Отбор проб масла

Правильный отбор проб масла является иск­лючительно важной процедурой для полу-чения достоверных результатов анализа. Необходимо строго соблюдать следующие правила:

.1 отбор проб масла должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации дейдвудного устройства.

Пробы масла должны отбираться при вращающемся гребном вале на режиме, близком к номинальному, или сразу после остановки гребного вала, но обязательно при температуре масла выше 20 °С.

Отбор проб производится не менее, чем через 12 ч после долива масла при нормальном рабочем уровне масла в напорной цистерне;

.2 пробы всегда должны отбираться из одного и того же места. Рекомендуется брать пробы через пробоотборный кран трубопровода на выходе масла из дейдвудного устройства до фильтра. Перед отбором пробы необходим про­дуть пробоотборник, слив — не менее 5 л масла;

.3 отбор проб осуществляется в сухую чистую емкость примерно на 3/4 ее объема.


Количество отбираемого масла должно быть:

для судового анализа — 200 мл,

для лабораторного анализа — 500 мл1;

.4 емкость с отобранным маслом для лабо­раторного анализа должна быть плотно закрыта пробкой.

На этикетке необходимо указать:

название судна;

место отбора пробы;

марку масла;

продолжительность работы масла с момента первоначальной заливки его в систему;

количество масла, добавленного в систему с момента последнего отбора пробы для анализа;

дату отбора пробы;

фамилию и должность лица, отобравшего пробу;

а также на этикетке должна стоять подпись старшего механика;

.5 проба масла подлежит сдаче на лаборатор­ный анализ в течение двух дней после отбора.

5.4.2.Каждый лабораторный анализ масла из
системы смазки дейдвудных подшипников дол­
жен быть выполнен по следующим показателям:

содержанию металлических частиц;

содержанию воды;

содержанию хлоридов;

показателю старения масла.

Содержание металлических частиц связано с изнашиванием подшипников и отдельных узлов дейдвудного устройства (см. табл. 5.4.3, 5.4.4, 5.4.5).

Остальные показатели (см. табл. 5.4.7) поз­воляют судить о качестве масла, в котором работают подшипники, характеризуют состояние уплотнений и используются как косвенные пока­затели ухудшения состояния подшипников.

5.4.3. Нормы концентрации металлов в масле
дейдвудных подшипников

Таблица 5.4.3

 

Контролируемый показатель Нормы Периодич-
п/п по спектральному анализу допусти­мых значе- ность
    ний, ррш анализа
Железо (Fe) не реже
Медь (Си) 1 раза в
Свинец (РЬ) 6 мес.
Олово (Sn)  
Никель (Ni)  
Хром (Сг)  
Кремний (Si)  
Натрий (Na)  
Магний (Mg)  

1 Лаборатория, выполняющая анализ масла, может установить другое количество пробы.


Приложение 17



 


Определение концентрации металлов в пробах масла дейдвудного устройства (см. табл. 5.4.3) производится спектральным анализом (атомно-аб-сорбционные и эмиссионные спектрофотометры), могут также применяться рентгеновские сканир­ующие кристалл-дифракционные спектрометры.

5.4.4.В качестве дополнительного метода контроля износа дейдвудных подшипников реко­мендуется используется феррографический ана­лиз (см. табл. 5.4.4), позволяющий определять частицы металла размером более 5 мкм, которые появляются при разрушении узлов, но не опре­деляются спектральным анализом, оценивать качественный состав продуктов износа в масле дейдвудного устройства. Кроме того, на резуль­таты феррографического анализа не влияют доливы свежего масла.

Таблица 5.4.4

 

К онтр о лиру емый Единица Нормы Перио-
п/п показатель по измере- допусти- дич-
  феррографическому анализу ния мых значений ность анализа
Концентрация частиц частиц/мл не реже
  износа WPC=(DL + DS)/V     1 раза в
    относит.   6 мес.
Индекс износа ед.  
  J=(D2L-D2S)/V2,      
  где: DL — количество      
  частиц износа размерами      
  более 5 мкм;      
  Ds — количество частиц      
  износа размерами менее      
  5 мкм;      
  V — объем пробы, мл      

5.4.5.Результаты спектрального и феррогра­фического анализов позволяют по превышению норм допустимых значений отдельных металлов обнаружить износ определенных узлов дейдвуд­ного устройства (см. табл. 5.4.5).

Таблица 5.4.5


5.4.6.Спектральный и феррографический ана­
лиз проб масла должны производиться на опре­
деление тех металлов, которые отражают
металлургический состав деталей подшипнико­
вого узла и смежных с ним деталей.

Например, если заливка подшипника — свин­цовистый баббит, то нет необходимости опре­делять олово,и наоборот.