Промежуточное освидетельствование
18.4.1.При промежуточном освидетельствовании (см. гл. 4.1 части II Правил классификационных освидетельствований судов) электрического оборудования танкеров, химовозов, газовозов и комбинированных судов в дополнение к объему ежегодного освидетельствования должны быть осмотрены электрооборудование и кабели в опасных зонах, таких как грузовые насосные отделения и помещения, прилегающие к грузовым танкам, с целью установления целостности оборудования, кабелей и проводов, надежности крепления и заземления.
Должно быть проверено сопротивление изоляции цепей, а если на судне ведутся записи (журнал, акт) периодических измерений сопротивления изоляции, то могут быть приняты
1 Если на судне ведется журнал периодических измерений сопротивления изоляции, могут быть приняты во внимание результаты последних (недавних) измерений.
Объем периодических освидетельствований электрооборудования
Таблица 18.1.4
| Освидетельствование судна | ||||||||||||||||
| о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | ||||
| о | о | о | о | о | о | о | о | о | ||||||||
| нг/ | а ч | а ч | а ч | ч | а ч | а ч | а ч | нг/ | ч | нг/ | а ч | нг/ | нг/ | ч | ||
| № п/п | Объект освидетельствования | сего | сего | сего | сего | [ере, | сего | сего | сего | сего | [ере, | сего | сего | сего | сего | [ере, |
| о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | |||||
| о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | о | |||
| (N | СП | (N | СП | ■4 | (N | СП | ■4 | СП | ||||||||
| з | и | |||||||||||||||
| Электрические гребные установки: | ||||||||||||||||
| .1 главные генераторы, возбудительные агрегаты, | р | Р | Р | Р | ОМР | р | Р | Р | Р | ОМР | р | р | р | Р | ОМР | |
| гребные электродвигатели и электромагнитные муфты | ||||||||||||||||
| .2 распределительные устройства | р | Р | Р | Р | ОЕМР | р | Р | Р | Р | ОЕМР | р | р | р | Р | ОЕМР | |
| .3 пульты управления и контроля | р | Р | Р | Р | ОЕМР | р | Р | Р | Р | ОЕМР | р | р | р | Р | ОЕМР | |
| Основные и аварийные источники электрической энергии: | ||||||||||||||||
| .1 генераторы | р | Р | Р | Р | ОМР | р | Р | Р | Р | ОМР | р | р | р | Р | ОМР | |
| .2 аккумуляторы | МР | МР | МР | МР | ОМР | МР | МР | МР | МР | ОМР | МР | МР | МР | МР | ОМР | |
| Устройства преобразования электрической энергии, | р | Р | р | Р | ОМР | р | Р | Р | Р | ОМР | р | Р | р | Р | ОМР | |
| предназначенные для питания потребителей ответствен- | ||||||||||||||||
| ного назначения | ||||||||||||||||
| Распределительные устройства: | ||||||||||||||||
| .1 главный и аварийный распределительные щиты | р | Р | р | Р | ОЕМР | р | Р | Р | Р | ОЕМР | р | Р | р | Р | ОЕМР | |
| .2 распределительные щиты сигнально-отличительных | р | Р | р | Р | ОМР | р | Р | Р | Р | ОМР | р | Р | р | Р | ОМР | |
| фонарей3 | ||||||||||||||||
| .3 секционные и групповые распределительные щиты | р | Р | р | Р | ОМР | р | Р | Р | Р | ОМР | р | Р | р | Р | ОМР | |
| .4 щиты и пульты контроля, управления и сигнализации | р | Р | р | Р | р | Р | Р | Р | р | Р | р | Р | ||||
| Кабельная сеть: | ||||||||||||||||
| .1 кабели и провода | м | м | м | м | ОМ | М | м | м | м | ОМ | м | М | м | м | ОМ | |
| .2 защита кабелей (дополнительная), проход кабелей | с | с | с | с | о | С | с | с | с | о | с | С | с | с | о | |
| через водонепроницаемые и противопожарные | ||||||||||||||||
| переборки и палубы | ||||||||||||||||
| Электроприводы устройств и механизмов ответст- | ||||||||||||||||
| венного назначения, а также их контрольная, защитная, | ||||||||||||||||
| пусковая и регулировочная аппаратура4: | ||||||||||||||||
| .1 насосов, перечисленных в п. 5.1 табл. 16.1.8, | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | |
| компрессоров, якорных устройств, вентиляторов | ||||||||||||||||
| взрывоопасных помещений, вентиляторов машинных | ||||||||||||||||
