Философия Древнего Востока
Древнеиндийская философия
1.Какие идеи, сюжеты, присутствующие в древнеиндийской мифологии и ее комментариях (Упанишадах), были развиты индийской философией?
а) суждение о наполненности мира страданиями (несовершенством);
б) рассмотрение Бога как внеличностного Абсолюта;
в) возможность переселения душ (сансара) в зависимости от баланса хороших и дурных дел (карма);
г) желание восстановить световое (правильное) начало в человеке;
д) конструктивно-деятельностное отношение к природе, миру.
(а, б, в, г )
2. В составе комплекса ведических текстов собственно философскими трактатами, итогом многовековой эволюции ведического миросозерцания являются:
а) мантры;
б) брахманы;
в) араньяки;
г) упанишады.
( г )
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:
а) мокша;
б) майя;
в) дхарма.
( а )
4. Основателем буддизма был:
а) Брихаспати;
б) Патанджали;
в) Сиддхартха Гаутама.
( в )
5. Буддизм возник как учение:
а) этическое;
б) социально-политическое;
в) натурфилософское.
( а )
6. Имя основателя буддизма – Будды означает:
а) «высшее существо»;
б) «просветленный»;
в) «всесильный».
( б )
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:
а) к улучшению материальных условий жизни;
б) к заслуженному социальному признанию;
в) к последующему рождению в более высокой варне;
г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.
( в )
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:
а) четыре благородные истины;
б) пять шагов к спасению;
в) семь ступеней просветления.
( б )
9. Слово «нирвана» ( в буддизме - состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:
а) блаженство;
б) достижение, восхождение;
в) угасание, затухание;
г) возрождение к истинной жизни.
( в )
10. В философских разделах упанишад сущее получает название:
а) брахман;
б) дхарма;
в) майя.
( а )
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:
а) пурушей;
б) ритой;
в) сансарой.
( а )
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:
а) джайнизм;
б) веданта;
в) чарвака - локаята;
г) миманса.
( в)
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:
а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);
б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);
в) Атман не равен Брахману;
г) Атман равен Брахману.
( г )
14. К нирване в буддизме ведет:
а) путь физического самоистязания;
б) восьмеричный путь;
в) путь аскезы;
г) путь ахимсы.
( б )
15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?
а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;
б) и тело, и душа смертны;
в) тело бессмертно, душа смертна.
( а )
16. Что означала теория кармы?
а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;
б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.
( б )
17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?
а) различие в их содержании;
б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);
в) отношение к человеку.
( б )
18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?
а) санкхья;
б) чарвака (локаята);
в) йога;
г) ньяя;
д) вайшешика;
е) джайнизм;
ж) миманса.
( а, в, г, д, ж )
19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?
а) инерция;
б) движение;
в) действие;
г) равновесие.
( а, в, г )
20. В чем причина страданий и несовершенства с точки зрения санкхьяиков?
а) в связанности тонкой духовности (разум, чувства) с грубым вещественным телом (кровь, кости, связки, волосы и т. д.);
б) в разделенности тонкой духовности (разум, чувства) и грубой телесности (кровь, кости, связки, волосы).
( а )
21. Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?
а) относительно спокойного состояния;
б) прекращения какой-либо деятельности ума;
в) сосредоточенности ума на одном объекте.
( б )
22. Индийский принц Сиддхартха Гаутама считается:
а) основателем брахманизма;
б) правителем, отрицавшим учения всех современных ему философских школ;
в) основателем буддизма.
( в )
23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?
а) да;
б) нет.
( б )
24. «Сидеть лучше, чем ходить ,спать лучше, чем бодорствовать, всего лучше-смерть»-афоризм, приписываемый Гаутаме и соответствующий :
а) гедонизму;
б) аскетизму.
( б )
25. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место подробный разбор традиций жертвоприношения?
а) в мимансе;
б) веданте.
( а )
26. В какой из двух нижеперечисленных древнеиндийских философских школ имел место скрупулезный анализ форм безнравственного и преступного поведения и положенного за них наказания в духе учения о сансаре?
а) в мимансе;
б) веданте.
