ИСПЫТАНИЕ ЗАМЕНЯЕМЫХ И СЪЕМНЫХ ДЕТАЛЕЙ И ТРОСОВ
10.2.1Все вновь изготовленные заменяемые и съемные детали грузоподъемных устройств должны испытываться пробной нагрузкой согласно таблице 10.2.1 в присутствии компетентного лица.
Испытание должно производиться на машине, тарированной соответствующим образом, или подвешиванием груза определенной массы. Гарантированная точность машин для производства испытаний должна быть + 2%, что должно подтверждаться соответствующим документом.
Пробная нагрузка прикладывается статически, а время выдержки под нагрузкой должно быть не менее 5 мин.
Таблица 10.2.1
№п/п | Заменяемые и съемные детали | Груз, соответствующий допускаемой | Пробная нагрузка, т |
нагрузке SWL, т | |||
Цепи, вертлюги, скобы, гаки и т.п. | SWL^25 | 2xSWL | |
SWL> 25 | (1,22 x SWL) + 20 | ||
Одношкивные блоки без крепления на них | SWL | AxSWL | |
коренного конца грузового троса | |||
Одношкивные блоки с креплением на них | SWL | 6xSWL | |
коренного конца грузового троса | |||
Многошкивные блоки | SWL^25 | 2xSWL | |
25 <SWL^16O | (0,933 x SWL) + 27 | ||
SWL> 160 | 1,1 x SWL | ||
Съемные детали (стропы, подъемные траверсы, | SWL^W | 2xSWL | |
рамы и спредеры для контейнеров и т. п.) | W<SWL^\6Q | (1,04 x SWL) + 9,6 | |
SWL> 160 | 1,1 x SWL |
10 Испытания, освидетельствования и осмотры
Детали по возможности должны предъявляться к испытанию и освидетельствованию с антикоррозионным покрытием (за исключением окраски).
Когда SWL деталей очень большая или их размеры такие, что пользоваться испытательной установкой невозможно, испытание деталей следует проводить путем их подвешивания к соответствующей конструкции или грузоподъемному устройству и приложения к ним пробной нагрузки.
10.2.2Несколько заменяемых деталей могут
испытываться одновременно, если они соединены
так, как будут работать в реальных условиях, при
этом во время испытания обеспечивается возмож
ность каждую деталь подвергать нагрузке в
соответствии с ее SWL.
10.2.3После испытания все детали должны быть
подвергнуты полному освидетельствованию
компетентным лицом с целью установления отсутствия
дефектов или остаточных деформаций. Блоки должны
быть разобраны для осмотра осей и шкивов.
При положительных результатах проведение испытаний и освидетельствований должно подтверждаться Свидетельством по форме 5.1.4 и записью в части II Регистровой книги судовых грузоподъемных устройств. Если испытание деталей производилось под надзором компетентного лица, Свидетельство по форме 5.1.4 выписывается инспектором Регистра на основании Свидетельства, оформленного в соответствии с 11.1.3 и подписанного упомянутым выше компетентным лицом.
Клеймение испытанных деталей производится в соответствии с 11.2.1.
10.2.4Спредеры для контейнеров после
испытания пробной нагрузкой дополнительно
должны подвергаться функциональным испыта
ниям, соответствующим эксплуатационному режиму.
Траверсы для тяжелых грузов с большой грузонесущей способностью, относящиеся к определенным грузоподъемным устройствам, считаются испытанными, если они испытывались в составе грузоподъемных устройств.
10.2.5Все детали после ремонта подлежат
повторному испытанию и освидетельствованию
компетентным лицом в соответствии с 10.2.1
Клеймо после повторного испытания должно
возобновляться, если оно не сохранилось после
ремонта.
10.2.6Испытания стальных канатов, раститель
ных и синтетических канатов и цепей должны
производиться в соответствии с требованиями гл.
3.15, 6.6 и 7.1 части XIII «Материалы» Правил
классификации и постройки морских судов.
Патроны и прессуемые зажимы для заделки концов стальных тросов и коуша контроттяжки с напрессованными втулками должны испытываться вместе с тросами после заделки концов.