| отделений и котельных воздухонагнетателей, шлюпоч- | ||||||||||||||||
| ных устройств, клинкетных дверей | ||||||||||||||||
| .2 рулевых устройств, авторулевой | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | |
| .3 швартовных механизмов | ОМР | ОМР | ОМР | |||||||||||||
| .4 буксирной лебедки | ОМР | ОМР | ОМР | |||||||||||||
| .5 спусковых устройств шлюпок и плотов | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | |
| .6 компрессоров, насосов, вентиляторов классифи- | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | р | р | р | р | ОМР | |
| цируемых холодильных установок |
05 О/
а
а
О/
Со
а
а
s
Продолжение табл. 18.1.4
| № п/п | Объект освидетельствования | Освидетельствование судна | ||||||||||||||
| 1-е ежегодное | 2-е ежегодное | 3-е ежегодное | 4-е ежегодное | 1-е очередное | 1-е ежегодное | 2-е ежегодное | 3-е ежегодное | 4-е ежегодное | 2-е очередное | 1-е ежегодное | 2-е ежегодное | 3-е ежегодное | 4-е ежегодное | 3-е очередное | ||
| 9 10 12 13 | Освещение: .1 помещений и пространств, важных для обеспечения безопасности и движения судна, обитаемости и эвакуации людей .2 остальных помещений .3 аварийное .4 сигнально-отличительные и сигнально-проблесковые фонари Электрические нагревательные и отопительные устройства и приборы: .1 нагревательные устройства, обеспечивающие работу механических установок .2 другие стационарные отопительные и нагревательные приборы Оборудование электрическое и кабели во взрывоопасных помещениях и пространствах Устройства сигнализации и внутренней связи: .1 машинные электрические телеграфы, указатели положения пера руля и лопастей ВРШ .2 служебная телефонная связь .3 авральная сигнализация .4 сигнализация обнаружения пожара .5 сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей Защитные устройства: .1 молниеотводное устройство .2 защитные заземления Запасные части Контрольно-измерительные приборы | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С р р р ом р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | ОР ОР ОР ОР р с ом ОР ОР ОР ОР ОР с с с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | ОР ОР ОР ОР р с ом ОР ОР ОР ОР ОР с с с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | С Р Р Р ОМ р р р р р с Е | ОР ОР ОР ОР р с ом ОР ОР ОР ОР ОР с с с Е |
| 1 Четвертое и последующие очередные освидетельствования выполняются в объеме предусмотренном для третьего очередного освидетельствования, однако объем отдельных осмотров, измерений, проверок и испытаний устанавливается в зависимости от технического состояния объектов надзора с учетом возраста судна и проведенных ремонтов и замен. Во время ежегодных освидетельствований производятся измерения сопротивления изоляции кабельной сети и электрических механизмов и устройств ответственного назначения. Во время очередных освидетельствований проводятся измерения сопротивления изоляции всей кабельной сети и всех стационарно установленных электрических механизмов и устройств. 3 Для пассажирских судов освидетельствования проводятся ежегодно. 4 Для электроприводов с асинхронными электродвигателями с короткозамнутым ротором при первом очередном освидетельствовании вместо ОМР производить Р. |
Ж
а
О/
Со
о
а
s
а ■к
s
S
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
результаты последних (не менее месячной давности) измерений; соответствие конструкции электрооборудования должной взрывозащищенности (по сертификатам, компетентных органов, подтверждающих степень взрывозащиты электрообо-рудо-вания для использования в опасных зонах, или маркировке, нанесенной на оборудование). 18.5. Очередное освидетельствование
18.5.1.При очередном освидетельствовании
судна должно быть проверено сохранение соот
ветствия требованиям Правил состава элек
трического оборудования, его конструкции,
расположения, установки и технических характе
ристик, а также определено техническое состоя
ние электрооборудования.