( а )
27. К какому направлению принадлежала буддийская философия?
а) к ортодоксальному;
б) к неортодоксальному.
( б )
28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.
а) мир наполнен страданиями;
б) надо искать удовольствия в жизни;
в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;
д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
( а, в, г, д )
29. Почему буддизм на определенном историческом отрезке подорвал влияние брахманизма (ведущей древнеиндийской религиозной идеологии) и был популярен в массах?
а) резко не порывал с ортодоксальным брахманизмом;
б) терпимо относился к другим духовным ценностям;
в) был прост, демократичен как по содержанию, так и по организации;
г) не означал отказа от активной жизни;
д) это произошло случайно, так сложились внешние (социально-экономические) обстоятельства.
( а, б, в, г )
30. Почему с IV в. н. э. буддизм начал терять свое приоритетное положение?
а) в результате слияния его с брахманизмом и индуизмом;
б) люди устали от буддийской идеологии, требовалось что-то другое.
( а )
31. Пользуется ли признанием буддизм сегодня?
а) да;
б) нет.
( а )
32. В какой из трех ниже перечисленных философских школ идея непричинения зла всему живому была доведена до предельной, даже гротескной формы?
а) в буддизме;
б) джайнизме;
в) чарваке (локаяте).
( б )
33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?
а) в мимансе;
б) в веданте;
в) в чарваке (локаяте).
( в )
Древнекитайская философия
34. Можно ли говорить о «дао» как о духовной основе древнекитайской философии и культуры, появившейся раньше философии?
а) да;
б) нет, понятие «дао» появилось вместе с возникновением философии даосов.
( а )
35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимоотношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?
а) случайно, так сложилось;
б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;
в) потому что других тем просто не существует.
( б )
36. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние) ?
а) даосизм;
б) легизм;
в) конфуцианство;
г) моизм.
( а )
37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?
а) интерес к проблемам естествознания;
б) интерес к человеку, его природе;
в) интерес к вопросам устройства мира;
г) интерес к проблемам устройства общества..
( б, г )
38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии?
а) позицию золотой середины;
б) гуманность, человеколюбие;
в) активное отношение к миру.
( б )
39. Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев?
а) гордость;
б) сыновья почтительность;
в) почитание родителей, старших;
г) верность долгу, справедливость;
д) уважение к старшим братьям;
е) чрезмерная активность;
ж) многознание, касающееся современности.
( б, в, г, д )
40. Сколько типов людей выделяли конфуцианцы в зависимости от способности принимать и применять принцип «ли»?
а) три;
б) четыре;
в) пять.
( б )
41. Что означал принцип «исправления имен» в конфуцианской философии?
а) искусство правильной, грамотной речи;
б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.
( б )
42. Какую позицию по отношению к музыке занимала конфуцианская философия?
а) нейтральную;
б) активную: имел место поиск гармонии в форме разработки музыкальных гамм, поиск интервалов и др.
( б )
43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:
а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;
б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;
в) не слушает веления неба;
г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.
( а )
44. Приобрела ли конфуцианская философия религиозные оттенки после смерти Конфуция (Кун-цзы)?
а) да;
б) нет.
( а )
45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?
а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;
б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.
( б )
46. Что было критерием правильности знания у моистов?
а) сложившиеся традиции;
б) чувственный опыт;
в) теоретические знания;
г) сама жизнь (действительность).
( а, б, в, г )
47. Какие методы рассуждения были введены в философскую школу моизма и использовались там?
а) выдвижение предположений (гипотез);
б) сопоставление (аналогия);
в) ссылка на пример;
г) распространение опыта.
( а, б, в, г )
48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:
а) Сыма Цянь;
б) Лао Цзы;
в) Конфуций.
( б )
49. Как понимался вопрос о сущности человека в философской школе легизм?
а) человек добр и совершенен по своей природе;
б) человек несовершенен по своей природе.
( а, б )
50. Какой акцент просматривался в составлении и соблюдении законов общественной жизни у легистов?
а) наказание;
б) поощрение.
( а )
51. Нашли ли практическое применение философские принципы легистов в исторической жизни Китая?
