Турбокомпрессоры


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


1. Газовыпус­кная часть тур­бины. Улитка компрессора

2. Аппарат сопловой


1.1. Водотечные трещины: раковины или свищи в наружных стенках. Осмотр, гидравлические испытания, цветная дефектоскопия

1.2. Деформация, наклеп на посадочной поверхности
подшипникового узла. Осмотр, измерения

1.3. Деформация присоединительной поверхности.
Проверка на плите, либо специальным кольцом-
калибром

2.1. Дефекты лопатки сопловой:
трещины на лопатках;

эрозия, обгорание, риски, забоины на кромках;

погнутость кромок, деформация лопаток. Осмотр, дефектоскопия

2.2. Дефекты наружного и внутреннего колец и
уплотнительного сегмента:

трещины любого размера и расположения

эрозия, обгорание колец. Осмотр, цветная дефектоскопия

2.3. Деформация поверхности прилегания к
газоприемному корпусу

2.4. Смятие, износ уплотнений (сегментов) по причине
касания ротора

2.5. Дефекты подшипников ротора:

трещины корпуса подшипника любого вида и расположения. Осмотр, цветная дефектоскопия; единичные рассредоточенные риски подшипника скольжения, масляный зазор в пределах допустимо­го. Осмотр, дефектоскопия;

трещины, выкрашивание, подплавление заливки, задиры, многочисленные сосредоточенные риски, износ поверхности подшипника скольжения. Зазор масляный более допустимого

2.6. Дефекты подшипников качения — см. разд. 9

2.7. Дефекты ротора турбокомпрессора:

трещины любого вида и расположения на валу (на

валу компрессора, турбины; диске турбины). Осмотр,

цветная или магнитная дефектоскопия;

срыв или смятие резьбы на конце вала компрессора

или вала турбины:

до одной нитки,

более одной нитки

2.7. Дефекты втулок вала (рабочих шеек подшипников)'
микротрещины, риски, задиры, износ поверхности;
овальность, конусообразность шеек, масляный зазор
более допустимого. Осмотр, измерения, дефектоскопия;
уменьшение диаметра втулки менее предельно
допустимой. Измерения

2.8. Дефекты уплотнений турбины и компрессора:
облом, деформация гребешков, трещины на
гребешках:

до двух дефектных гребешков,

более двух дефектных гребешков;

износ поверхностей, зазор в уплотнении более

допустимого


Замена детали. Допускается постановка гужонов, заварка, заделка полимерными материалами или составом типа «Devcon А», ремонт методом «металок» по технологии, одобренной Регистром. Гидравлические испытания после ремонта Обработка поверхности до устранения дефектов. Изготовление корпусов подшипников с увеличенным диаметром.

Шабровка поверхности или проточка с притиркой. Щуп толщиной 0,03 мм между плитой или кольцом-калибром проходить не должен

Замена лопаток

Зачистка и зашлифовка, опиливание забоин на

кромках

Замена лопаток. Допускается правка в холодном

состоянии с последующей зашлифовкой и проверкой

проходного сечения шаблоном

Замена соплового аппарата

Зачистка и зашлифовка

Поверхность обработать шабровкой или проточкой

до устранения дефектов

Замена уплотнений (сегментов) с установлением

номинального зазора

Замена корпуса Зачистка острых кромок

Замена вкладыша

Замена вала ротора в сборе

Динамическая балансировка

Калибровка резьбы Перенарезка резьбы, ротора в сборе

Обработка поверхности до устранения дефектов Изготовление вкладышей подшипников с уменьшенным внутренним диаметром Динамическая балансировка ротора в сборе Изготовление и установка новой втулки. Динамическая балансировка ротора в сборе

Зачистка мест обломов. Оставление без исправления

деформированных гребешков

Замена уплотнения

Замена уплотнения. Динамическая балансировка

ротора



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


 


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


2.9. Дефекты рабочего колеса компрессора,
вращающегося направляющего аппарата:
трещины любого вида и расположения;

риски, следы касания о неподвижные части глубиной: до 1,5 мм, более 1,5 мм

2.10. Дефекты лопатки турбины:

поломка лопаток, частичный обрыв, трещины.

