Философия Древнего Востока

Древнеиндийская философия

 

1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеин­дийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?

а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);

б) рассмотрение Бога как внеличностного Абсолюта;

в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от баланса хороших и дурных дел (карма);

г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;

д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.

(а, б, в, г )

 

 

2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:

а) мантры;

б) брахманы;

в) араньяки;

г) упанишады.

( г )

 

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

а) мокша;

б) майя;

в) дхарма.

( а )

 

4. Основателем буддизма был:

а) Брихаспати;

б) Патанджали;

в) Сиддхартха Гаутама.

( в )

 

5. Буддизм возник как учение:

а) этическое;

б) социально-политическое;

в) натурфилософское.

( а )

 

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

а) «высшее существо»;

б) «просветленный»;

в) «всесильный».

( б )

 

 

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

а) к улучшению материальных условий жизни;

б) к заслуженному социальному признанию;

в) к последующему рождению в более высокой варне;

г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.

( в )

 

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

б) пять шагов к спасению;

в) семь ступеней просветления.

( б )

 

9. Слово «нирвана» ( в буддизме - состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:

а) блаженство;

б) достижение, восхождение;

в) угасание, затухание;

г) возрождение к истинной жизни.

( в )

 

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

а) брахман;

б) дхарма;

в) майя.

( а )

 

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

а) пурушей;

б) ритой;

в) сансарой.

( а )

 

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

а) джайнизм;

б) веданта;

в) чарвака - локаята;

г) миманса.

( в)

 

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);

б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);

в) Атман не равен Брахману;

г) Атман равен Брахману.

( г )

 

14. К нирване в буддизме ведет:

а) путь физического самоистязания;

б) восьмеричный путь;

в) путь аскезы;

г) путь ахимсы.

( б )

 

15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

б) и тело, и душа смертны;

в) тело бессмертно, душа смертна.

( а )

 

16. Что означала теория кармы?

а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;

б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.

( б )

 

17. Какой принцип лежал в основе деления древнеин­дийских философских школ на ортодоксальные и неорто­доксальные?

а) различие в их содержании;

б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);

в) отношение к человеку.

( б )

 

18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских фи­лософских школ входят в состав ортодоксального направле­ния?

а) санкхья;

б) чарвака (локаята);

в) йога;

г) ньяя;

д) вайшешика;

е) джайнизм;

ж) миманса.

( а, в, г, д, ж )

 

19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философ­ской школы санкхья?

а) инерция;

б) движение;

в) действие;

г) равновесие.

( а, в, г )

 

20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?

а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);

б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).

( а )

 

 

21. Какого высшего состояния сознания стремятся до­стичь в йоге?

а) относительно спокойного состояния;

б) прекращения какой-либо деятельности ума;

в) сосредоточенности ума на одном объекте.

( б )

 

 

22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:

а) основателем брахманизма;

б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;

в) основателем буддизма.

( в )

 

 

23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философ­ской школы вайшешика?

а) да;

б) нет.

( б )

 

24. «Сидеть лучше, чем ходить ,спать лучше, чем бодорствовать, всего лучше-смерть»-афоризм, приписываемый Гаутаме и соответствующий :

а) гедонизму;

б) аскетизму.

( б )

 

 

25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий­ских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?

а) в мимансе;

б) веданте.

( а )

 

26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндий­ских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и поло­женного за них наказания в духе учения о сансаре?

а) в мимансе;

б) веданте.

( а )

 

27. К какому направлению принадлежала буддийская фи­лософия?

а) к ортодоксальному;

б) к неортодоксальному.

( б )

 

28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.

а) мир наполнен страданиями;

б) надо искать удовольствия в жизни;

в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;

г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;

д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).

( а, в, г, д )

 

29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?

а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;

б) терпимо относился к другим духовным ценностям;

в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;

г) не означал отказа от активной жизни;

д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.

( а, б, в, г )

 

30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?

а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;

б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.

( а )

 

31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?

а) да;

б) нет.

( а )

 

32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?

а) в буддизме;

б) джайнизме;

в) чарваке (локаяте).

( б )

 

33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?

а) в мимансе;

б) в веданте;

в) в чарваке (локаяте).

( в )

 

 

Древнекитайская философия

 

 

34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?

а) да;

б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.

( а )

 

35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимо­отношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?

а) случайно, так сложилось;

б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;

в) потому что других тем просто не существует.

( б )

 

 

36. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние) ?

а) даосизм;

б) легизм;

в) конфуцианство;

г) моизм.

( а )

 

37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?

а) интерес к проблемам естествознания;

б) интерес к человеку, его природе;

в) интерес к вопросам устройства мира;

г) интерес к проблемам устройства общества..

( б, г )

 

 

38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской фило­софии?

а) позицию золотой середины;

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру.

( б )

 

39. Какие из нижеперечисленных качеств человека счи­тались самыми важными у конфуцианцев?

а) гордость;

б) сыновья почтительность;

в) почитание родителей, старших;

г) верность долгу, справедливость;

д) уважение к старшим братьям;

е) чрезмерная активность;

ж) многознание, касающееся современности.