18.5.2.При очередном освидетельствовании
электрическое оборудование подлежит сле
дующим освидетельствованиям:
детальному осмотру (О) с необходимым вскрытием оборудования;
наружному осмотру (С);
измерению сопротивления изоляции (М);
проверке наличия действующих документов и/или клеймения (Е) о проверке контрольных приборов соответствующими компетентными органами, если они подлежат таковой;
проверке в действии (Р).
18.5.3.При осмотре электрического оборудо
вания проверяются:
защитное заземление нетоковедущих металлических частей электрического оборудования и заземление экранирующих оболочек и металлической брони кабелей;
степень защиты электрического оборудования от вредных влияний окружающей среды и защиты персонала от поражения электрическим током;
наличие на крепежных и контактных болтах и шпильках электрического оборудования приспособлений против самоотвинчивания.
18.5.4.При детальном осмотре генераторов,
возбудительных агрегатов, электродвигателей и
вращающихся преобразователей проверяются:
состояние станин, подшипниковых щитов, валов и подшипников;
продольные смещения якоря или ротора в подшипниках скольжения (смещение не должно превышать значений, указанных в 5.4.1.7 части II Правил классификационных освидетельствований судов);
зазоры в подшипниках электрических машин электрогребной установки (зазоры должны соответствовать данным завода-изготовителя);
изоляция выносных подшипников гребных электродвигателей и главных генераторов;
состояние поверхностей коллекторов и токо-съемных колец (при этом допустимый эксцентри-
ситет коллекторов и колец должен быть не более указанного в 5.4.1.8 Правил классификационных освидетельствований судов, если не указано других норм в документах завода-изготовителя);
положение траверсы в соответствии с имеющейся отметкой, состояние щеток и щеточного аппарата;
состояние блоков и элементов системы самовозбуждения и регулирования напряжения генераторов;
воздушные зазоры электрических машин (зазоры должны соответствовать данным завода-изготовителя; предельно-допустимые отклонения указаны в 5.4.1.7 части II Правил классификационных освидетельствований судов);
наличие и состояние измерительной и контрольной аппаратуры в системах, обслуживающих генераторы и гребные электродвигатели (датчиков температуры, термометров, реле давления масла и воды, датчиков появления воды и т.п.).
При осмотре должно быть обращено внимание на выявление возможных трещин в станинах, валах роторов или якорей, подшипниковых щитах машин, повреждений покровного лака обмоток статора, якоря и полюсных катушек, нарушения изоляции обмоток.
18.5.5.При осмотре трансформаторов прове
ряется состояние:
обмоток, изоляторов, контактных соединений, измерительных и контрольных приборов (термометров, указателей уровня);
вентиляции трансформаторных помещений;
специальных помещений трансформаторов, блокировки дверей и отключающих устройств.
При проверке трансформаторов с изолирующей жидкостью должно быть проверено качество жидкости (по судовым актам проверки).
При осмотре должно быть обращено внимание на выявление повреждений изоляции обмоток.
18.5.6.При осмотре аккумуляторов и их
помещений проверяется состояние:
стеллажей и крепления аккумуляторов;
вентиляционных каналов и отверстий, взры-вобезопасных светильников, кабелей.
Производится проверка уровня и плотности электролита, наличия на двери аккумуляторного помещения предупредительной надписи об опасности взрыва.
Должно быть представлено подтверждение о проверке емкости аккумуляторов, либо емкость проверяется контрольным разрядом аккумуляторов по назначению.