Осмотр, дефектоскопия;

риски, забоины, вмятины на входных или выходных

кромках лопаток;

погнутость кромок или рваные кромки лопаток;

обгорание, эрозия лопаток; качание лопатки у

вершины более допустимого значения. Осмотр,

замер качания в направлении, перпендикулярном оси

паза диска

2.11. Дефекты бандажной проволоки:

разрывы, трещины. Осмотр;

погнутость, вмятины


Замена детали, динамическая балансировка в сборе

Зачистка, динамическая балансировка ротора Замена дефектной детали

Замена лопаток на заводе-изготовителе

Замена лопаток, динамическая балансировка ротора в

сборе

Замена лопаток; допускается до замены лопаток

правка в холодном состоянии незначительных

загибов. Дефектоскопия лопаток, динамическая

балансировка ротора в сборе

Замена лопаток, динамическая балансировка ротора в

сборе

Замена бандажной проволоки; проверка и/или замена замков лопаток. Динамическая балансировка ротора в сборе

Правка в холодном состоянии. Динамическая балансировка ротора в сборе


3.3. Редукторы


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


1 . Корпус редуктора

2. Валы и шес-тер ни (см. также разд. 11)


1.1. Проверка крепления корпуса редуктора к
фундаменту с контролем состояния клиньев и
опорных поверхностей фундамента. Осмотр,
обстукивание, обтяжка крепежных болтов

1.2. Трещины по сварному шву или листу. Осмотр,
цветная или магнитная дефектоскопия

1.3. Наклеп на поверхности постели,
неудовлетворительное прилегание нижней половины
вкладыша к постели. Осмотр, проверка контактных
поверхностей на краску

2.1. Трещины любого вида и расположения. Осмотр,
магнитная дефектоскопия

2.2. Трещины в зубьях или теле шестерни любого вида
и расположения. Питтинг, выкрашивание более 10%
поверхности зубьев, предельный износ зубьев.
Осмотр, магнитная дефектоскопия

2.3. Зазор в зубчатом зацеплении более допустимого


При необходимости, выравнивание или замена клиньев, крепежных болтов

Заварка трещин или ремонт методом «металок» по технологии, одобренной Регистром Обработка поверхности до устранения дефектов. Замена вкладышей подшипников на увеличенные по наружному диаметру

Замена вала

Шестерню заменить комплектно. При установке новых шестерен проверить прилегание зубьев сопрягаемых шестерен «по краске», которое должно быть по длине не менее 65%, по высоте — не менее 50% Заменить подшипники, подобрав их толщину, обеспечивающую номинальный зазор. Провести замену шестерен в паре


 


3. Подшипники


 

3.1. Дефектация и ремонт подшипников качения — см.
разд. 9

3.2. Дефектация и ремонт подшипников скольжения —
см. 3.1


Приложение 15

return false">ссылка скрыта

3.4. Воздушные компрессоры


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


1. Станина

2. Втулка, цилиндр

3. Вкладыши нижний и верхний

4. Вал коленча­тый

5. Поршень

6. Палец

7. Кольца уп-
лотнительные
и маслосъем-
ные

8. Шатун

9. Втулка верх­ней головки шатуна


1.1. Трещины. Цветная или магнитная дефектоскопия

1.2. Накипь и коррозионные разрушения водяной
полости с общим утонением стенки до 25%
построечной

1.3. Нарушение геометрии посадочного места под
подшипник коленчатого вала (износ, коррозионные
разъедания и т.п.). Осмотр, измерения

 

2.1. Трещины, обломы. Дефектоскопия, осмотр

2.2. Риски, задиры, наработок на внутренней (рабочей)
поверхности. Осмотр, измерения