( б, в, г, д )

 

40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зави­симости от способности принимать и применять принцип «ли»?

а) три;

б) четыре;

в) пять.

( б )

 

 

41. Что означал принцип «исправления имен» в конфу­цианской философии?

а) искусство правильной, грамотной речи;

б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.

( б )

 

42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?

а) нейтральную;

б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.

( б )

 

43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:

а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;

б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;

в) не слушает веления неба;

г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.

( а )

 

44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?

а) да;

б) нет.

( а )

 

45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?

а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;

б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.

( б )

 

46. Что было критерием правильности знания у моистов?

а) сложившиеся традиции;

б) чувственный опыт;

в) теоретические знания;

г) сама жизнь (действительность).

( а, б, в, г )

 

47. Какие методы рассуждения были введены в философ­скую школу моизма и использовались там?

а) выдвижение предположений (гипотез);

б) сопоставление (аналогия);

в) ссылка на пример;

г) распространение опыта.

( а, б, в, г )

 

 

48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:

а) Сыма Цянь;

б) Лао Цзы;

в) Конфуций.

( б )

 

49. Как понимался вопрос о сущности человека в фило­софской школе легизм?

а) человек добр и совершенен по своей природе;

б) человек несовершенен по своей природе.

( а, б )

 

50. Какой акцент просматривался в составлении и соблю­дении законов общественной жизни у легистов?

а) наказание;

б) поощрение.

( а )

 

51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?

а) да;

б) нет.

( а )

 

52. Что означает термин «дао»?

а) сущее;

б) материальное первоначало;

в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.

( в )

 

 

53. Какими путями, по мнению даосов, можно было вос­становить нарушенное естественное «дао»?

а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;

б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);

в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.

( а, б )

 

54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?

а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;

б) в связи с использованием астрологии;

в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.

( а )

 

55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмер­тия в философии даосизма?

а) ничегонеделанием;

б) свершением добрых дел;

в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;

г) соблюдением диеты.

( б, в, г )

 

56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:

а) книги перемен;

б) легизма;

в) школы имен.

( а )

 

57. Диалектическое понимание мира характерно для:

а) конфуцианства;

б) даосизма.

( б )

 

 

58. «Взаимность», «золотая середина», «человеколюбие» - основные понятия философского учения:

а) легизма;

б) моизма;

в) конфуцианства;

г) даосизма.

( в )

 

59. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» - это точка зрения:

а) конфуцианства в пику даосизму;

б) даосизма в пику моизму.

( а )

 

60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :

а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;

б) учения о благородном муже в конфуцианстве.

 

 

Античная философия.

61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:

а) Древней Индии;

б) Древнем Китае;

в) Древней Греции;

г) трех указанных.

( в )

 

62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:

а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;

б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;

в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;

7) 11 в. до н. э.

( б )

 

63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:

а) Гераклит;

б) Пифагор;

в) Фалес;

г) Протагор.

( в )

64. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

( г )

 

65. Греческое слово «филео» означает любовь:

а) страсть;

б) братскую;

в) стремление;

г) половую.

( в )

 

66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:

а) Анаксимандр;

б) Эмпедокл;

в) Протагор;

г) Фалес;

д) Анаксимен.

(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)

( г, а, д )

 

67.Становлению греческой философии предшествовало:

а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;

б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.

( а )

68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:

а) путем обожествления авторитарного начала;

б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;

в) путем рационализации культуры.

( в )

 

69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:

а) что такое мир сам по себе;

б) каков конец мира;

в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.

( а )

 

70. «Природа» по-гречески:

а) «натура»;

б) «фюсис».

( б )

71. Первых философов называют:

а) физиками;

б) лириками;

в) теоретиками.

( а )

 

72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:

а) «и это пройдет»;

б) «все течет»;

в) «все непостижимо».

( б )

73.» В одну реку нельзя войти дважды, ибо на входящего набегают все новые и новые воды» - знаменитый афоризм, выражающий идею:

а) диалектического учения Гераклита;

б) учения Фалеса о воде как первоначале.

( а )

 

74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:

а) воду;

б) огонь;

в) сознание человека.

 

( б )

75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:

а) Хаос;

б) Логос.

( б )

76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:

а) царящая в мире случайность;

б) борьба противоположностей;

в) воля богов.

( б )

77. Представителями Элейской школы философии являются:

а) Парменид и Зенон;

б) Левкипп и Демокрит;

в) Анаксимен и Анаксимандр.

( а )

78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:

а) пифагорейцев;

б) атомистов;

в) софистов.

( а )

79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):

а) элейскую;

б) все сократические школы;

в) пифагорейскую.

( а )

 

80. Ключевая идея учения элеатов:

а) «бытие есть, небытия нет»;

б) « миром правит число»;

в) «Логос есть разум в человеке»

( а )

81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:

а) приоритетность чувственного познания;

б) отсутствие движения, его неподлинность;

в) неустранимость мифологических образов в познании мира.

(б)

82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :

а) прочно утвердилась в философии;

б) окончательно была отвергнута.

( а )

83. Софисты и Сократ :

а) совершили переворот в античной философии , переориентировав философию от проблем природы к проблеме человека;

б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.

( а )