Р.Н. Сидоренко (Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу);

кандидат технических наук, доцент Д.А. Кондратьев(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России).

Программа одобрена на заседании Ученого совета СПб УГПС МЧС России от года, протокол №


ЗвоновВалерий Степанович,

кандидат физико-математических наук, профессор;

МедведеваЛюдмила Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор;

ПоляковАлександр Степанович,

доктор технических наук, профессор;

СкребовВалерий Николаевич,

доктор физико-математических наук, профессор;

ТрубилкоАндрей Игоревич,

кандидат физико-математических наук, доцент;

ЧумаченкоАлександр Александрович,

кандидат физико-математических наук, доцент

Под общей редакцией

доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,

заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,

лауреата премии Правительства Российской Федерации

в области науки и техники В.С. Артамонова

 

ФИЗИКА