2.3. Износ, глубокие риски и задиры на внутренней
поверхности, овальность или конусообразность более
допустимой. Осмотр, измерения, дефектоскопия

 

3.1. Трещины, выкрашивания

3.2. Трещины, выкрашивания и отставание заливки
белого металла, износ рабочей поверхности,
увеличение масляного зазора. Осмотр, измерения,
дефектоскопия

4.1. Трещины любого вида и расположения.
Дефектоскопический контроль

4.2. Износ шатунных и рамовых шеек
Увеличение масляных зазоров

Овальность шеек более допустимой. Измерения

4.3. Риски, задиры на рамовых и шатунных шейках.
Осмотр, измерения, дефектоскопия

4.4. Износ или смятие шпоночного паза. Осмотр,
измерения

5.1. Трещины, обломы. Дефектоскопия

5.2. Риски, задиры на наружных поверхностях. Осмотр

5.3. Износ наружных поверхностей, овальность и
конусообразность более допустимой. Измерения

5.4. Износ канавок под уплотнительные и маслосъем-
ные кольца. Измерения

5.5. Ослабление посадки пальца. Измерения

 

6.1. Трещины. Дефектоскопический контроль

6.2. Ослабление посадки пальца в поршне

7.1. Трещины, обломы, выкрашивания кромок, износ, потеря упругости. Осмотр, проверка, измерения

8.1. Трещины. Дефектоскопический контроль

8.2. Ослабление посадки головной втулки. Осмотр,
измерения

8.3. Риски, задиры, смятие поверхности отверстий под
болты. Осмотр, измерения

 

9.1. Трещины, износ внутренней поверхности,
увеличение масляного зазора, ослабление посадки
втулки в стержне. Осмотр, измерения

9.2. Риски, задиры на внутренней (рабочей)
поверхности. Осмотр


Замена. Ремонт с применением метода «металок» или сварки по технологии, одобренной Регистром Очистка, покрытие поверхности полимерными составами, гидравлические испытания

Установка подшипника на полимерных составах, одобренных Регистром. Наплавка или напыление (плазменное, газотермическое) посадочного места с последующей расточкой блока. Расточка и установка проставочной втулки-кольца

Замена

Запиловка, зачистка, шлифовка местных повреждений глубиной до 0,8 мм. Проверка овальности, конусообразности и зазора «поршень-втулка»

1. Замена

2. Растачивание и шлифование внутренней поверх­
ности. Замена поршня

Замена

Перезаливка с растачиванием и пригонкой. Точность пригонки рабочей поверхности вкладыша — не менее 10 пятен на квадрат со стороной 25 мм

Замена или ремонт коленчатого вала сваркой по

технологии, одобренной Регистром

Шлифование

Калибрование

Перезаливка вкладышей

Зачистка, зашлифовка. Овальность и конусность шеек

в пределах допуска

Калибрование паза, не выходя за предельно

допустимый размер ширины паза. Замена шпонки

Замена

Запиловка, зачистка

Замена или обработка поршня, не выходя за

предельно допустимый размер

Проточка, замена кольца. Наплавка канавок по

технологии, одобренной Регистром

Растачивание или развертывание отверстия под палец.

Замена пальца

Замена

Замена. Плазменное или газотермическое напыление

по технологии, одобренной Регистром

Замена

Замена

Зачистка или растачивание. Замена втулки

Развертывание отверстий, не выходя за предельно допустимый размер. Замена болтов

Замена

Зачистка



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


 