Проведение испытаний должно быть подтверждено сертификатом завода-изготовителя, а для цепей и стальных тросов без/с концевыми заделками, коушами и зажимами, кроме того, и Свидетельствами по формам 5.1.4 и 5.1.5.
Если испытание производилось под надзором компетентного лица, Свидетельства по форме 5.1.4 для цепей и по форме 5.1.5 для стальных тросов выписываются инспектором Регистра на основании Свидетельства, подписанного упомянутым выше компетентным лицом.
10.2.7Двурогие гаки должны испытываться
пробным грузом согласно рис. 10.2.7 Испытание
может производиться одной операцией (рис. 10.2.7а)
или двумя операциями (рис. 10.2.76).
10.2.8Блоки с вилками должны испытываться
подвешиванием пробного груза, как это показано на
рис. 10.2.8а для одношкивных блоков без ушка,
рис. 10.2.86 для одношкивных блоков с ушком и
рис. 10.2.8в для многошкивных блоков, где п —
число тросов.
10.2.9Головные образцы стандартизируемых
заменяемых деталей, а также заменяемых деталей,
производство которых осваивается заводом-
изготовителем, должны испытываться предельной
нагрузкой, равной удвоенной пробной нагрузке,
согласно 10.2.1; Регистр может потребовать такие
испытания и для головных несъемных деталей. По
согласованию с Регистром детали большой
грузоподъемности (100 т и более) могут не
подвергаться испытанию предельной нагрузкой,
если расчетами или результатами испытаний
пробной нагрузкой подтверждена их достаточная
прочность.
Регистр может потребовать периодическую проверку качества изготовляемых заменяемых деталей испытанием предельной нагрузкой; количество деталей из данной партии, подлежащих такому испытанию, определяется по согласованию с Регистром.
Деталь считается выдержавшей испытание, если при предельной нагрузке она не разрушилась. Инспектор Регистра может потребовать продолжения испытаний до разрушения детали.
Испытанные предельной нагрузкой детали использованию и ремонту не подлежат.
Испытания предельной нагрузкой должны проводиться заводом-изготовителем в обязательном присутствии инспектора Регистра. Результаты испытаний должны отражаться в акте завода-изготовителя и подтверждаться инспектором Регистра.
10.2.10Собственные массы головных образцов
или отдельных изделий несерийного производства
съемных деталей следует определять взвешиванием.
Правила по грузоподъемным устройствам морских судов
Пробная нагрузка |
Рис.10.2.7
о)
J \
в)
i i м )
П
о
\
\
J
Пробная нагрузка
Пробная нагрузка
Пробная нагрузка
Рис. 10.2.8
10.3 ИСПЫТАНИЯ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ В СБОРЕ
10.3.1Краны, выпускаемые заводами в собранном виде, лебедки и вьюшки должны быть испытаны и освидетельствованы компетентным лицом на заводе-изготовителе в соответствии с программой испытаний, одобренной Регистром при нагрузках, указанных в таблице 10.3.4.
Проведение этих испытаний и освидетельствований должно быть подтверждено сертификатом Регистра или завода-изготовителя, подписанным компетентным лицом.
Маркировка и клеймение испытанных кранов, лебедок и вьюшек должны производиться в соответствии с гл. 11.2.
Теплоизоляция и окраска деталей и узлов, подвергаемых нагрузке, производятся после испытания и освидетельствования.
10.3.2Перед испытанием и освидетельствованием после установки грузоподъемного устройства на судно инспектору должны быть представлены соответствующие Свидетельства, подписанные компетентным лицом; акты предприятия, удостоверяющие соответствие грузоподъемного устройства технической документации, одобренной
10 Испытания, освидетельствования и осмотры
Регистром; акты на пооперационный контроль работ и на контроль качества сварных соединений; сертификаты на материалы и изделия и на проведение термической обработки.
При конструктивных изменениях грузоподъемных устройств после модернизации или ремонта объем представляемой документации должен соответствовать произведенным изменениям.
При испытаниях и освидетельствованиях грузоподъемных устройств, находящихся в эксплуатации и не подвергавшихся переоборудованию, замене или ремонту, объем представляемой документации должен соответствовать указанному в гл. 11.1.
10.3.3Грузоподъемное устройство должно
предъявляться к испытанию в сборе на судне в
подготовленном виде.