18.5.7.При осмотре распределительных ус
тройств и пультов управления и контроля ГЭУ,
главных и аварийных распределительных щитов,
силовых, осветительных и групповых щитов,
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 117
пускорегулирующих устройств и зарядных устройств проверяется:
состояние коммутационной и защитной аппаратуры, силовых полупроводниковых приборов;
соответствие установок по току и напряжению в автоматах, реле и плавких вставках в предохранителях;
состояние изоляторов шин и их крепления, наличие документов или клейм о поверке электроизмерительных приборов, цветных рисок на шкалах приборов, отмечающих номинальные значения тока, напряжения, мощности и т.п.
При осмотре должно быть обращено внимание на выявление обгоревших и изношенных контактов, коррозии токоведущих частей, ослаблений контактных соединений, поврежденных обмоток катушек и проводов внутреннего монтажа, искро-гасительных камер, корпусов приборов и пр.
18.5.8.При осмотре кабельной сети прове
ряется состояние кабелей, панелей, скоб, труб,
уплотнительных коробок и сальников в местах
прохода кабелей через водонепроницаемые и про
тивопожарные переборки и палубы, смотровых и
спусковых отверстий кабельных трубопроводов, а
также заземления металлических оболочек кабелей.
На нефтеналивных судах проверяется состояние кабелей на переходном мостике, компенсационных устройств, заземления грузового трубопровода, такелажа мачт и газоотводных труб. С особой тщательностью должны быть осмотрены электрическое оборудование и кабели, установленные в опасных помещениях и пространствах.
При осмотре должно быть обращено внимание на выявление повреждений оболочек кабелей, незакрепленных кабелей из-за коррозии крепежа и соединений кабелей без соединительных коробок.
18.5.9.При осмотре освещения и сигнально-
отличительных фонарей проверяется состояние:
осветительной и установочной арматуры светильников основного и аварийного освеще-ния, выключателей, штепселей и т.п.;
сигнально-отличительных фонарей и их коммутаторов;
изоляции жил кабелей в светильниках, установленных на подволоках из горючих материалов.
18.5.10.При осмотре электронагреватель
ных приборов проверяется:
наличие противопожарной изоляции или достаточных воздушных зазоров между нагревательными приборами и горючими конструкциями;
наличие защитных кожухов, исключающих размещение на них посторонних предметов.
18.5.11.При осмотре устройств внутренней связи
и сигнализации проверяется состояние приборов
машинного телеграфа, указателей положения пера
руля, лопастей ВРШ,коммутаторов и аппаратов служебной телефонной связи, звуковых и световых приборов авральной сигнализации, датчиков и из-вещателей обнаружения пожара, приборов приема сигнала о пожаре, звуковой и световой сигнализации, вентиляторов в системе дымовой пожарной сигнализации, предупредительной сигнализации о пуске средств объемного тушения, сигнализации закрытия водонепроницаемых дверей, сигнализации вызова механика в машинное отделение и других устройств внутренней связи и сигнализации.
18.5.12.При осмотре контрольно-измеритель
ных приборов проверяется их состояние и на
личие действующих документов и/или клейм о
поверке приборов соответствующими компетент
ными органами, если они подлежат таковой.
18.5.13.При осмотре молниезащитного ус
тройства проверяется состояние молниеулови-
теля отводящего провода, заземления и надеж
ность их соединения.
18.5.14.При осмотре запасных частей к
электрооборудованию проверяется их комплект
ность и состояние.
18.5.15.Электрическое оборудование хозяйст
венного, бытового и технологического назначе
ния также подлежит осмотру в отношении
подключаемых кабелей, электрической защиты,
изоляции и защитного заземления.
18.5.16.Проверка в действии (Р) гребных
электрических установок, силового электрообо
рудования, освещения, устройств внутренней
связи, сигнализации и другого оборудования в
соответствии с табл. 18.1.4 производится в
объеме, предусмотренном гл. 5.4 части II Правил
классификационных освидетельствований судов.