Наименование Вероятные дефекты и способы их обнаружения Способы устранения дефектов, технические требования
детали, узла   при ремонте
10. Клапан 10.1. Трещины и обломы пластин клапанов. Осмотр Замена
всасывающий 10.2. Риски, забоины, коррозионные разрушения на 1. Шлифование и притирка. Контроль толщины
и нагнетатель- уплотнительной поверхности пластин клапанов. пластин, которые должны быть более минимально
ный низкого и Осмотр допустимых
высокого дав-   2. Замена
ления 10.3. Трещины, обломы, потеря упругости пружин Замена
  10.4. Трещины седел клапанов Замена
  10.5. Риски, забоины, коррозионные разъедания, Шлифование и притирка
  наклеп на уплотнительной поверхности седел  
  клапанов. Осмотр  

Насосы


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


1. Центробеж­ные насосы 1.1. Корпус, патрубок всасывающий, патрубок нагнетатель­ный, крышки

1.2. Вал

1.3. Колесо ра­бочее, колесо вакуум-насоса

1.4. Втулка за­щитная

1.5. Подшипники


.1. Трещины. Осмотр, цветная, магнитная или вихретоковая дефектоскопия

.2. Раковины, эрозионные разрушения необработан­ных поверхностей при глубине, не превышающей 50% толщины стенки на площади не более 20% всей поверхности детали. Осмотр, измерения глубиномером, индикатором часового типа

.3. Эрозионные разрушения посадочных поверхностей под патрубок, крышку, кольца уплотнительные. Осмотр, измерения, цветная дефектоскопия

.1. Трещины любого размера и расположения. Цветная или магнитная дефектоскопия .2. Ослабление посадки колеса, подшипников каче­ния, втулки. Измерения

.3. Смятие шпоночного паза

.1. Трещины на ступице, дисках, лопатках. Осмотр,

цветная и вихретоковая дефектоскопия

.2. Облом лопаток, разрушение выходных кромок

лопастей. Осмотр

.3 Местные раковины или эрозионные разрушения.

Осмотр, измерения

.4. Сплошные коррозионно-эрозионные разрушения поверхности колеса, утонение стенок более 10% построечной величины. Осмотр, измерения .5. Износ уплотнительных поверхностей, увеличение зазора между уплотнительной поверхностью и втулкой. Измерения

.6. Ослабление посадки колеса на валу. Измерения

.1. Трещины, износ более допустимого, эрозионные разрушения. Осмотр, цветная дефектоскопия .2. Риски, задиры на поверхности, сопрягаемой с набивкой сальника

См. разд. 9


Заварка трещин или заделка методом «металок» по технологии, одобренной Регистром. Гидравлические испытания давлением, равным 1,5 рабочего. При длине трещины, влияющей на прочность детали, ее необходимо заменить

Заварка раковин или газопламенное напыление по технологии, одобренной Регистром. После сварки гидравлические испытания давлением, равным 1,5 рабочего. Раковины с глубиной разъедания менее 25% толщины стенки допускается оставлять без ремонта с разделкой до чистого металла и покрытием полимерным составом. При большей величине дефекта деталь подлежит замене Зачистка или растачивание. Наплавка или напыление с растачиванием. Замена кольца уплотнительного

Замена вала

Осталивание, хромирование или напыление посадоч­ной поверхности с последующим шлифованием и восстановлением номинального натяга Калибрование шпоночного паза (допустимое увеличение ширины паза составляет 10% от номинального размера). Замена шпонки

Замена колеса Замена колеса

Зачистка, заварка или напыление дефектных мест. Колесо статически отбалансировать для насосов с частотой вращения более 1000 об/мин Замена крылатки

Обработка поверхности, напрессовка новых колец либо замена уплотнительных колец. Наплавка или напыление поверхности с последующей обработкой. Статическая балансировка колеса Зачистка или растачивание отверстия. Хромирование, осталивание или напыление шейки вала

Замена втулки

Зачистка поверхности либо замена втулки


Приложение 15



 


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


2. Шестеренные и винтовые насосы 2.1. Корпус, крышки

2.2. Вал-шес­терня ведущая, ведомая


.1. Трещины в районе отверстий под шестерни.