Перед испытанием должно быть произведено полное освидетельствование устройства ответственным представителем завода, производившего монтаж и установку на судне, или лицом, ответственным за проведение испытаний. Грузоподъемное устройство может быть предъявлено к испытанию, если при освидетельствовании не обнаружено дефектов, влияющих на безопасность во время испытаний.
10.3.4После установки грузоподъемного
устройства на судне перед вводом в эксплуатацию
все краны, подъемники и стрелы с лебедками со
всеми относящимися к ним деталями должны
подвергаться испытанию пробной нагрузкой,
которая определяется по табл. 10.3.4 в зависимости
от грузоподъемности.
Таблица 10.3.4
Грузоподъемность SWL, т | Пробная нагрузка |
Менее 20 От 20 до 50 Более 50 | 1,25 х SWL SWL + 5 т 1,1 х SWL |
Испытания при первоначальном и периодических освидетельствованиях должны производиться только пробным грузом. В промежутках между периодическими испытаниями после замены или ремонта какой-либо несущей нагрузку части, а также в случае необходимости проведения дополнительного испытания (например, после устранения замечаний и/или выполнения требований, выставленных инспектором после проведения испытаний пробным грузом) по согласованию с Регистром допускается взамен пробного груза использование пружинных или гидравлических динамометров, надежно и безопасно закрепленных, при условии, что оснащение позволяет подвергнуть эту часть таким же напряжениям (определенным расчетом), которым
она подвергалась бы, если бы грузоподъемное устройство испытывалось пробным грузом, a SWL грузоподъемного устройства не превышает 15 т.
Динамометры должны тарироваться с точностью + 2 %. Во время испытаний их показания должны оставаться неизменными не менее пяти минут.
Если механизмом подъема с гидравлическим приводом вследствие ограничения давления нельзя поднять пробный груз, указанный в табл. 10.3.4, то при наличии Свидетельства, подтверждающего его испытание пробным грузом на заводе-изготовителе, достаточно произвести подъем возможно большего груза при максимально допустимом давлении в системе гидравлики. В этом случае на заводах, выпускающих краны в собранном виде, испытания пробной нагрузкой можно проводить путем навешивания на поднятый гак груза другим грузоподъемным устройством.
Если тяговое усилие лебедки недостаточно для подъема пробного груза, допускается его подъем другой лебедкой; однако торможение и удержание пробного груза должно быть произведено испытываемой лебедкой.
Если для работы тяжелой стрелой предусмотрены съемные штаги или ванты, при испытании стрелы они должны быть установлены.
Переставные грузовые стрелы подлежат испытанию пробной нагрузкой на каждой из предусмотренных для них опор.
Непереставные стрелы, предназначенные для работы над двумя люками, подлежат испытанию в положении на каждый люк. Стрелы с двумя обухами подлежат испытанию пробной нагрузкой на каждом обухе.
Пробный груз должен быть поднят стрелами при угле наклона к горизонту не менее 15° для легких и 25° для тяжелых стрел, а при ограничении углов наклона в эксплуатации большими величинами — при этих углах наклона.
Механизированные стрелы подвергаются испытанию пробным грузом при максимально допустимых в эксплуатации углах наклона.
Углы наклона стрел указываются в Свидетельстве по форме 5.1.2 (см. также 11.2.5).
У механизированных стрел и кранов с переменным вылетом стрелы и постоянной грузоподъемностью пробный груз должен быть поднят при максимальном и минимальном ее вылетах, а при переменной, в зависимости от вылета стрелы, грузоподъемности — при максимальном и минимальном вылетах для каждой установленной грузоподъемности.
Вылет стрел кранов указывается в Свидетельстве по форме 5.1.2, а при переменном вылете наносится и на кран.
После подъема пробный груз должен быть перемещен в крайние положения поворотом крана
Правила по грузоподъемным устройствам морских судов
или стрелы или передвижением крана (подъемника, грузовой тележки).
Работа тормозов грузовых лебедок стрел и кранов должна быть проверена быстрым опусканием пробного груза приблизительно на 3 м и резким его торможением. Это испытание производится по крайней мере в двух положениях стрелы.
Должно быть проверено также удержание пробного груза на весу при отключенном приводе лебедки и оттормаживание тормозов вручную.
