Определения

7.3.1.В настоящем разделе приняты сле­дующие определения:


Аварийный случай — кораблекрушение или существенное повреждение одного или нес­кольких объектов надзора Регистра (корпуса судна или плавучего сооружения, устройств, механизмов, систем, электрооборудования).

Кораблекрушение — случай с судном, в результате которого произошла его гибель или полное конструктивное разрушение.

Существенное повреждение — пов­реждение, явившееся причиной нарушения рабо­тоспособности объекта, устранение последствий которого возможно только в условиях специали­зированного предприятия.

7.4. Учету и расследованию подлежат все аварийные случаи с морскими судами, состоящи­ми на учете Регистра.



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации


 


ПАЛ. Анализу и изучению подлежат случаи, связанные:

с отступлением от Правил, допущенным при постройке или ремонте;

с отсутствием или недостаточностью требо­ваний в Правилах;

с конструктивными недостатками;

с дефектами постройки, изготовления, ремонта.

7.4.2. Аварийные случаи, связанные с наруше­нием основ судовождения, ПТЭ, Уставов службы на судах и т.п., Регистром также учитываются, но не анализируются. Если при расследовании таких случаев будет установлена связь с отступлениями от Правил или с недостаточностью их требов­аний, а также, если они носят массовый характер, то инспекции должны принимать меры по их предупреждению.

7.5.Аварийные случаи классифицируются как
кораблекрушение, потеря мореходных качеств,
пожары и взрывы, повреждения корпусов и
судовых конструкций, повреждения механизмов,
котлов, устройств и другого поднадзорного Ре­
гистру оборудования.

7.6.К причинам аварийных случаев относятся:
отступления от технической документации; кон­
структивные недостатки; дефекты постройки, изго­
товления, ремонта; действие непреодолимой силы
(форс-мажорные обстоятельства); нарушение основ
судовождения, ПТЭ, уставов службы и т.п.; отсту­
пления от Правил ; отсутствие или недостаточность
требований в Правилах.

7.7. Освидетельствование судов должно
производиться после каждого аварийного случая
в целях определения характера, объема и причин
повреждения, а также условий устранения по­
следствий и/или дальнейшей эксплуатации.

7.8. Судовладелец обязан предъявить судно к
внеочередному освидетельствованию Регистру в
порту, где произошел аварийный случай, или в
первом порту захода.

Если аварийный случай произошел в инос­транном порту, или таковым является первый порт захода, в котором нет возможности пре­дъявления к освидетельствованию Регистру, суд­но должно быть предъявлено иностранному классификационному обществу с одновременным сообщением в Главное управление Регистра.

7.9. При кораблекрушении инспекция, на
учете которой состоит судно, должна принять
все меры к участию в расследовании аварийного
случая и к определению его причин.

7.10.Инспекция, проводящая освидетельство­
вание судна после аварийного случая, должна
предъявлять требования, выполнение которых
обеспечивает годность судна к дальнейшей
эксплуатации. Исключение могут составлять


случаи, когда в порту освидетельствования от­сутствуют производственные возможности для выполнения работ в полном объеме. В этом случае инспекция устанавливает временные огра­ничения, исходя из условий безопасной эксплуа­тации, и определяет сроки выполнения требований.

7.11.Освидетельствование судов в связи с
аварийными случаями по сложным техническим
причинам, а также участие в работе комиссий по
расследованию причин аварийных случаев в
качестве технических экспертов должно, как пра­
вило, поручаться главным инженерам-инспектор­
ам по специальности.

7.12.При рассмотрении материалов аварий­
ного случая и проведении освидетельствований
инспектор в первую очередь должен выяснить
обстоятельства и причины, связанные с техничес­
ким регламентированием Правил и техническим
состоянием судна.

В компетенцию инспектора не входит выяв­ление обстоятельств и причин, связанных с установлением лиц, виновных в аварийном случае. Однако при установлении технических причин и обстоятельств они должны учитываться (см.7.4.2).

7.13.Если при освидетельствовании, связанном
с аварийным случаем, обнаружится неисправность
оборудования, входящего в компетенцию инспек­
тора другой специальности, или надежность того
или иного оборудования вызывает сомнение, то к
его освидетельствованию должен привлекаться
инспектор соответствующей специальности. В
этом случае акт оформляется инспекторами нес­
кольких специальностей.

7.14.Расследуя аварийный случай, инспектор
должен изучать записи в судовых журналах,
техническую документацию, инструкции, условия
эксплуатации, конструктивные особенности и т.д.
При этом необходимо принимать во внимание
вероятность в определенных условиях более
тяжелых последствий и учитывать это обстоя­
тельство при оформлении документов.