Осмотр, цветная дефектоскопия

.2. Трещины, не влияющие на прочность корпуса

(крышки)

.3. Радиальный зазор между шестернями и корпусом

более предельно допустимой величины, глубокие задиры

.4. Мелкие задиры и царапины, риски, наработок

.5. Ослабление посадки подшипниковых втулок в корпусе или износ внутренней рабочей поверхности

.1. Трещины любого размера и расположения,

поломка или износ зубьев. Осмотр, магнитная

дефектоскопия

.2. Зазор в подшипниках (втулках) более допустимого,

износ опорных шеек

.3. Сколы, изломы, трещины в зубьях и на теле

шестерни. Магнитная дефектоскопия, осмотр

.4. Ослабление посадки шестерни на валу. Измерения


Замена корпуса

Ремонт по технологии, одобренной Регистром,

гидравлические испытания

Корпус заменить либо расточить, а шестерни

заменить

Пришабрить, зачистить. Допускаются отдельные

кольцевые риски глубиной не более 0,5 мм

Замена втулок на новые

Замена вала-шестерни

Прошлифовать шейки в один размер, заменить

втулку-подщипники

Шестерни заменить в сборе комплектно. Пятно

контакта шестерен при проверке «на краску» должно

составлять 60% длины и 30% высоты зуба

Поверхность шестерни или сопрягаемую поверхность

вала хромировать или осталивать


3.6. Рулевые приводы с электрогидравлическими машинами


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


1. Блок цилин­дров, втулка (гидроци-линдр)

2. Крышка

3. Румпель


1.1. Трещины. Магнитная и цветная дефектоскопия

1.2. Раковины, коррозионные разрушения н
необработанных поверхностях

1.3. Риски, задиры, коррозионные разрушения
поверхности под кольцо сальника

1.4. Риски, задиры на рабочей поверхности втулки

1.5. Износ рабочей поверхности втулки (увеличение
зазора между плунжером и втулкой). Измерения

 

2.1. Трещины. Цветная и магнитная дефектоскопия

2.2. Смятие упорных поверхностей

 

3.1. Трещины. Магнитная или цветная дефектоскопия

3.2. Ослабление посадки румпеля на баллере

3.3. Риски, задиры, забоины на поверхности, сопрягаемой с баллером

3.4. Износ шеек, увеличение зазора

3.5. Смятие либо коррозионные разрушения шпоночных пазов. Осмотр, измерения


Замена или ремонт по технологии, одобренной Регистром. После заварки трещин провести гид­равлические испытания на 1,5Рраб

1. Зачистка при глубине разрушений до 10%
номинальной толщины стенки

2. Заварка при глубине разрушений более 10%
номинальной толщины стенки. После ремонта
провести гидравлические испытания на 1,25Рраб
Зачистка или растачивание, не выходя за максимально
допустимый диаметр. Замена кольца сальника
Зачистка, шлифование. Зазор между плунжером и
втулкой должен быть в допустимых пределах
Замена

Замена

Запиловка и зачистка. Площадь зачищенной поверхности не должна превышать 20% всей упорной поверхности

Замена или ремонт по технологии, одобренной PC

Наплавка или напыление с последующим растачиванием

по технологии, одобренной Регистром. Зачистка или

растачивание. Наплавка шейки баллера

Запиловка и зачистка. Допускаются невыведенные

риски, а также отдельные «лысины» суммарной

площадью не более 20% поверхности. Контроль

зазора в соединении

Проточка с заменой втулок. Наплавка или напыление

шеек с последующей обработкой по технологии,

одобренной Регистром

1. Запиливание при смятии или коррозионных
разъеданиях на площади менее 15% рабочей
поверхности

2. Наплавка и обработка при отдельных
коррозионных разрушениях

3. Установка шпонок с помощью полимерных клеев
по технологии, одобренной Регистром. При необходи­
мости — замена шпонок



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


 


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


4. Плунжер

5. Болт специ­альный сое­динительный

6. Шарнир

7. Кольцо уп-лотнительное


 