Для тяжелых стрел должно быть произведено изменение вылета стрелы под пробной нагрузкой с проверкой тормоза топенантной лебедки.
При испытании должна быть также проверена работа аварийных выключателей и блокировки грузовых лебедок и вьюшек топенантов и контроттяжек с автономным приводом.
10.3.5После испытания крана пробной нагрузкой
он должен быть испытан грузом, равным грузо
подъемности, при работе механизмов подъема,
поворота, изменения вылета стрелы и передвижения с
максимальной скоростью; при этом резким торможе
нием должна быть проверена работа тормозов механиз
мов поворота, изменения вылета и передвижения.
При этом испытании должна быть также проверена работа конечных выключателей и указателей вылета стрел.
Если у крана предусмотрено совмещение движений (подъема, изменения вылета, поворота и передвижения), должна быть проверена работа крана при допускаемых вариантах такого совмещения.
При наличии у крана ограничителей грузоподъемности проверка их действия должна быть произведена на срабатывание подъемом предельного груза, установленного в соответствии с 5.5.3.
Подобным образом испытываются также механизированные стрелы.
10.3.6Если проведение испытаний подъемника,
расположенного в машинном отделении, коридоре
гребного вала и других подобных закрытых
помещениях затруднено по конструктивным и
технологическим причинам, то по согласованию с
Регистром допускается его испытание проводить на
специально оборудованном стенде вне этих
помещений.
Испытание монорельсового пути проводится на судне при помощи динамометра с приложением пробной нагрузки в различных точках по длине монорельса. После монтажа на судне работа подъемника проверяется без нагрузки.
Обухи для грузовых операций в указанных выше и других помещениях должны быть испытаны пробной нагрузкой, равной двойной допускаемой рабочей нагрузке на ушко обуха. По согласованию с Регистром испытание допускается производить при помощи динамометра.
При положительных результатах проведение испытаний и освидетельствований судовых грузовых стрел, судовых кранов и подъемников должно подтверждаться Свидетельством по форме 5.1.2 и записью в части I Регистровой книги судовых грузоподъемных устройств.
10.3.7Стрелы, оборудованные для работы
спаренными шкентелями, каждая в отдельности
подлежат испытанию пробной нагрузкой согласно
10.3.4 Кроме того, стрелы со спаренными шкенте
лями должны быть испытаны грузом, равным 1,25
грузоподъемности при работе спаренными стрелами.
При испытании должен быть произведен перенос груза от нока одной стрелы к ноку другой при положениях, близких к предельному углу расхождения шкентелей.
Если стрелы оборудованы для использования при различных схемах их установки, испытание должно производиться при таких схемах, которые обеспечивают наибольшую величину усилий в контроттяжках.
Если при работе спаренными стрелами усилие в каком-либо элементе устройства (например, осевое усилие в стреле) превышает усилие при работе одиночной стрелы (см. 4.2.7), дополнительно должно быть произведено испытание устройства при такой схеме установки спаренных стрел, чтобы этот элемент устройства был испытан в условиях, аналогичных расчетным.
Выбор схем установки стрел для испытания при работе спаренными стрелами требует анализа расчетов, вследствие чего этот выбор должен производиться в процессе проектирования и включаться в программу испытаний.
При испытании должна быть проверена возможность контроля угла расхождения шкентелей и установки стрел и контроттяжек.
После испытаний детали и оборудование спаренных стрел должны быть предъявлены Регистру для полного освидетельствования на отсутствие дефектов или остаточных деформаций.
При положительных результатах проведение испытаний и освидетельствований должно подтверждаться Свидетельством по форме 5.1.3 и записью в части I Регистровой книги судовых грузоподъемных устройств.
10.3.8Статические испытания судовых лифтов
проводятся для проверки прочности механизмов
лифта, кабины, канатов и их крепления, а также
действия тормозов. У лифта с тракционной лебедкой
при статическом испытании проверяется отсутствие
проскальзывания канатов в канавках канатоведущего
шкива.
Статическое испытание должно выполняться пробным грузом, равным:
РСТ=1,5Р — для грузовых лифтов с барабанной лебедкой;
10 Испытания, освидетельствования и осмотры
РСТ=2Р — для пассажирских лифтов всех типов и для грузовых лифтов с тракционной лебедкой,
где Р — грузоподъемность лифта.