а) да;
б) нет.
( а )
52. Что означает термин «дао»?
а) сущее;
б) материальное первоначало;
в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
( в )
53. Какими путями, по мнению даосов, можно было восстановить нарушенное естественное «дао»?
а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;
б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);
в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.
( а, б )
54. Почему снискала популярность даосская философия как в своем классическом, так и в религиозном варианте?
а) в связи с поисками долголетия и даже бессмертия;
б) в связи с использованием астрологии;
в) в связи с тем, что проблема человека была здесь главной.
( а )
55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмертия в философии даосизма?
а) ничегонеделанием;
б) свершением добрых дел;
в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;
г) соблюдением диеты.
( б, в, г )
56. Одна из классических книг китайской образованности «И цзин» раскрывает учение:
а) книги перемен;
б) легизма;
в) школы имен.
( а )
57. Диалектическое понимание мира характерно для:
а) конфуцианства;
б) даосизма.
( б )
58. «Взаимность», «золотая середина», «человеколюбие» - основные понятия философского учения:
а) легизма;
б) моизма;
в) конфуцианства;
г) даосизма.
( в )
59. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» - это точка зрения:
а) конфуцианства в пику даосизму;
б) даосизма в пику моизму.
( а )
60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу :
а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;
б) учения о благородном муже в конфуцианстве.
Античная философия.
61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:
а) Древней Индии;
б) Древнем Китае;
в) Древней Греции;
г) трех указанных.
( в )
62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:
а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;
б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;
в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;
7) 11 в. до н. э.
( б )
63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:
а) Гераклит;
б) Пифагор;
в) Фалес;
г) Протагор.
( в )
64. Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
( г )
65. Греческое слово «филео» означает любовь:
а) страсть;
б) братскую;
в) стремление;
г) половую.
( в )
66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:
а) Анаксимандр;
б) Эмпедокл;
в) Протагор;
г) Фалес;
д) Анаксимен.
(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)
( г, а, д )
67.Становлению греческой философии предшествовало:
а) оформление мифов в сочинениях Гомера и Гесиода;
б) ничто не предшествовало, так как философия – совершенно особая сфера культуры, не имеющая истоков ни в какой иной области.
( а )
68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:
а) путем обожествления авторитарного начала;
б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;
в) путем рационализации культуры.
( в )
69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:
а) что такое мир сам по себе;
б) каков конец мира;
в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.
( а )
70. «Природа» по-гречески:
а) «натура»;
б) «фюсис».
( б )
71. Первых философов называют:
а) физиками;
б) лириками;
в) теоретиками.
( а )
72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:
а) «и это пройдет»;
б) «все течет»;
в) «все непостижимо».
( б )
73.» В одну реку нельзя войти дважды, ибо на входящего набегают все новые и новые воды» - знаменитый афоризм, выражающий идею:
а) диалектического учения Гераклита;
б) учения Фалеса о воде как первоначале.
( а )
74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:
а) воду;
б) огонь;
в) сознание человека.
( б )
75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:
а) Хаос;
б) Логос.
( б )
76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:
а) царящая в мире случайность;
б) борьба противоположностей;
в) воля богов.
( б )
77. Представителями Элейской школы философии являются:
а) Парменид и Зенон;
б) Левкипп и Демокрит;
в) Анаксимен и Анаксимандр.
( а )
78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:
а) пифагорейцев;
б) атомистов;
в) софистов.
( а )
79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):
а) элейскую;
б) все сократические школы;
в) пифагорейскую.
( а )
80. Ключевая идея учения элеатов:
а) «бытие есть, небытия нет»;
б) « миром правит число»;
в) «Логос есть разум в человеке»
( а )
81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:
а) приоритетность чувственного познания;
б) отсутствие движения, его неподлинность;
в) неустранимость мифологических образов в познании мира.
(б)
82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению» :
а) прочно утвердилась в философии;
б) окончательно была отвергнута.
( а )
83. Софисты и Сократ :
а) совершили переворот в античной философии , переориентировав философию от проблем природы к проблеме человека;
б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.
( а )