4.1. Трещины. Магнитная или цветная дефектоскопия

4.2. Риски, задиры, забоины на рабочей поверхности
плунжера. Осмотр, измерения

4.3. Износ рабочей поверхности, увеличение зазора в
соединении «плунжер-втулка». Измерения

4.4. Риски, задиры, забоины, коррозионные
разрушения в отверстиях под соединительные болты.
Осмотр

5.1. Трещины. Магнитный и ультразвуковой контроль

5.2. Срыв или смятие резьбы

5.3. Коррозионные разрушения, риски, забоины на поверхности стержня болта Осмотр, измерения

6.1. Трещины

6.2. Риски, задиры, забоины на поверхности шеек.
Осмотр, измерения

6.3. Износ шеек, увеличение зазора в соединении.
Измерения

Износ, трещины, потеря упругости. Осмотр


Замена либо ремонт по технологии, одобренной PC

Зачистка, полировка Проверка овальности и зазора в

соединении, которые должны быть не более

допустимых

Замена плунжера либо втулки

1. Запиловка и зачистка

2. Растачивание или развертывание отверстий
совместно с сопрягаемой деталью, не выходя за
предельно допустимый размер

Замена болтов

1. Калибрование резьбы или запиловка. При калибро­
вании или запиловке резьбы общая длина участков
резьбы неполного профиля должна быть не более 15%
длины витков резьбы на участке установки гайки

2. Замена

 

1. Запиловка и зачистка

2. Зашлифовка

Замена или ремонт по технологии, одобренной PC Зачистка. Проверка овальности, конусообразности и зазора в соединении Шлифование шеек. Замена втулок

Замена


3.7. Насос аксиально-поршневой


Наименование детали, узла


Вероятные дефекты и способы их обнаружения


Способы устранения дефектов, технические требования при ремонте


 


1. Корпус, фла­нец опорный, крышка

2. Люлька, крышка

3. Блок цилин­дров

4. Вал при­водной


1.1. Трещины. Магнитная или цветная дефектоскопия

1.2. Раковины, коррозионные разрушения на
необработанных поверхностях. Осмотр

1.3. Ослабление посадки подшипников. Осмотр,
измерения

2.1. Трещины, обломы. Магнитная или цветная
дефектоскопия

2.2. Ослабление посадки подшипников. Измерения

2.3. Риски, задиры на рабочей поверхности цапфы люльки, сопрягаемой с втулкой. Осмотр

3.1. Трещины. Магнитная или цветная дефектоскопия

3.2. Риски, задиры на сферической поверхности. Осмотр

3.3. Глубокие риски, отслоения, износ наплавленного
слоя. Осмотр, измерения

3.4. Глубокие риски, износ поверхностей под поршни,
увеличение зазора в соединении. Осмотр, измерения

3.5. Ослабление посадки втулки. Измерения

4.1. Трещины, скручивание. Магнитная или цветная
дефектоскопия, измерения

4.2. Ослабление посадки подшипников и плиты
опорной. Измерения

4.3. Ослабление посадки подпятников. Измерения


Замена или ремонт сваркой по технологии, одобренной Регистром. Гидравлические испытания Зачистка при глубине разрушений до 10% номи­нальной толщины

Замена. Восстановление посадки с применением эластомера ГЭН-150(В)

Замена

1. Восстановление посадки с применением эластомера
ГЭН-150(В)

2. Замена
Зачистка

Замена

Притирка совместно со сферической поверхностью

распределителя

Наплавка с последующей обработкой и притиркой

совместно со сферической поверхностью распределения

Восстановление наплавкой с последующей

обработкой. Замена

Зачистка или растачивание. Замена втулки

Замена

Восстановление посадки с применением эластомера ГЭН-150(В). Осталивание, хромирование или напыление шеек с последующим шлифованием. Замена Растачивание или развертывание отверстий. Замена подпятников


Приложение 15