При статическом испытании кабина с указанной нагрузкой должна находиться в нижнем рабочем положении не менее 10 мин.
Допускается замена статического испытания лифта с канатоведущим шкивом трехкратным перемещением лифта вниз с грузом, превышающим его грузоподъемность на 50 %.
10.3.9Динамические испытания судовых лифтов
проводятся для проверки действия механизма лифта,
тормоза, ловителей и буферов. Динамическое
испытание должно выполняться пробным грузом
Рдан=1,1 Р, где Р — грузоподъемность лифта.
При испытании ловителей плавного торможения и гидравлических буферов воздействие тормоза лебедки должно быть исключено.
10.3.10Проверка действия лебедки, тормоза и
буферов производится при номинальной скорости.
При испытании буферов должны быть отключены
этажные выключатели крайних остановок.
Выключение ловителей и буферов должно быть
проведено при отторможенном тормозе. Если при
испытаниях буферов происходит поломка пружины
или заедание плунжера, результаты испытаний
считаются неудовлетворительными.
10.3.11Испытания ловителей, срабатывающих от
ограничителя скорости, производятся на рабочей
скорости лифта.
При испытании ловителей, не срабатывающих от ограничителя скорости, кабина (противовес) в нижнем положении устанавливается на опору или подвешивается на вспомогательном канате, тяговые канаты потравливаются, после чего удаляется опора (перерезается вспомогательный канат). Путь, проходящий кабиной (противовесом) в свободном падении до посадки на ловителях, не должен превышать 100 мм.
Испытания ловителей могут производиться также другим эффективным способом, одобренным Регистром.
10.3.12После испытания пробным грузом лифт
должен быть подвергнут функциональным
испытаниям грузом, равным его грузоподъемности.
При этом проверяются системы управления,
сигнализации, дверных контактов, конечных
выключателей и прочих предохранительных
устройств. Работоспособность лифта должна быть
проверена также во время проведения ходовых
испытаний судна.
При положительных результатах проведение испытаний и освидетельствований судовых лифтов должно подтверждаться Свидетельством по форме 5.1.6 и записью в части I Регистровой книги судовых грузоподъемных устройств.
10.3.13Статические испытания судовых подъем
ных платформ должны производиться пробным
грузом, равным 1,25 грузоподъемности.
Динамические испытания судовых подъемных платформ должны производиться пробным грузом, равным 1,1 грузоподъемности в объеме применимых требований настоящей главы.
10.3.14После испытаний пробным грузом
судовая подъемная платформа должна быть
подвергнута функциональным испытаниям грузом,
равным грузоподъемности, в соответствии с
условиями эксплуатации.
Функциональные испытания должны включать в себя несколько полных транспортных операций в соответствии с предусматриваемыми условиями эксплуатации: с погруженными трейлерами и тягачами или соответствующими другими автомашинами. При этом следует с учетом 8.2.3.4 произвести замеры деформации платформы и имитацию разрыва одного из несущих средств. Особенно следует проверить приборы безопасности, задраивающие устройства в палубных отверстиях и стопорные устройства платформы с палубой. У платформ, не имеющих стопорных устройств на уровне рабочих палуб во время грузовых операций, максимальный зазор по высоте между платформой и палубой должен быть не более 20 мм.
При положительных результатах проведение испытаний и освидетельствований должно подтверждаться Свидетельством по форме 5.1.2 и записью в части I Регистровой книги судовых грузоподъемных устройств.
10.3.15После испытаний грузоподъемного
устройства в сборе металлоконструкции,
механизмы, оборудование и приборы безопасности,
детали и тросы грузоподъемного устройства должны
быть предъявлены Регистру для полного
освидетельствования на отсутствие дефектов или
остаточных деформаций.
Если при освидетельствовании выявятся дефекты, влияющие на безопасность эксплуатации грузоподъемного устройства, поврежденные детали или узлы должны быть заменены либо отремонтированы, после чего испытание должно быть произведено повторно.
Клеймение грузоподъемных устройств после испытаний производится в соответствии с 11.2.3.