7.15.Аварийный акт должен сопровождаться
фотографиями, схемами, выписками из судовых
журналов, а также при необходимости лабора­
торными заключениями о прочностных характе­
ристиках материалов, причинах разрушений,
определении класса чистоты, замеров и т.д.

7.16.При расследовании аварийных случаев,
когда для установления их причин необходимы
специальные исследования, инспекция Регистра,
проводящая расследование, должна потребовать
от судовладельца исследований, проверок, испы­
таний или специальных технических расчетов,
проводимых компетентными организациями.


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 25


7.17.Об аварийных случаях, связанных с
гибелью людей, кораблекрушениями, пожарами
и взрывами, инспекции должны немедленно ин­
формировать Главное управление Регистра.

Оперативная информация о таких аварийных случаях должна представляться в Главное управ­ление Регистра в виде радиограммы или телекса в следующем порядке и объеме:

название судна,

регистровый номер, флаг страны, порт при­писки, судовладелец или оператор,

дата,

время,

место,

вид аварийного случая,

причина,

последствия,

принятые меры,

техническое состояние на момент аварийного случая,

срок годности документов Регистра,

дата последнего освидетельствования,

дата последнего докования,

кто сообщает об аварийном случае.

7.18.Результаты освидетельствования по
аварийным случаям оформляются Актами по
формам 6.3.32 и 6.3.33. Взрывы локального
характера, такие как взрывы в топках котлов,
картеров двигателей (если они не повлекли за
собой пожара), рассматриваются как аварийные
случаи с котлами, двигателями и т.п. и
оформляются Актом по форме 6.3.32.

7.19.Все материалы по аварийным случаям
обрабатываются как материалы первоочередной
важности и срочности.

7.20.При вовлечении в аварийный случай
нескольких судов (навал, столкновение и т.д.)
Акт оформляется на каждое судно.

7.21.После полного или частичного выполне­
ния требований аварийного акта и освидетельст­
вования судна оформляется Акт по форме 6.3.10.

7.22.Допускается делать отметку о выполне­
нии предъявленных требований в аварийном акте,
если объем повреждений, полученных судном в
результате аварийного случая, и время выполне­
ния работ по ликвидации последствий позволяют
сделать такую отметку.

7.23.Акты по аварийному случаю
оформляются в нескольких экземплярах из ра­
счета рассылки на судно, в дело инспекции,
проводившей расследование, в дело инспекции
по месту учета судна и в Главное управление
Регистра. Акты по форме 6.3.10 после выполне­
ния требований аварийного акта, не подлежащего


анализу и изучению, также направляются в Главное управление Регистра.

7.24.Акты проверяются, анализируются и
визируются главными инженерами-инспекторами
по специальности, подписываются начальником
инспекции или его заместителем.

7.25.Подразделения Регистра (региональные
отделения, инспекции, представительства, Глав­
ное управление, отделения инспекций) дают зак­
лючения по аварийным случаям, принимают
необходимые меры по их предупреждению или
дают такие предложения, если судно не состоит
на их учете инспекции, и высылают акты в
инспекцию по месту учета судна и в Главное
управление Регистра.

Инспекции по месту учета судна по получении таких актов рассматривают их и принимают необходимые меры по предупреждению аварий­ности, о чем информируют Главное управление Регистра.

7.26.Порядок прохождения аварийных актов
в подразделениях Главного управления Регистра
определяется указанием директора.

7.27.Подразделения Регистра ежеквартально
должны представлять в Главное управление
Регистра справки по аварийным случаям с суда­
ми, состоящими на учете инспекции. В них
следует указывать название, флаг, порт приписки
и регистровый номер судна, судовладельца, дату,
объект и причины аварийного случая, выставлен­
ные Регистром требования, мероприятия, пре­
дпринятые инспекцией по предотвращению
подобных случаев на данном типе судов, двига­
телей и т.п.

7.28.Учету в инспекциях Регистра подлежат
все аварийные случаи, указанные в 7.4.

Регистрация аварийных случаев с судами, состоящими на учете инспекции, производится в журналах учета аварийных случаев.

7.29.Положения настоящей главы не распрос­
траняются на аварийные случаи и повреждения
иностранных судов с классом ИКО.

Порядок освидетельствования и оформления аварийной документации по упомянутым судам определяется Инструкцией по освидетельствова­нию иностранных судов с классом ИКО.

7.30.Освидетельствование речных судов, не
состоящих на учете Регистра, производится по
заявке судовладельца и оформляется Донесением
об очередном/ежегодном/промежуточном осви­
детельствовании судна (форма 6.4.6). Материалы
по этим аварийным случаям (кроме указанных в
7.17) в Главное управление Регистра не на­
правляются.



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации


 


Раздел 8. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В СВЯЗИ

С ПЕРЕГОНАМИ ВНЕ УСТАНОВЛЕННОГО РАЙОНА

ПЛАВАНИЯ