Вводные замечания.

Тема. Исследование процессов памяти.

Работа. Исследование процессов ретро - и проактивного

Торможения следов памяти.

Вводные замечания.

Память обладает многими интересными особенностями. Одна из них — забывание, т. е. свойство, противоположное сохранению как одному из звеньев общего процесса памяти. Это свойство, состоящее в угасании следов памяти или их тормозимости другими воздействиями воспринимаемой (и запоминаемой) среды. Свойство забывания в самом общем его понимании является совершенно необходимым свойством процессов памяти, его не следует считать недостатком памяти, оно по-своему необходимо для осуществления общей ориентирующей функции психики. Забывание осуществляется по своим специфическим закономерностям.

Забывание (или торможение следов памяти) вызвано не простым течением «чистого» времени, прошедшего от момента заучивания, а обусловлено тем, что это время заполнено какой – то новой деятельностью (и не только мнемической, разумеется). Поэтому в психологии говорят о взаимодействии (интерференции) следов памяти, выделяя два направления тормозных влияний деятельности на имеющиеся (или вновь создающиеся) следы памяти: проактивное торможение действует вперед во времени, т. е. затрудняет, ухудшает заучивание некоторого последующего материала, иретроактивноеторможение, которое действует назад во времени, т. е. ухудшает воспроизведение ранее заученного материала в результате запечатления в памяти некоторого нового мнемического материала.

В самом деле, память человека никогда не является свободной или чистой, она всегда в той или иной степени чем-то заполнена. Всякое новое запоминание отягощено присутствием уже имеющихся следов прошлого, и, напротив, образующиеся следы оказывают неизбежное воздействие на следы более ранние. Таким образом, процессы запоминания, процессы памяти представляют собой непрерывное и сложное взаимодействие старых и новых, новых и старых следов. И в этом взаимодействии понятия «новые» и «старые» могут быть выделены порой лишь чисто условно.

Установлено, что интенсивность взаимных тормозных влияний двух смежных во времени деятельностей тем выше, чем более схожими являются эти деятельности (или чем более схожи два вида заучиваемого материала). Кроме того, тормозные влияния, оказываемые деятельностью (как ретро-, так и проактивно), тем сильнее, чем более сложной является данная деятельность (или чем сложнее мнемический материал).

Цель работы. Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежных материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала на время его заучивания1.

Ход работы. Работа выполняется коллективно, т.е. преподаватель является единственным экспериментатором. Материал, подлежащий заучиванию, предъявляется на слух.

Работа состоит из трех опытов, в которых последовательно (и без значительных пауз) заучиваются следующие ряды:

 

рыба совок нога власть песок окно кофта завод пирог чулки

 

После заучивания первого ряда всеми испытуемыми группы заучивается второй ряд — слова. По окончании его заучивания испытуемым предлагается вспомнить первый ряд, затем — снова второй.

Далее заучивается третий ряд и предлагается вспомнить первый ряд, затем второй и, наконец, третий.

Инструкция испытуемому. Исследуется процесс заучивания. Вам будет зачитан ряд из десяти двузначных чисел (десяти слов), который вы должны запомнить как можно быстрее и точнее. После прочтения всего ряда и по моей команде записывайте на листе в строчку то, что запомнилось и как запоминалось. Затем закройте написанное, перегнув лист, и слушайте повторное чтение запоминаемого ряда. Затем снова воспроизводите, что запомнили. И т.д. Продолжайте запоминать и воспроизводить материал до тех пор, пока не будете абсолютно уверены в том, что он заучен. Если вы уже заучили числа и слова в предложенном порядке, то спокойно поднимите руку, не отвлекая остальных испытуемых, и продолжайте эксперимент, стараясь сохранить заученное в памяти.