Правила по грузоподъемным устройствам морских судов
10.4 ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, ОСМОТРЫ И ИСПЫТАНИЯ
10.4.1Все стрелы и детали, постоянно укреплен
ные на стрелах, мачтах и палубах (включая цепные
стопоры топенантов) должны подвергаться ежегодному
осмотру инспектором Регистра не реже одного раза в
12 месяцев и полному освидетельствованию
инспектором Регистра не реже одного раза в 5 лет.
Результаты осмотров и освидетельствований должны быть указаны в части I Регистровой книги судовых грузоподъемных устройств.
10.4.2Судовые краны, подъемники и лебедки
стрел, механизированные стрелы, судовые лифты и
судовые подъемные платформы должны подверга
ться полному освидетельствованию инспектором
Регистра не реже одного раза в 12 месяцев.
Результаты освидетельствований должны быть указаны в части I Регистровой книги.
10.4.3Все заменяемые и съемные детали должны
подвергаться полному освидетельствованию инспек
тором Регистра не реже одного раза в 12 месяцев.
Результаты освидетельствований должны быть указаны в части II Регистровой книги.
10.4.4При периодических полных освидетельст
вованиях и ежегодных осмотрах проверяется
наличие Свидетельств об испытании грузоподъем
ных устройств, заменяемых и съемных деталей и
тросов, наличие соответствующей маркировки и
клейм, а также отметок в документации о
периодической термической обработке заменяемых
деталей и определяется техническое состояние
металлоконструкций, их узлов и соединений,
механизмов и деталей грузоподъемных устройств.
Если при периодическом освидетельствовании будут обнаружены дефекты, влияющие на безопасность эксплуатации грузоподъемных устройств, а также износы, превышающие допускаемые, то изношенные или поврежденные детали должны быть заменены или отремонтированы, а неисправности — устранены.
Замкнутые объемы металлических конструкций, не доступные для освидетельствования, должны быть подвергнуты испытанию надувом воздуха с избыточным давлением 0,03 МРа и нанесением пенообразующего раствора. По согласованию с Регистром может быть допущен другой вид испытаний.
Замеры остаточных толщин металлических конструкций должны производиться не реже одного раза в 5 лет.
В необходимых случаях после ремонта или замены деталей должны быть произведены внеочередные освидетельствования и испытания в соответствии с гл. 10.5.
10.4.5Периодические испытания грузоподъем
ных устройств в сборе на судне должны
производиться не реже одного раза в 5 лет в объеме применимых требований главы 10.3.
Внеочередные испытания, произведенные согласно гл. 10.5, засчитываются как периодические испытания.
Проведение испытаний и связанных с ними освидетельствований должно подтверждаться Свидетельством по форме 5.1.2 (№ 2).
10.4.6Периодические освидетельствования грузоподъемных устройств судов, не совершающих международных рейсов, могут совмещаться с ежегодными освидетельствованиями судна с применением зачетов досрочных предъявлений и отсрочек.
10.5 ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ
10.5.1При замене, переоборудовании или ремонте грузоподъемных устройств, их механизмов, металлоконструкций или деталей должно быть произведено освидетельствование и испытание грузоподъемных устройств в сборе в объеме применимых требований главы 10.3.
В частности, такие освидетельствования и испытания должны быть произведены в следующих случаях:
.1 после замены грузоподъемного устройства в целом или после переноса его на другое место;
.2 после переоборудования грузоподъемного устройства, капитального ремонта или ремонта после аварии;
.3 после капитального ремонта, изменений или замены металлоконструкций, механизмов и несъемных деталей грузоподъемных устройств;
.4 после изменения высоты крепления топенанта и при перемещении креплений вант и штагов;
.5 после замены или капитального ремонта лебедки или тормоза, после замены кабины, противовеса, электродвигателя, тяговых канатов, барабана лебедки, после ремонта или замены канатоведущего шкива судового лифта;
.6 после демонтажа грузоподъемного устройства, в силу определенных причин, и установки его на прежнее место.
После замены заменяемых и съемных деталей и тросов проведения испытаний грузоподъемного устройства в сборе не требуется, но они должны иметь Свидетельства по формам 5.1.4 для деталей и 5.1.5 для тросов.
Однако после замены спредеров должно быть произведено испытание грузоподъемного устройства с подвешенным спредером и контейнером на функционирование, соответствующее режиму эксплуатации.
10 Испытания, освидетельствования и осмотры
После замены ловителей, ограничителей скорости или буфера статическое испытание судового лифта может не производиться.
При изменении электрической схемы управления или замене кабелей цепи управления, а также при изменении конструкции конечного выключателя, дверных контактов, автоматических замков, затяжных переключателей, центрального этажного аппарата или других аппаратов, выполняющих те же функции, статическое и динамическое испытания судового лифта могут не производиться. При этом достаточно ограничиться испытаниями в соответствии с 10.3.12.
Проведение внеочередных освидетельствований и испытаний должно подтверждаться Свидетельствами по форме 5.1.2.
10.5.2После аварийных случаев с грузоподъемным устройством во время его эксплуатации должно быть произведено внеочередное освидетельствование для установления технических причин, вызвавших аварийный случай.
Необходимый объем освидетельствования в данном случае определяется инспектором Регистра. Освидетельствование производится независимо от срока действия документов на устройства.
10.6 НОРМЫ ИЗНОСОВ
10.6.1Настоящие нормы являются ориенти
ровочными и могут быть изменены в зависимости
от характера работы элемента и вида износа. Для
уточнения влияния износа на прочность и
надежность элемента могут применяться расчетные
методы.
Нормы относятся к местам наибольшего износа.
10.6.2Детали с износом 10% и более по толщине
или диаметру, а также детали с трещинами, изломами
или остаточными деформациями не должны
допускаться к эксплуатации.
При определении износов шарнирных соединений вертлюгов и вилок шпоров стрел, вертлюгов обухов топенантов стрел следует подходить к ним как к подшипникам скольжения. При этом наибольшие зазоры по диаметру должны соответствовать нормам изготовителя.
10.6.3Стальной трос не должен применяться,
если:
.1 в любом месте на его длине, равной десяти диаметрам, количество обрывов проволоки составляет 5% и более общего количества проволок в тросе;
.2 появляются тенденции к выдвижению из троса проволок или целых прядей;
.3 прядь оборвана;
.4 имеются признаки чрезмерного износа в виде плоских поверхностей проволок;
.5 имеются признаки коррозии, особенно внутренней;
.6 оборванные проволоки проявляются только в одной пряди или сосредоточены на участке длиной менее десяти диаметров, или проявляются на петлях троса с металлическими зажимами;
.7 имеется более одной оборванной проволоки из непосредственно прилегающих к металлическому скреплению.
10.6.4Растительные и синтетические тросы при
наличии разрыва каболок, прелости, значительного
износа или деформации не должны допускаться в
эксплуатации.
10.6.5Металлические мачты и стрелы,
фундаменты лебедок, а также металлоконструкции
кранов и съемных деталей при остаточной толщине
стенок 80 % и менее первоначальной их толщины не
должны допускаться к эксплуатации.
10.6.6Износы деталей и узлов лифтов не должны
превышать норм, установленных заводом-строите
лем, или нижеуказанных:
.1 Износ манжет и сальниковых уплотнений определяется по течи масла.
.2 Зазор между якорем электромагнита тормоза и ярмом не должен превышать 4 мм.
.3 Зазор между канатом и дном канавки канатоведущего шкива должен быть не менее 2 мм.
.4 Неодинаковый износ канавок канатоведущего шкива относительно друг друга допускается до пределов, позволяющих балансирной подвеске компенсировать перебег канатов без выключения контакта, контролирующего перекос рычагов балансира.
.5 При большем износе канавок канатоведущий шкив должен быть проточен или заменен новым. Проточка канавок шкива разрешается не более одного раза.
.6 Браковка находящихся в работе стальных канатов судовых лифтов производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната согласно табл.10.6.6-1.
Число обрывов проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого указана в табл. 10.6.6-1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей к числу проволок в сечении.
Например, для каната конструкции 8 х 19=152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6x19=114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует данные табл. 10.6.6-1 (число обрывов на одном шаге свивки) для каната 6x19=114 проволок с одним органическим
Правила по грузоподъемным устройствам морских судов
Таблица 10.6.6.-1